Постинтернатное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Постинтернатный воспитатель и уполномоченная организация не являются законными представителями ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, над которым установлен постинтернатный патронат.
Организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникам этих организаций до трудоустройства или дальнейшего обучения предоставляются (до одного года) бесплатное проживание и питание в данной организации. Выпускники, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, приезжающие в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в выходные и праздничные дни или на каникулярное время зачисляются на бесплатное питание и проживание, им создаются условия для проживания в указанный период, оказывается содействие в защите их прав.

Вложенные файлы: 1 файл

Постинтернатное воспитание.docx

— 113.94 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Основная цель постинтернатного патроната - адаптация к самостоятельной  жизни выпускников организаций  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  лиц из числа детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей, в возрасте от 18 до 23 лет  по окончании их пребывания в организации  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях попечителей, приёмных родителей, патронатных  воспитателей. Адаптация обеспечивается на основе индивидуального сопровождения выпускника, оказания ему помощи в получении образования, трудоустройстве, реализации социальных гарантий и защите его личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов.

Постинтернатный патронат устанавливается на основании договора и осуществляется на безвозмездной основе, по месту фактического проживания выпускника - в форме посещения работником уполномоченной организации и (или) постинтернатным воспитателем выпускника (не реже двух раз в неделю).

Выпускник может выступать инициатором  заключения договора о постинтернатном патронате или его расторжения.

Постинтернатными воспитателями могут быть граждане РФ, совершеннолетние лица обоего пола, независимо от семейного положения, имеющие постоянное место жительства в г. Москве. Гражданин, выразивший желание стать постинтернатным воспитателем, обращается с соответствующим заявлением в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства. При подаче заявления гражданин представляет паспорт, медицинское заключение о состоянии здоровья и справку из органов внутренних дел об отсутствии судимости. Уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа проводит обследование условий жизни гражданина, результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть постинтернатным воспитателем указываются в акте обследования. Для заключения договора о постинтернатном патронате гражданин обращается в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по месту жительства выпускника или по месту фактического нахождения уполномоченной организации.

Постинтернатный воспитатель и уполномоченная организация не являются законными представителями ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, над которым установлен постинтернатный патронат.

Организациями для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, выпускникам этих организаций  до трудоустройства или дальнейшего  обучения предоставляются (до одного года) бесплатное проживание и питание  в данной организации. Выпускники, обучающиеся  в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального  образования, приезжающие в организацию  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в выходные и праздничные дни или на каникулярное время зачисляются на бесплатное питание и проживание, им создаются  условия для проживания в указанный  период, оказывается содействие в  защите их прав.

Выпускник, над которым установлен постинтернатный патронат, может временно (до одного года) проживать у постинтернатного воспитателя (с его согласия), а также в выходные, праздничные дни или в каникулярное время.

Постинтернатный патронат устанавливается уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа над выпускниками после окончания их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под попечительством, в том числе в приёмной семье, на патронатном воспитании.

Выпускник самостоятельно обращается с заявлением об установлении постинтернатного патроната в уполномоченный орган  в сфере опеки, попечительства и  патронажа по месту нахождения организации  для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускником  которой он является, либо в уполномоченную организацию.

Выпускник по окончании пребывания в семье попечителя, приёмного  родителя, патронатного воспитателя  самостоятельно обращается с заявлением об установлении постинтернатного патроната  в уполномоченный орган в сфере  опеки, попечительства и патронажа  по своему месту жительства.

Договор о постинтернатном патронате в отношении ребёнка-сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (по месту жительства ребёнка, над которым устанавливается постинтернатный патронат), уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и указанным ребёнком.

Договор о постинтернатном патронате в отношении выпускника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет заключается между уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и патронажа (по месту жительства выпускника, над которым устанавливается постинтернатный патронат), уполномоченной организацией и (или) постинтернатным воспитателем и указанным выпускником.

Договор о постинтернатном патронате заключается на срок не более одного года. В интересах выпускника, над которым установлен постинтернатный патронат, допускается продление договора до исполнения выпускнику возраста 23 лет.

Договор о постинтернатном патронате не прекращает своего действия в случаях временного пребывания выпускников в медицинских организациях и организациях, оказывающих социальные услуги. В случае изменения места жительства выпускника и (или) постинтернатного воспитателя договор о постинтернатном патронате расторгается.

