Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 17:01, реферат
Постинтернатный воспитатель и уполномоченная организация не являются законными представителями ребёнка-сироты или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, над которым установлен постинтернатный патронат.
Организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникам этих организаций до трудоустройства или дальнейшего обучения предоставляются (до одного года) бесплатное проживание и питание в данной организации. Выпускники, обучающиеся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, приезжающие в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в выходные и праздничные дни или на каникулярное время зачисляются на бесплатное питание и проживание, им создаются условия для проживания в указанный период, оказывается содействие в защите их прав.
Шаг. 2. Составление базы данных.
На основе полученной информации составляется база данных о выпускниках детского дома, где отражается:
1. Ф.И.О.
2. Дата рождения
3. Место проживания
4. Место обучения
5. Место учёбы/работы
6. Выявленные проблемы.
По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.
Шаг 3. Проведение обследования жилищно-бытовых условий. Для получения объективной информации о жизнедеятельности выпускника, социальным педагогом проводится обследование жилищно-бытовых условий, результаты которого фиксируются в специально установленной форме.
Шаг 4. Заполнение социально-педагогической анкеты. Социально-педагогическая анкета позволяет получить информацию об основных трудностях и проблемах выпускника. В процессе заполнения анкеты необходимо выяснить, прежде всего интересы, потребности и возможности выпускника. Позиция педагога выражается в поддержке, пробуждении ресурсов, актуализации средств и способов достижения поставленной цели.
Шаг 5. Обращение в службу выпускника. При установлении социального патроната над выпускником требуется его согласие. С выпускником заключается договор о постинтернатном сопровождении, в котором предусматриваются меры оказания социальной помощи лицу, меры по защите его прав, права и обязанности сторон, порядок и условия расторжения договора, срок договора, порядок осуществления контроля. В течение 10 дней со дня обращения лица из числа детей-сирот издаётся приказ об установлении постинтернатного сопровождения из числа детей-сирот. Постинтернатное сопровождение осуществляют педагоги и воспитатели детского дома.
Шаг 6. Заполнение индивидуальных планов постинтернатного сопровождения. После определения круга проблем выпускника, заполняется индивидуальный план постинтернатного сопровождения, в котором предусматривается участие органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Для оказания помощи и поддержки выпускникам к сотрудничеству привлекаются различные внешние структуры, выстраивается пространство межведомственного взаимодействия с заинтересованными социальными партнёрами. Заключены договора о сотрудничестве для обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в период их постинтернатной адаптации.
Этап 2 - Деятельностный этап. Задачей деятельностного этапа является защита прав и интересов выпускников, реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения с участием органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций и других институтов гражданского сообщества. Оказывается помощь выпускникам при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, трудоустройством, оказание ему юридической и медицинской помощи.
- Межведомственное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти. Для привлечения внешних структур администрацией детского дома организуются встречи с руководителями, направляются письма, ходатайства, осуществляются посещения, телефонные переговоры, организуются круглые столы с обозначением основных проблем и методов их решения в стенах учреждения.
- Защита социальных прав. Основной задачей службы постинтернатного сопровождения является информирование выпускников об их правах, и контроль за соблюдением данных прав.
В числе социальных гарантий, контролируемых службой, находятся:
1. Получение жилья.
2. Бесплатное обучение и
3. Пенсии, пособия.
Специалисты службы собирают информацию о жилье. Посещают квартиры, закреплённые за выпускниками, составляя акты обследования жилищно-бытовых условий. В случае отсутствия жилья, выпускник помещается для временного проживания в социальную гостиницу.
Оказывается помощь в переоформлении пенсий.
Осуществляется сбор информации о месте обучения, получении ими государственных пособий. В случае выявлении нарушений, специалисты службы оказывают содействие в разрешении конфликтной ситуации.
- Юридическая помощь. Одной из основных задач службы является оказание помощи в защите прав и законных интересов выпускника. С этой целью заключён договор о сотрудничестве между детским домов и адвокатом Адвокатской палаты ЯНАО, целью которого является оказание юридической консультативной помощи выпускникам по вопросам: семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного права. Выпускникам оказывается помощь в составлении ходатайств, жалоб, исковых заявлений. Работа службы подразумевает помощь в получении, замене, восстановлении утраченных документов, помощь в получении жилья, отстаивании своих прав на закреплённое жильё.
