Понятия «личность» и «индивидуальность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:25, доклад

Краткое описание

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всего представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность».

Вложенные файлы: 1 файл

Понятия.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

Подобно тому как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

 Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, но мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность — лишь одна из сторон личности человека.

Таким образом, в позиции  представителей московской психологической  школы прослеживается два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального  проявления качеств и свойств  человека. Во-вторых, личность рассматривается  как продукт социальный, никак  не связанный с биологическими детерминантами, а следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической  школы, наиболее ярко представлено в  работах Б. Г. Ананьева. Первой отличительной  чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации  человека «индивид — личность —  индивидуальность», он выделяет следующие  уровни: «индивид — субъект деятельности — личность — индивидуальность». В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека.

По мнению Ананьева, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как  биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом  понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, санкт-петербургская  психологическая школа, как и  московская, в понятие «личность» включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций  в отечественной психологии в  отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными  школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности.

По мнению Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния  входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые  входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут  войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными  свойствами личности, но сами относящиеся  к характеристикам организма  человека (например, подвижность или  инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Ананьев, структура  личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

Таким образом, основное различие между представителями двух ведущих  отечественных психологических  школ заключается в расхождении  по вопросу об участии биологических  детерминант в формировании личности. Ананьев подчеркивает, что ему  достаточно близка позиция К. К. Платонова, выделившего в структуре личности четыре подструктуры: 1) биологически обусловленные  особенности личности; 2) особенности  ее отдельных психических процессов; 3) уровень ее подготовленности (опыта  личности) 4) социально обусловленные  качества личности. При этом Ананьев  отмечает, что личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального  развития. Человек рождается биологическим  существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта  человечества.

Кроме этого, Ананьев полагает, что все четыре основные стороны  личности тесно связаны друг с  другом. Однако доминирующее влияние  всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением и  направленностью, потребностями и  интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами. Таким образом, представителями санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов. Следует отметить, что разногласия по данному вопросу обусловливают определенные различия и во взглядах на природу индивидуальности. Так, Ананьев считает, что индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду надо стать личностью.

Позднее известный отечественный  психолог Б. Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть  всю сложность и неоднозначность  соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту  проблему сводились к следующим  основным положениям. Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношения организма и личности. Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое — в рамках социальных наук. Однако и то и другое одновременно относится к человеку и как к представителю вида Ноmо Sарiеns, и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм — структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность — включенность человека в жизнь общества.

В-третьих, как уже неоднократно отмечалось, исследуя формирование и  развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность —  это социальное качество индивида, в котором предстает человек  как член человеческого общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа  отношений «индивид—общество» оно  не может быть понято. Объективным  же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в которой он живет и развивается.

В-четвертых, формирование и  развитие личности необходимо рассматривать  как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что этот процесс направляется обществом  при помощи специальных социальных институтов, в первую очередь системы  воспитания и образования.

Исходя из этого можно  сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, — это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому  роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек  предстает в своей сущности как  биосоциальное существо.

 

Современный человек с  самого рождения представляет собой  биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

 

Сознание не является нашим  природным достоянием, хотя природа  создает физиологическую базу для  сознания. Сознательные психические  явления формируются в течение  жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение  с помощью речи, способность к  духовному творчеству.

 

Обретение социальных качеств  человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются  в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

 

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в  обществе. Однако он является и продуктом  среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической  и социальной гармонии общества и  человека на каждом историческом этапе  выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

 

Общество и человек  неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

 

Общество определяет условия  не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот  почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения  здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

 

В обществе человек реализует  свою природу, но и сам вынужден подчиняться  требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая  каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной  сущности. Выступая против общества, человек  не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную  природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

 

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы  антропогенеза можно разделить  следующим образом:

биологические факторы —  прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

 основные социальные  факторы — труд и коллективная  деятельность, мышление, язык и общение,  нравственность.

 

Труд из перечисленных  выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь  остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал развитию мышления, выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

 

Таким образом, современный  человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

 

Под его биологическими особенностями  понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились  основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

 

Социальные особенности  характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание  своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность  преобразовывать мир; сознание; способность  мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

 

Человека нельзя сводить  исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим  особенностям, так как личностью  можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно  слито в человеке, что делает его  особым биосоциальным существом.

Информация о работе Понятия «личность» и «индивидуальность»