 

Организация постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников находящихся в трудной жизненной ситуации

  1. Проблема социализации выпускников

 

По данным российских исследований трудности, которые испытывает выпускник  интернатного учреждения, можно разделить на два блока:

  • комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.
  • комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.

У большинства обследованных девочек  отмечается отсутствие представления  о будущей семье, о супружеской  жизни, семейных обязанностях, функциях женщины в семье.

 Неблагоприятными факторами постинтернатной социальной адаптации являются: низкий интеллект, снижение активности, инициативы, эмоциональная нивелировка, чрезмерная открытость и доверчивость, а также (особенно) психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество, воровство и т.д.), нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

Отягощенная наследственность, неблагоприятные  биологические и социальные факторы  являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся  в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации, в том числе школьной.

Проблемы психологического характера  чаще определяются недостатком родительской ласки и любви, ранней депривацией неформального общения со взрослыми. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом с девиантным поведением до того, как они оказались в нем, и в первые месяцы после поступления оно наблюдается у 70% детей и подростков. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины поступающих воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. 

Низкое осознание собственной  жизнедеятельности порождает потребительское  отношение к жизни, психологический  инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска.

Выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Большинство выпускников не могут  успешно адаптироваться к жизни. После выхода из детского дома выпускник  не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых (родителей, родственников).

Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники интерната нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда  отмечаются черты повышенного риска  по социальной дезадаптации.

 

  1. Деятельность службы постинтернатного сопровождения

 

Оказание помощи выпускникам детского дома в социальной адаптации, получении  профессии и трудоустройстве, подготовке к семейной жизни осуществляется специалистами и педагогами-кураторами службы постинтернатного сопровождения.

Включает в себя три  направления:

1. Информационно-аналитическое.

2. Социально-психологическое.

3. Организационно-методическое.

- Информационно-аналитическое  направление: 

  • создание банка данных о выпускниках, обратившихся за помощью, осуществление обмена необходимой информацией с организациями и учреждениями; 
  • анализ профессионально-личностного становления;
  • ведение карт сопровождения; обследование ЖБУ;
  • отслеживание результатов сопровождения.

- Социально-психологическое: 

  • защита личных, жилищных имущественных прав и интересов выпускников;
  • предоставление консультаций по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
  • социальный патронат;
  • организация работы по повышению психологической устойчивости;
  • оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых вопросов;
  • организация реабилитационных мероприятий для выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

- Организационно-методическое:

  • организация деятельности (педагогов, администрации детского дома и социальных партнёров), направленной на поддержку выпускника;
  • организация теоретических семинаров по обучению педагогов социально-правовой и психолого-педагогической помощи выпускникам;
  • выпуск методических материалов, брошюр по организации индивидуального сопровождения и поддержки выпускника в процессе его социализации.

 

  1. Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускников

 

Выход из учреждения означает для  ребёнка, оставшегося без попечения  родителей, начало самостоятельной  жизни, в которой на первый план выходят  проблемы социальной адаптации.

Социальная адаптация означает включение личности в социальную среду через обретение социального  статуса, места в социальной структуре  общества (О.И. Зотова, И.К. Кряжева).

Содержание социальной адаптации  затрагивает следующие категории: социальный статус, профессиональное самоопределение, сформированность социально значимых способностей, качеств; положение в обществе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности.

Основной технологией применяемой  при сопровождении выпускников  является кураторство (общественное попечительство/наставничество).

Алгорит сопровождения выпускников состоит из следующих этапов: подготовительный, деятельностный, постинтернатное сопровождение.

Необходимо использовать дифференцированный подход в работе с выпускниками.

 

 

 

 

 

Этап 1 – подготовительный.

Задачей подготовительного этапа  является сбор и систематизация информации о проблемах выпускников в  постинтернатной жизни, определение  методов решения данных проблем.

Шаг 1. Сбор информации о выпускнике: учёба, работа, место жительства (фактическое и закреплённое).

Для сбора информации используется:

- личное дело выпускника детского  дома;

- беседы с воспитателями;

- информация от родственников;

- информация, полученная в ходе  обследования ЖБУ;

- индивидуальные беседы с выпускниками.

Информация о работе Постинтернатное воспитание