Мероприятия по юридической защите повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях и, без проведения данной работы невозможна успешная адаптация выпускника в современном обществе.
- Трудовая адаптация. Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник детского дома, условия проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.
Большая часть выпускников обучаются в системе начального профессионального образования. Специалисты службы взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.
Для неработающих выпускников службой
создаются условия для
Мероприятия службы по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.
- Психологическая помощь. Психологом проводится комплексное изучение уровня социальных навыков, социальных сетей, уровня социальной адаптации. Также проводится диагностика профессиональной направленности и профпригодности.
Психолог проводит лекции с выпускниками,
индивидуальные беседы, осуществляет
консультирование. Проводится коррекция
сферы профессионального
- Создание среды позитивного общения. После выпуска из детского дома, выпускники испытывают дефицит положительного общения. Для решения этой задачи необходимо организовать условия для установления выпускником новых контактов путём привлечения его к разнообразным занятиям, повышения его общественного статуса, уровня образования и развития интеллекта, расширение круга общения. Проведение комплекса мероприятий по вовлечению выпускников в позитивную среду общения могут включать следующие методы и формы работы: индивидуальные занятия и коллективное общение, включающее встречи, совместный развивающий досуг, участие в общественно полезном труде, спортивно-массовых мероприятиях.
- Работа с сетью социальных контактов. Важным моментом реабилитационной работы будет являться привлечение внешних сил с целью поддержать выпускника и перевести ситуацию на социально приемлемый уровень. Внешние силы - это и окружение выпускника по месту жительства, детский дом, социальные партнёры.
Вовлечение сети социальных контактов в реабилитационный процесс базируется на построении взаимосвязи различных социальных систем, окружающих выпускника, гармонизации их взаимодействия. «Сетевой» подход может рассматриваться как элемент, связывающий все три уровня (выпускник-ближайшее окружение-внешний мир) в единое целое, создающий единое пространство, целостную картину мира, в котором существует выпускник, что служит, прежде всего, основой для формирования устойчивого отношения к действительности. Реабилитационная работа с привлечением сети социальных контактов может быть реализована также на различных уровнях. Это:
• мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений);
• сетевые собрания (терапия);
• Сетевая перспектива, широкий учет социального контекста.
- Поддержка молодых родителей и матерей-одиночек. Существует большой риск того, что дети выпускников интернатных учреждений могут оказаться социальными сиротами. Факторами риска отказа матери от ребёнка являются:
- низкий уровень осознания
- отсутствие жилья;
- семейная неустроенность, отсутствие мужа;
- склонность к асоциальному поведению, вредные привычки;
- медицинские проблемы, в т.ч. психологического характера;
- отсутствие родственников или
близких людей, способных
- низкий уровень доходов или их отсутствие.
Без поддержки юные мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для жизни. В связи с этим встал вопрос о создании и реализации проекта «Маленькая мама», основной целью которого является профилактика отказа от детей молодыми матерями из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В сопровождение девушек включены специалисты службы постинтернатного сопровождения при ведущей роли куратора. В ходе сопровождения оказывается помощь в оформлении необходимых документов, оказывается психологическая поддержка юных матерей, проводится работа по формированию у них адекватной самооценки, уверенности в собственных силах, оказывается помощь в приобретении профессии. Куратор становится для них помощником, который вовремя подскажет и поможет справиться с трудностями.
Этап 3 – Постинтернатное сопровождение. Мониторинговое сопровождение становится возможным при наличии нормальных условий жизни, трудоустройстве выпускника на постоянную работу со стабильным заработком, а также личностной зрелости выпускника, наличии развитой социально-поддерживающей сети (родственники, друзья, значимые люди).
Для организации своевременной поддержки выпускника детского дома в период социально-профессионального становления, направленной на благоприятную адаптацию в социуме, специалистами службы осуществляется социальный патронат выпускников.
В ходе социального патроната
педагогом-куратором
Отслеживание социальной
адаптации выпускника детского
дома осуществляется по
Помощь
в организации досуга и отдыха.
Привлечение выпускников для
участия в коллективных