Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 07:51, курсовая работа
Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.2 Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
2.2 Потенциальные возможности
занятий по изобразительной
Разработанная нами методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Методика рассчитана на один год (35 ч) при условии, что занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 мин.
В основу занятий были положены как ранее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), так и собственные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных приемов изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями), а также их сочетаний. Так, на одном занятии предусматривается и обрывание бумаги, и тычкование, и восковые мелки, и акварель; на другом - косметические тени, рисование по мокрой бумаге пальчиками.
Систему занятий построили с учетом дидактических принципов, приведенных ниже.
1. Принцип сознательности
и активности, основанный на осознанном
включении детей в творческую
деятельность, самостоятельный поиск
ими выразительных средств,
2. Принцип наглядности,
приобретающий особую
3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Так, на первых занятиях детям предлагается научиться рисовать пальчиками, делать набрызг, а в конце учебного года их знакомят с разными видами монотипии, граттажа. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая тематика занятий ориентирована на изменения в природе и событий в социальной жизни.
4. Принцип доступности,
опирающийся на
5. Принцип индивидуализации,
построенный на учете
Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и повышению проявления эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности. Работа проводилась в подготовительной группе детского сада №30, состоящей из 15 детей.
Предлагаем конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста, вошедших в нашу программу.
Тема «Мои игрушки»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Продолжать развивать творческие способности.
• Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: оттиск пенопластом.
• Совершенствовать точность и переключаемость тонких движений кистей и пальцев рук.
• Развивать чувство цвета.
ОБОРУДОВАНИЕ
Лист бумаги; мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью; плотная бумага; кусочки пенопласта; акварельные краски.
ПОДГОТОВКА
Проводится беседа на тему «Игрушки»; чтение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки».
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный метод (демонстрация).
* * *
Педагог вместе с детьми вспоминает, какие игрушки имеются в группе, как с ними можно играть. Дети стараются описать их. Педагог зачитывает стихотворение об игрушках.
Игрушки
Тьма игрушек у меня:
Ванька-встанька, два коня,
Пестрый мячик,
Толстый мальчик,
Мишка,
Зайка,
Кукла Майка.
Иногда я папу с мамой
Приглашаю поиграть.
Но молчит голыш
упрямый -
Не желает отвечать.
Кукла дуется, молчит,
Мишка хнычет и ворчит.
Говорю я
Мишке, зайке,
Двум лошадкам,
Кукле Майке:
- Так упрямиться
Нельзя -
Папа с мамой нам друзья!
К. Кубилинскас
Педагог предлагает ребятам нарисовать свою любимую игрушку. Для этого необходимо прижать пенопласт к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, необходимо сменить мисочку и пенопласт. Недостающие детали дорисовываются акварельными красками.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
В конце занятия педагог вместе с детьми анализирует рисунок каждого ребенка: какую игрушку хотел изобразить малыш, получилось ли это сделать, что не получилось нарисовать и почему.
Пальчиковая гимнастика
«Игрушки»
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками. Загибают поочередно пальчики.
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
Разгибают поочередно пальчики. Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Дети научились использовать шаблон из пенопласта как основу для своих рисунков. Изображения получились яркими, структура пенопласта придала рисункам новое видение обычных вещей. Дети с радостью приняли участие в занятии. Небольшую сложность вызвало дорисовывание деталей, но после небольших разъяснений проблема была решена.
Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Продолжать развивать творческие способности, воображение.
• Знакомить с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная.
• Научить стилизовать и обобщать форму, исключая мелкие детали.
• Продолжать воспитывать умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать развивать тонкие движения руки.
• Воспитывать аккуратность в процессе работы.
ОБОРУДОВАНИЕ
Черная тушь; баночки с водой; кисточки; акварельные краски; лист бумаги; магнитофонная запись «Музыка леса».
ПОДГОТОВКА
До занятия ведется просмотр вместе с детьми иллюстраций наиболее известных животных и птиц в творчестве русских художников: Ю.А. Васнецова, Е.И. Чарушина, В.В. Лебедева.
Методы: наглядно-действенный (иллюстрация, демонстрация) и словесный (объяснение, разъяснение).
* * *
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в волшебный мир зверюшек и птичек. Поскольку это волшебный мир, то и звери и птички здесь будут тоже необычными. Предлагаю вспомнить известных вам птиц и животных (их место обитания, повадки и т.д.).
Дети выполняют задание.
А теперь попробуйте нарисовать с помощью черной туши и белой гуаши. Работать с этим материалом надо осторожно, чтобы не испачкаться. Рисовать животное или птицу следует только на одной половине листа, т.е. половину туловища, потому что, сложив лист бумаги пополам, изображение «отпечатается» на другой.
Дети рисуют изображение
птицы или животного
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке
нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Всем хватило зернышек.
Опять сжимают и разжимают кулачки.
По окончании занятия
организуется выставка детских работ.
Дети самостоятельно оценивают рисунки,
стараются подчеркнуть
В свободное от занятий
время можно поставить
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Занятие оказалось для многих детей несколько сложным, так как данная техника изображения не практикуется в детском саду. Труднее всего было нарисовать только половину животного, и поэтому рисунки получились очень разными. Дети научились делать отпечаток и узнали о зеркальном изображении.
Тема «Спящий зимний лес»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Продолжать развивать творческое воображение.
• Познакомить с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная.
• Совершенствовать координированность мелкой моторики.
• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).
ОБОРУДОВАНИЕ
Гуашь либо акварель; кисть; баночки с водой; влажная губка.
ПОДГОТОВКА
До занятия воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации известных художников, изображающих зимнюю пору: Ю. Кугач «Морозное утро», А. Пластов «Первый снег», И. Шишкин «Зима», репродукции И. Грабаря, Т. Бродской; проводит беседу на тему «Лес зимой»; читает художественные произведения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», русские народные сказки «Снегурочка», «Два мороза».
Методы: наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация) и словесные (объяснение, разъяснение, беседа).
* * *
Воспитатель вместе с детьми обсуждает просмотренные картины известных художников. Задает вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?
После ответов детей знакомит их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого.
Мы с тобой снежок
слепили.
«Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим.
Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.
Два - поймаем.
Приседают, ловят «снежок».
Три - уроним
Встают, роняют «снежок».
И… сломаем.
Топают.
В конце занятия воспитатель проводит анализ выполненных работ, выясняет, на какую тему они сегодня рисовали, что использовали, что понравилось или не понравилось.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Тема пейзажной работы очень привлекла детей. Особенно понравилось всем, что рисунок не требует больших усилий и выполняется быстро, а результат удивляет.
Тема «Новогодняя елочка»
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
• Развивать творческие способности и воображение.
• Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаге.
• Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.
• Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.
• Развивать мелкую моторику рук.
ОБОРУДОВАНИЕ
Краски акварель; баночки с водой; лист бумаги; беличьи кисточки.
ПОДГОТОВКА
Чтение известных детям стихотворений и сказок про Новый год.
Методы: словесные (объяснение, разъяснение, беседа), наглядный (демонстрация).
* * *
Воспитатель проводит небольшую беседу с детьми о том, как встречают Новый год: рассказывают стихи про Деда Мороза, Снегурочку, делают подарки близким, поют песни, водят хоровод около елки, танцуют, пляшут, рисуют, изготавливают из бумаги разные новогодние украшения. Просит отгадать загадки.