Потребности и мотивы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться : почему
люди поступают так или иначе, что такое мотивация и что в нее входит.
В истории психологической мысли вопрос о детерминации поступков человека решался по-разному, объясняясь то механистической обусловленностью поведения воздействиями среды, то свободой воли. Реально же мы имеем дело с циклическим воздействием стимуляции и мотивации, которые поддерживают и развивают
друг друга.

Содержание

Введение
Понятие потребности и мотива
Классификация и виды потребностей и мотивов
Этапы формирования и функции потребностей
Структура, характеристики и функции мотивов. Мотивация личности
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Потребности и мотивы личности.docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение                                                             среднего профессионального образования Пензенской области                                                         «Кузнецкий многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по психологии

Тема:

«Потребности и мотивы личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Выполнил:

                                                                                                         студент 2 курса

                                                                                                         заочной формы обучения

                                                                                                         Специальность 050144

                                                                                                         Дошкольное образование

                                                                                                         Группа 2-дзо

                                                                                                         Великанова Елена Валерьевна

                                                                                                         Домашний адрес: г.Кузнецк

                                                                                                         ул. Победы д. 66 кв. 72

                                                                                                         Телефон: 89270911614

                                                                                                         E mail:

                                                                                                         evgenvelikan79@gmail.com

                                                                                                         Дата сдачи 15.01.2014г.

                                                                                                         Проверил преподаватель:

                                                                                                         Севастьянова Галина

                                                                                                         Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

2013г.

Содержание

 

Введение

  1. Понятие потребности и мотива
  2. Классификация и виды потребностей и мотивов
  3. Этапы формирования и функции потребностей
  4. Структура, характеристики и функции мотивов. Мотивация личности

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям,

не замечая или отторгая другие.

     Исследовательская позиция по отношения к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор. Например, если меня на улице толкнет пробегающий мимо человек,- я возмущусь. Но если я увижу, что за ним гонится собака, мое возмущение сменится состраданием. А если окажется, что этот человек хочет остановить ребенка, переходящего дорогу на красный свет, то это вызовет у меня одобрение.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться : почему

люди поступают так или иначе, что такое мотивация и что в нее входит.

    В истории психологической мысли вопрос о детерминации поступков человека решался по-разному, объясняясь то механистической обусловленностью поведения воздействиями среды, то свободой воли. Реально же мы имеем дело с циклическим воздействием стимуляции и мотивации, которые поддерживают и развивают

друг друга.

    Мотивационную сферу личности, согласно вопросам «почему?» и «зачем?» составляют соответственно потребности и мотивы. Потребности предшествуют мотиву. Сначала появляется потребность, затем она конкретизируется, обрисовывается и становится мотивом.

    В ряде концепций понятие «мотивационная сфера личности» включает в себя и иные «мотивационные диспозиции»: побуждения, влечения, склонности, влечения, желания, мечтания, интересы и др..

    В данной работе рассматриваются виды потребностей и мотивов, этапы формирования мотива, иерархическая организация потребностей и их влияние на поведение человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие потребности и мотива.

    Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Потребность - нужда (недостаток, дефицит) в чем-то и нужда ликвидировать избыток чего-то вредного. Потребность - переживается как состояние внутреннего напряжения (психической активности), раздумья, мечты и т.д., что и побуждает человека к поиску предмета потребности, но не направляет деятельность к ее удовлетворению. Удовлетворение потребности ведет к разрядке напряженности, потребность исчезает, но может возникнуть и вновь.

    Мотив - внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Мотив (лат. emovere - толкатель). Если потребность только создает состояние психической активности, то мотив направляет (толкает) ее в нужном направлении.

Мотив - то, что побуждает достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее. Мотив - сопровождается положительными или отрицательными эмоциями. Цель и мотив не совпадают.  Цель - то, к чему стремится человек, а мотив - почему он стремится. Цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Однако возможен сдвиг мотива на цель.

    Мотивация - 1) совокупность мотивов, направляющая деятельность и сам внутренний процесс побуждения; 2) процесс психической регуляции, влияющий на направленность деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности.

    Мотивировка - логическое объяснение причин поведения. Она может отличаться от действительных мотивов или сознательно использоваться для их маскировки.

    Сдвиг мотива на цель - превращение мотива деятельности в мотив. Например, ребенок может сначала выполнять учебную деятельность ради поощрения матери, а затем, при появлении интереса и удовлетворения от нее, ради ее самой.

  1. Классификация и виды потребностей и мотивов.

    Потребности и мотивы человека многообразны. В науке представлены различные их классификации.

    Потребности.

В отечественной психологии потребности делятся по предмету потребностей:

1) материальные:

а) физиологические (еда, укрытие),

б) социальные (деньги, предметы обихода);

2) социальные:

 а) в общении,

б) в самоактуализации,

в) в служении обществу,

г) в социальном признании;

3) духовные:

 а) в признании,

б) в эстетическом наслаждении,

 в) в творчестве.

Все виды потребностей взаимосвязаны между собой.

В зарубежной психологии (А. Маслоу) по иерархическому признаку (от низших - к высшим) - пирамида потребностей [1].

                      

       Мотивы:

В отечественной психологии ведущие мотивы объединяются в понятии направленность личности, которое включает влечения, желания, стремления, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Мотивы учебной деятельности:

1) познавательные (интересы),

2) социальные (занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу),

3) роста, развития (самосовершенствования и т.д.).

В зарубежной психологии популярна классификация социальных мотивов (Мюррей и др.) [1]. Выделяют:

1) мотивы  достижений,

2) мотивы  успеха,

3) мотивы  власти,

4) мотивы  аффилиации,

5) мотивы  помощи.

    Самоактуализация - в теории личности А. Маслоу [1] - вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и высшие (мета) потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности.

    Актуальный - важный, существенный для настоящего момента.

    Направленность личности- совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности, и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

    Влечение- наиболее примитивная форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Влечение -переходящее явление, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и превращается в желание.

    Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Эта форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

    Стремление - это волевая форма направленности. Стремление -собирательное явление, то есть включает влечение, желание, намерение и т.д.

    Интерес - специфическая форма проявления познавательной потребности, которая обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес включает эмоциональный, интеллектуальный и поведенческий компоненты.

    Склонность - направленность индивида на определенную деятельность, соответствующую интересу и включающая волевой компонент.

    Идеал - образ цели склонности индивида, образец, к которому он стремится, на который ориентируется.

    Мировоззрение - система взглядов индивида на природу, общество, человека и их развитие. Эта система взглядов является ценностными ориентациями людей, их принципами познания и деятельности.

    Убеждение - высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

    Мотив достижения - устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Мотив достижения включает стремление к мастерству, к соперничеству (состязательности, лидерству), к удовлетворяющей работе, к известности и т.п. Мотив достижения потом был дифференцирован на два: стремление к успеху и стремление избегать неудач.

    Мотив успеха - ориентация на успех в разных видах деятельности в отличие от ориентации на избегание неудач. Люди, ориентированные на успех, предпочитают выбирать средние и трудные задачи, так как предпочитают расчетливо рисковать; а мотивированные на неудачу выбирают либо легкие задачи (гарантируют успех), либо трудные (так как неудача не воспринимается как личный неуспех). Успех в деятельности зависит не только от самого мотива, но и от его силы. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне мотивации.

    Мотив избегания неудачи - более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.

    Мотив власти - способность лица проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. В основе мотива власти лежит потребность чувствовать себя сильным и проявлять свое могущество в действии. Источниками власти являются: вознаграждение, принуждение и нормативная власть (власть знатока).

Информация о работе Потребности и мотивы личности