Понятие термина способности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:58, реферат

Краткое описание

Основные задачи, которые хотелось бы раскрыть в реферате:
1. Установить понятие термина способности личности.
2. Выявить уровни способностей.
3. Доказать врожденность и возможности формирования способностей личности или как они развиваются.и личности, их формирование, проблемы.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Понятие термина способности личности …………………………………...4
3. Уровни способностей ………………………………………………………...6
4. Врожденность способностей ………………………………………………..10
5. Возможности формирования способностей ……………………………….11
6. Виды и структура способностей …………………………………………....13
7. История исследований способностей ……………………………………...15
8. Проблематика исследования способностей ……………………………….16
9. Общие и специальные способности ……………………………………….17
10. Заключение ………………………………………………………………...19
11. Список используемой литературы ……………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Способности как психическое свойство личности.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

 

Возможности формирования способностей

1. К не менее точным, но достаточно впечатляющим результатам  относятся результаты деятельности  выдающихся педагогов. Известно  множество случаев, когда вокруг  одного учителя возникала большая  группа  талантливых учеников, по  численности и уровню способностей  необъяснимая с точки зрения  законов статистики. По мнению  некоторых выдающихся педагогов  (М. П. Кравец), неспособных детей  вообще не бывает. Если уроки  проходят в интересной для  ребенка форме и захватывающей  манере обучения, то соответственно  результаты развития способностей  будут высокими.

2. Влияние условий среды  на формирование способностей. Показательно  исследование, проведенное Ю. Б.  Гиппенрейтер и О. В. Овчиниковой,  где был установлен заведомо  более высокий показатель музыкальных  способностей у вьетнамцев по  сравнению с русскоговорящими  людьми. Психологи выявили, что  во вьетнамском языке высота  звука несет смыслоразличительную  функцию, а в русском языке такой функции нет. Отсюда – более высокая музыкальность вьетнамцев.

3. Значение условий воспитания  и формирования способностей. Так,  было выращено отобранное поколение  «умных» крыс в условиях объединенной  впечатлениями среды и поколение  «глупых» крыс в условиях обогащенной  среды. В результате – показатели  второй группы животных оказались  выше.

4. Психологические факторы развития способностей:

- для развития познавательных  способностей детей должно быть  организованно определенное обустройство  среды. Должны быть созданы  условия для того, чтобы взаимодействие  детей и взрослых носило характер  сотрудничества и содружества.  Этот очень важный психологический  фактор – пересечение пространства  ребенка и взрослого – помогает  многостороннему развитию способностей  детей;

- возникают специфические  интеллектуальные эмоции: эмоции  догадки, сомнения и уверенности;

- для ребенка чрезвычайно  важно общение со взрослым  в форме диалога, дискуссий, совместных наблюдений и экспериментов;

- взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним;

- познавательная и интеллектуальная  деятельность ребенка всегда  должна быть связана с положительными  эмоциями. Педагог должен отмечать  любые достижения ребенка; тогда  происходит фиксация успеха и  дальнейшее желание развиваться. 

Итак, вопрос о происхождении  способностей, а так же о становлении  и развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные  предпосылки способностей, но то, на сколько проявятся эти задатки, зависит от условия индивидуального  развития человека.

Становление развития способностей, видимо, связано с прохождением ребенка  через различные сензитивные  периоды с возможным научением  в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в 2 – 3 года у детей развивается устная речь, в 5 – 7 лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благоприятны для овладения особыми видами деятельности. Если какая – то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.

В психологии исследован еще  один фактор: неотъемлемой компонентной способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно организующаяся деятельность, необходимая для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.6

 

Виды и структура  способностей

В отечественной психологии в изучении способностей выделятся  два крупных направления:

- личностно-деятельностный  подход (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий,  В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М.  Теплов), в котором способности  рассматривают как свойства личности, развивающиеся в деятельности  и определяющие ее успешность;

- функционально-генетический  подход (Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков), в рамках которого  анализ способностей осуществляется  через соотношение их с психическими  функциями и процессами, в которых  они реализуются.

Вопрос о классификации  способностей человека довольно сложен из-за их разнообразия. Единой и общепринятой типологии способностей в психологии не разработано. Принципами ее построения являлись:

- различия в основных видах деятельности;

- различия, связанные с  индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности;

- операциональные определения,  основанные на применении разнообразных  систем тестов с последующим  факторным анализом.

Способности можно квалифицировать  на:

1. природные или естественные  способности, в основе своей  биологически обусловленные, связанные  с врожденными задатками, формирующиеся  на их базе, при наличии элементарного  жизненного опыта через механизмы  научения типа условнорефлекторных  связей;

2. специфические человеческие  способности, имеющие общественно  – историческое происхождение  и обеспечивающие жизнь для  развития в социальной среде. 

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных  видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движения рук  т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно – лингвистические, художественно – творческие, спортивные и т.д.).

б) теоритические, определяющие склонность человека к абстрактно –  логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к  корректно – практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно  лишь разносторонне одаренным людям.

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью  создания произведений материальной и  духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом.

г) способности к общению, взаимодействие людьми и предметно  – деятельностные способности, связанные  с взаимодействием людей с  природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

 

История исследований способностей

Проблема способностей постоянно  ставится перед человеком жизнью. Она всегда была для него столь  же важна, сколь и актуальна. Сложность  изучения способностей связана с  тем, что способности не даны человеку непосредственно в его самонаблюдениях  и переживаниях. Мы лишь опосредованно  делаем заключение о них, обычно соотнося уровень овладения деятельностью  одним человеком с уровнем  овладения ею другими людьми.

