Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 07:51, курсовая работа

Краткое описание

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
1.1 Понятие «воображение» в психолого-педагогической науке
1.2 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте
1.3 Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по I главе
Глава II. Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.1 Виды изобразительной деятельности и их возможности для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
2.2 Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения
Выводы по II главе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Компот»

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем  яблоки крошить,

Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».

Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим  и песок.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Опять «варят» и «размешивают».

Н. Нищева

В конце занятия проводится анализ нарисованных работ. Дети рассказывают, что они нарисовали, делятся своими впечатлениями от работы с печаткой из пробки, отмечают, получилось ли изображение.

Для определения уровня развития воображения и его сравнения  до проведения занятий и после  мы воспользовались методикой Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого  акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Тест.

1.  Экспериментальный материал.

 

2. Порядок исследования.

Детям было предложено задание. Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с  точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при  анализе не учитывается, поскольку  в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

3. Анализ результатов.

Все работы детей можно  поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные  изображения во всех 3х случаях.

2 группа – оригинальные  изображения в 2х случаях.

3 группа – оригинальные  изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных  изображений.

Подсчитывалось также  общее количество оригинальных изображений  по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

 

Таблица 1.

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

Группа

1. Кирпос Ю.

4

2. Ложков И.

4

3. Макарова К.

+

3

4. Сережкин Д.

4

5. Лисичкин С.

+

+

2

6. Пастухова И.

4

7. Одинцов М.

+

3

8. Стародубова О.

4

9. Калинин С.

4

10. Федоров И.

4

11. Монахов Д.

4

12. Селиванова А.

+

3

13. Петров Д.

4

14. Коровушкин В.

+

3

15. Федосеев Е.

4


Общее количество оригинальных изображений: 6

Таблица 2.

Перечень изображенных детьми предметов.

Ф. И. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1. Кирпос Ю.

колесо

портфель

дом

2. Ложков И.

колобок

телевизор

елка

3. Макарова К.

подсолнух

подъемн. Кран.

Косынка

4. Сережкин Д.

будильник

телевизор

человек

5. Лисичкин С.

Шарик

машина лег.

Колокольчик

6. Пастухова И.

будильник

дом

конверт

7. Одинцов М.

Мяч

телевизор

пилотка

8. Стародубова О.

солнце

змей

елка

9. Калинин С.

Шар

дом

пирамидка

10. Федеров И..

гриб

окно

дом

11. Монахов Д.

ромашка

часы

человек

12. Селиванова А.

человек

дом

елка

13. Петров Д.

солнце

телевизор

дом

14. Коровушкин В.

Яблоко

телевизор на тумб.

Елка

15. Федосеев Е.

Солнце

картофель

дом


Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;

Квадрат – телевизор, портфель, дом;

Треугольник – елка, дом, человек.

После проведенной нами работы, детям снова предложили пройти тест «Неполные фигуры».

Таблица 3.

Ф. и. ребенка

Круг

Квадрат

треугольник

Группа

1. Кирпос Юля

+

+

2

2. Ложков Илюша

+

3

3. Макарова Кристина

+

3

4. Сережкин Дима

+

3

5. Лисичкин Сережа

+

+

2

6. Пастухова Ира

+

3

7. Одинцов Максим

+

3

8. Стародубова Оля

+

+

2

9. Калинин Слава

+

+

2

10. Федоров Илюша

+

3

11. Монахов Данил

+

+

+

1

12. Селиванова Алена

+

+

+

1

13. Петров Дима

+

+

2

14. Коровушкин Вадик

+

3

15. Федосеев Егор

+

3


 

Таблица 4.

Ф. и. ребенка

Круг

Квадрат

Треугольник

1. Кирпос Ю.

Утенок

Книга

Ваза с цветами

2. Ложков И.

Новог. игрушка

Портфель

Треугольник

3. Макарова К.

Самовар

Окно

Гиря

4. Сережкин Д.

Бабушка

Скворечник

Гриб

5. Лисичкин С.

Часы

Сумка

Зонт

6. Пастухова И.

Петух

Кастрюля

Колпак

7. Одинцов М.

Царевна

Торт

Флажок

8. Стародубова О.

Снеговик

Телевизор

Стрела

9. Калинин С.

Аквариум

Картина

Компас

10. Федоров И.

Чайник

Клетка с попуг.

Ракета

11. Монахов Д.

Ежик

Робот

Карандаш

12. Селиванова А.

Барабан

Машина

Пчела

13. Петров Д.

Цветок

Стол с вазой

Конфета

14. Коровушкин В.

Телефон

Дом

Дом

15. Федосеев Е.

Звезда

Салфетка

Буратино


Оригинальных изображений 24.

Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание  и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.

