Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:00, контрольная работа
Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение.
Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам
окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг
и горе.
По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:
Стенические;
Астенические.
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность
организма; а астенические эмоции,
наоборот, угнетают и подавляют все жизненные
процессы в организме.
Примером стенических эмоций может быть чувство радости.
У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях. В состоянии радости человек обычно много жестикулирует, прыгает, пляшет, бьет в ладоши, издает радостные крики, громко смеется, совершает другие быстрые и энергичные движения. Повышенная двигательная активность связана у него с ощущением силы, он чувствует себя легко, бодро. Приток крови к мозгу облегчает его умственную и физическую деятельность: он много и оживленно говорит, быстро соображает, продуктивно работает, в его сознании возникают оригинальные мысли и яркие образы.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали.
В состоянии печали, благодаря деятельности
вазомоторного аппарата, кровеносные
сосуды сокращаются, и возникает известная
анемия кожи, внутренних органов и, главное,
мозга. Лицо становится бледным, удлиняется,
вытягивается, теряет свою полноту, приобретает
резко выраженные заостренные черты, снижается
температура кожи, появляется ощущение
холода и даже озноба. В связи с замедлением
кровообращения возникает затрудненное
дыхание, одышка. Пониженное питание мозга
вызывает снижение деятельности произвольного
двигательного аппарата: движения становятся
медленными, вялыми, совершаются с трудом
и неохотно, вследствие чего уменьшается
продуктивность работы; походка становится
медленной, человек не идет, а как бы «плетется».
Эмоциональные состояния: аффект, стресс, фрустрация.
Аффект (от лат. affectuctus - “душевное
волнение”) - сильное и относительно кратковременное
эмоциональное состояние, связанное с
резким изменением важных для субъекта
жизненных обстоятельств и сопровождаемое
резко выраженными двигательными проявлениями
и изменением в функциях внутренних органов. Аффект полностью
захватывает психику человека. Это влечет
за собой сужение, а порой и отключение
сознания, изменения в мышлении и, как
следствие неадекватное поведение. Например,
при сильном гневе многие люди теряют
способность к конструктивному разрешению
конфликтов. Гнев у них переходит в агрессию.
Человек кричит, краснеет, размахивает
руками, может ударить противника.
Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет определенные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то вначале это может сделать любой нормальный человек. Безусловно, это требует огромных волевых усилий. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, “затушить” аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.
Стресс (от англ. stress - “давление”, “напряжение”) – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Тяжелые жизненные потери, неудачи, испытания, конфликты, напряжение при выполнении тяжелой или ответственной работы время от времени переживает каждый. Одни люди справляются со стрессами легче, чем другие, т.е. являются стрессоустойчивыми. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.
Фрустрация (от
лат. Frustration - “обман”, “расстройство”,
“разрушение планов”) - состояние человека,
вызываемое объективно непреодолимыми
(ли субъективно так воспринимаемыми)
трудностями, возникающими на пути к достижению
цели.
3. Соотнесите понятия и их определения:
а) способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
б) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
в) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
г) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
1) стресс;
2) фрустрация;
3) аффект;
4) эмпатия.
Ответ: Стресс - состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии;
Фрустрация – эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд;
Аффект - кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль;
Эмпатия - способность человека к переживанию и сочувствию другим людям;
а) – 4;
б) – 3;
в) – 2;
г) – 1.
Примеры проявления эмоциональных состояний:
Стресс: работник совершил какую-либо ошибку, выполняя свою привычную работу (неправильно составили еженедельный отчёт). Начальник вызвал его «на ковёр», сделал выговор. Разумеется, работник расстроился, а дальше весь рабочий день пошёл насмарку. Налицо рабочий стресс.
Эмпатия: примером эмпатии может быть поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала.
Фрустрация: примерами фрустрации могут быть: смерть близкого человека; потеря дома, в котором долго жили и т.д.
Аффект: в состоянии аффекта человек может совершить как убийство, так и причинение тяжких телесных повреждений). В состоянии аффекта сознание, способность представлять и мыслить суживаются, подавляются. При этом сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи, часто в выкриках. Действия человека при аффектах проявляются в виде взрывов.
Информационные источники:
Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. – М.: ПровсещениеВладос, 1994.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: академия, 1998.
Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.
Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.