Понятие о способностях развивалось, как и многие другие категории  психологии сначала в русле философского рассмотрения. Лишь во второй половине Х1Х в. развертываются эмпирические исследования способностей. «Отцом-основателем» психологии способностей можно считать  Френсиса Гальтона. Он создал эмпирический подход к решению проблем способностей, разработав для этого основные методы и методики, которыми по-прежнему пользуются исследователи. Почти пятьдесят  лет своей жизни он посвятил проблемам  наследственности и таланта, став основоположником евгеники, придя к выводу, что  необходимо искусственно поддерживать интеллектуальный потенциал в человеческом сообществе. Работами Ф. Гальтона был  заложен список проблем, которые  стали основой научной психологии способностей. 

Проблематика  исследования способностей

Первая проблема касается особенностей развития способностей и  факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса  о соотношении наследственности и среды, как основных детерминант  развития способностей.

Вторая проблема связана  с выявлений взаимосвязи межу специальными и общими способностями. С ней теснейшим образом связана  проблема (третья) создания методов  измерения способностей.

Четвертой важнейшей проблемой  психологии общих способностей является проблема взаимосвязи способности  и деятельности человека.

Конечно, современная психология способностей не ограничивается только этими проблемами. Активно исследуется  вопрос взаимного влияния способностей и личности, изучаются гендерные  проблемы способностей и др.7

 

 

Общие и специальные  способности.

Чаще всего, в отечественной  психологии способности подразделяют на общие и специальные способности. Вслед за Б.М. Тепловым специальными способностями называют способности  к определенным видам деятельности. Под общими способностями исследователи  подразумевают способности, которые  одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. Они связаны с более  общими условиями ведущих форм человеческой деятельности. Эти способности представляют собой свойства психики как единой системы, определяющей успешность любой  деятельности.

Если взять за основу три  функции психики, выделенные Б.Ф. Ломовым: коммуникативную, регуляторную и познавательную, то легко предположить наличие у  человека соответственно коммуникативных, регуляторных и познавательных способностей. Наиболее разработанной в русле  этого подхода является структура  общих познавательных способностей. Она представлена, по мнению В.Н. Дружинина, тремя видами: интеллектом, креативностью  и обучаемостью.

 Специальные способности  являются условиями, необходимыми  для успешного выполнения какого-либо  конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный  слух, музыкальная память, чувство  ритма у музыкантов, «оценка пропорций»  у художников и др. Рассматривая  психику как единую систему,  перерабатывающую информацию, можно  сказать, что она: а) приобретает  знания, б) применяет и в) преобразовывает  и сохраняет знания.

В таком случае в общих  способностях есть три составляющие части:

1. интеллект, как способность к применению знаний, способность решать задачи на основе имеющихся знаний;

2. обучаемость, как способность к приобретению знаний;

3. креативность, как способность к преобразованию имеющихся знаний.

Интеллект в широком смысле представляет собой совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Интеллект - основная форма познания человеком действительности. Существуют три подхода к пониманию  функций интеллекта:

1) способность к обучению;

2) способность к оперированию  символами; 

3) способность к активному  овладению закономерностями окружающей  нас действительности.

Интеллект не только отражает разные связи и отношения между  предметами и явлениями, но и дает возможность творчески преобразовывать  действительность. Он не сводится к  способности к учению. Результат  измерение интеллекта обычно представлен  в так называемом уровне интеллекта, или IQ.8

 

 

Заключение

   Понятие способности используется в быту для объяснения случаев, когда разные люди в одинаковых условиях добиваются разных успехов (особенно если эти успехи очень сильно разнятся между собой). В этой связи можно сразу указать на тот феномен, что люди вообще-то очень часто склонны выдавать своё "не хочу" за "не могу". Под этим "не хочу" может скрываться безволие, лень, низкая мотивация иные личностные особенности. И за этим "не могу" (низкими способностями) во многих случаях скрывается психологическая защита. Размытость бытового понимания феномена способностей оказало влияние и на теоретическую психологию.

Слово "способность" имеет  очень широкое применение в самых  различных областях практики. Обычно способности тесно привязаны  к тому или иному виду выполняемой  деятельности: высокие способности - качественная и эффективная деятельность, низкие способности - некачественная и  неэффективная деятельность.

   Объясняют феномен  способности обычно на основании  одного из трёх представлений: 

   1) способности сводятся  к всевозможным психическим процессам  и состояниям, вытекают из их  характерных особенностей у данного  человека,

   2) способности сводятся  к высокому уровню развития  общих и специальных знаний, умений  и навыков (ЗУНов), обеспечивающих  успешное выполнение человеком  различных видов деятельности,

   3) способности это  не ЗУНы, а то, что обеспечивает  их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике.

   По последнему  пункту надо сделать небольшое  пояснение. Действительно, часто  можно наблюдать, как два специалиста  с одинаковым уровнем подготовки, при прочих равных (похожих) обстоятельствах  добиваются разных успехов. Конечно,  большое значение в жизни имеет  случай. Однако для того, чтобы  реализовывать свои ЗУНы на  практике, тоже существуют условия:  человек должен обладать активной  жизненной позицией, быть волевым,  целеустремлённым, рациональным и  т.д.

Информация о работе Понятие термина способности личности