Выводы по II главе

В детском саду изобразительная  деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и  конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного  овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумывать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Для старшей и подготовительной групп рекомендуется дополнительно использовать угольный карандаш, цветные мелки, пастель, сангину. Эти материалы расширяют изобразительные возможности детей. При работе углем и сангиной изображение получается одноцветным, что позволяет сосредоточить все внимание на форме и передаче фактуры предмета; цветные мелки облегчают закрашивание больших поверхностей и крупных форм; пастель дает возможность передавать разнообразные оттенки цвета.

Для более полного  развития всех сторон творческого воображения  рекомендуется использовать нетрадиционные техники изображения в старших группах детского сада.

 

Заключение

Отличительная особенность  воображения у дошкольника –  их яркость и эмоциональность, легкость возникновения и смены. Жизнь  ребенка значительно больше насыщена воображениями, чем жизнь взрослого. Влияние чувств на воображение сказывается в том, что ребенок невольно приписывает себе качества, которые он хотел бы иметь, прежде всего качества взрослого – в воображении он большой, сильный, смелый. Одно из проявлений яркости возникающих у ребенка образов воображения состоит в том, что ребенок верит в них почти как в реальные явления.

В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «воображение»  в психолого-педагогической науке, нами были определены особенности развития воображения в дошкольном возрасте и выявлены способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Характерной особенностью формирования образов воображения  у ребенка дошкольного возраста в изобразительной деятельности является то, что образы, в основном, не предваряют деятельности, а возникают лишь в ходе ее.

Наблюдаемые нами начальные  формы проявления воображения у  ребенка были связаны с самостоятельным  созданием первых образов рисунка (аппликации) и представляли собой отдельные разрозненные воображаемые признаки, элементы, дополняющие графические структуры рисунка.

При этом было отмечено, что отсутствие необходимых представлений  у ребенка не позволяло ему  создавать образы на тему. Неясные, нечеткие представления порождали нечеткую и неясную деятельность воображения у ребенка в процессе рисования, аппликации.

На наших занятиях мы не только развивали воображение  и творческие возможности детей, но и обогащали и расширяли  художественный опыт детей, побуждая детей экспериментировать, поддерживали и поощряли творческие находки дошкольников.

Контрольный просмотр работ  дошкольников подтвердил эффективность  проведенных нами занятий, показав  повышение уровня воображения у  детей группы. К концу занятий  по методике «Мир детской фантазии» воображение у дошкольников приобретает более произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию; оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.

Анализ диагностического исследования показал, что уровень  воображения в опытной группе, после реализации развивающей программы, по сравнению с другой группой, стал значительно выше, что свидетельствует о положительном влиянии данной программы на развитие воображения и познавательных процессов в целом.

Значительная динамика в развитии воображения детей  старшей группы может быть обусловлена высокой мотивацией и сенситивностью данного возраста.

Предложенная программа  положительно влияет на развитие воображения  дошкольников. Воспитанники научились  придумывать и рисовать оригинальные, необычные рисунки, проявляя незаурядную  фантазию, богатое воображение. Рисунки стали зрелищными, образы и детали тщательно проработаны.

Следует отметить, что  сроки проведения работы в силу обстоятельств  были сокращены, из чего следует предположение  о том, что более продолжительное  реализация данной программы в целях дальнейшего развития воображения даст более значительную динамику.

Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Литература

воображение изобразительный  дошкольный

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/Г.С.Абрамова. - М.:Просвещение, 2003.- С.123.

2. Божович, Л.И. Личность  и ее формирование в детском  возрасте. - М.:Просвещение, 2005. - С.56.

3. Боровик О.В. Развиваем  воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

4. Веккер Л. М. Психические  процессы. – Т.1 – л., 1974. /Воображение  и психологическое время: 262 –  271. Представление / воображение/: 278 – 295.

5. Выготский Л. С.  Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. № 2. с. 114 – 123.

6. Выготский, Л.С. Лекции  по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

7. Вьюнова, М.И. Психологическая  готовность ребенка к обучению  в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие [Текст]/М.И.Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В.Темнова. - М.:Просвещение, 2003. - С.74.

8. Дудецкий, А.Я. Теоретические  основы воображения и творчества [Текст]/А.Я.Дудецкий.- Смоленск, 2004. - С.214.

9. Дьяченко, О. Особенности  развития воображения умственно одаренных детей [Текст]/О.Дьяченко// Дошкольное воспитание. -2003. -№8. - С.24.

10. Дьяченко, О.М. Воображение  дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.

11. Дьяченко, О.М. Об  основных направлениях развития  воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

12. Ермолаева, М.В. Методические  указания к пользованию психологической  картой дошкольника (готовность  к школе) [Текст]/М.В.Ермолаева, И.Г.Ерофеева. - М.:Просвещение, 2002. - С.123.

Информация о работе Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста