Понятие сознания и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 09:49, реферат

Краткое описание

Человек - единственное живое существо на планете, способное анализировать происходящие и прошедшее, строить планы на будущее и реализовывать их. Этим он обязан сознанию.
Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие сознания и его функции. 4
2. Проявление сознания в поведении человека. 5
3. Структура психики человека. 10
4. Психика, поведение, деятельность. 13
Список использованной литературы: 16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.90 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.                                                                                                    3                                                                                                        

1. Понятие сознания и его функции.                                                       4                                             

2. Проявление сознания  в поведении человека.                                     5

3. Структура психики человека.                                                             10

4. Психика, поведение, деятельность.                                                   13

Список использованной литературы:                                                    16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение

Человек - единственное живое существо на планете, способное анализировать происходящие и прошедшее, строить планы на будущее и реализовывать их. Этим он обязан сознанию.

Сознание - это высший уровень психического отражения объективной реальности, высший уровень саморегуляции, присущий только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира.

Сознание это не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Существует большое количество психических процессов и явлений, течение или проявление которых не осознается человеком. Эти процессы относят к группе так называемых неосознаваемых процессов, или к бессознательному.

Неосознаваемые психические процессы активно стали изучаться в начале XX в. Результаты первых исследований показали, что проблема бессознательного настолько обширна, что вся осознаваемая человеком информация — это лишь верхушка айсберга, большая часть которого не видна глазу наблюдателя.

Целью этой работы является ознакомление с понятиями сознания и бессознательного, проявлениями сознательных и неосознаваемых психических процессов в поведении человека.

 

 

 

 

 

 

3

1. Понятие сознания и  его функции.

Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания.

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность  знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта  и объекта (противопоставление себя  окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека  к себе и окружающему миру (его  чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной  картины мира (память хранит образы  прошлого, воображение формирует  модели будущего).

6. Формирование целей  деятельности (исходя из потребностей  человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). [10,с 180]

 

 

4

2. Проявление сознания в поведении  человека.

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Такими свойствами являются: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии, различная степень ясности. [10, с 184]

Активность сознания проявляется в том, что отражение объективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности.

На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах.

Активность сознания также тесно связана со значимостью тех внеш-

5

них влияний, которые действуют на человека, со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время и со значимостью самих поступков человека.

Так, например, для семилетнего ребенка, который идет в школу, значимость учения еще далеко не осознается полностью. Он хочет учиться, потому что все учатся, потому что таково положение ребенка этого возраста в нашей стране. И это для него достаточно. Постепенно, год из года, он все лучше и точнее начинает понимать все значение учения, а потом и науки вообще. [6, с 64]

Избирательный характер сознания проявляется в том, что сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность означает, что сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). [10, с 185]

Константность сознания - это его относительная неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определяемая памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности.[7, с 158]

Динамичность сознания, т.е. его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

6

Например, ранее люди видели восход солнца над горизонтом и делали вывод, что солнце вращается вокруг Земли. Однако после открытия Коперника мы уже можем воспринимать восход солнца по-другому — как проворачивание нашей планеты навстречу светилу, то есть под действием логики меняются первичные познавательные процессы. [10,        с 187]

Искаженность сознания. Это значит, чтосознание всегда отражает действительность в искаженном виде, т.е. часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности. [10, с 185] Искаженность сознания может проявляться в излишней подозрительности, ревности, любви до изнеможения, жадности без меры и т.п. негативных чертах в характере индивида. К искаженности сознания относят, например, воровство, бюрократизм, взяточничество, предательство, алкоголизм, наркоманию, терроризм, религиозный фанатизм. [3]

Индивидуальный характер сознания заключается в том, что сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

Способность к рефлексии, т.е. способность к самонаблюдению и самооценке. Человек в состоянии критически оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. А также может представлять себе, как его оценивают другие люди. [10, с 185]

Степень ясности сознания. В сознании есть поле (область) ясного со-

7

знания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размышления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетливого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов. Есть и периферическое поле (область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсознания переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали размышлений, действий — то, что автоматизируется.

Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буковку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он может вспомнить, а, может быть, и нет, все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расскажет о движениях своей руки, кисти и пальцев.

Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к определенному выводу или решению. Постепенно, по мере длительных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в периферическую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.

8

Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не осмыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформулированных мысленно выводов и решений. Этот блок подсознательных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требовательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни периодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучительно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ограниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни. [8, с 34]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

3. Структура психики  человека.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические  свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интен-

10

сивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Информация о работе Понятие сознания и его функции