Потребности и мотивы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться : почему
люди поступают так или иначе, что такое мотивация и что в нее входит.
В истории психологической мысли вопрос о детерминации поступков человека решался по-разному, объясняясь то механистической обусловленностью поведения воздействиями среды, то свободой воли. Реально же мы имеем дело с циклическим воздействием стимуляции и мотивации, которые поддерживают и развивают
друг друга.

Содержание

Введение
Понятие потребности и мотива
Классификация и виды потребностей и мотивов
Этапы формирования и функции потребностей
Структура, характеристики и функции мотивов. Мотивация личности
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Потребности и мотивы личности.docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

    Мотив аффилиации (стремление к людям) - стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение и исключение манипуляции. Мотив аффилиации имеет две формы: надежда на присоединение и боязнь отвержения.

    Манипуляция (лат. manipulation - обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление, как движения, производимые руками, ручные действия). В психологии - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.

    Мотив помощи, альтруистические мотивы - альтруизм - это любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Исследования показали, что:

- чаще оказывают помощь те, кто  сам раньше ее получал;

        - люди, обладающие эмпатией;

- больше альтруизма проявляется  к зависимому от него человеку, чем к независимому, приятному  и привлекательному, к знакомому, человеку той же этнической  группе. Важным свойством личности, предрасполагающим к альтруистическому  поведению, является предрасположенность  к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия).

    Эмпатия - способность сочувствовать, сопереживать. Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т.п.).

    Мотив отвергания - проявляется в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этапы формирования и функции потребностей.

    Процесс осознания потребности предполагает его стадиальный характер. Это хорошо было показано на примере развития у мужчин полового влечения.

    1-я стадия - латентная или стадия формирования потребности, в течение которой происходит специфическая настройка чувствительности к внешним раздражителям.

    2-я стадия - неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Для нее характерно возникновение у субъекта ощущения какого-то нового для себя состояния. Психологически это переживается как усиливающееся чувство тревоги. Энергия мотивации пока неспецифична, что может мотивировать любое иное поведение.

    3-я стадия – стадия осознания потребности. Она характеризуется появлением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о появлении приятных ощущений, мыслей, мечтаний и планов сексуального характера.

    В каждом возрастном периоде устанавливается определенная иерархия потребностей. Ведущие потребности определяют направленность личности (гуманистическую, индивидуалистическую).

    Последовательность появления потребностей в онтогенезе совпадает с пирамидой А. Маслоу[1].

    С возрастом происходит периодическая смена доминирующих потребностей, ценностей, идеалов, и, следовательно, меняется направленность личности в сторону общественной. Увеличивается осознанность мотивов.

   Функции потребностей.

    Выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую.

    Первая состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком является сигналом, запускающий деятельность.

    Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности, с целью устранения или усиления потребностного состояния. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура, характеристики и функции мотивов. Мотивация личности.

    Структура каждого конкретного мотива выступает как основание действия, поступка человека. Е. П. Ильин выделяет в структуре мотива 3 блока[3]:

  - потребностный блок, включающий в себя биологические, социальные потребности и долженствование;

  - блок внутреннего фильтра, который включает в себя предпочтение по внешним признакам, предпочтение внутреннее (интересы и склонности), декларируемый нравственный контроль (убеждения, идеалы, ценности, установки), недекларируемый нравственный контроль (уровень притязаний), оценку своих возможностей (т. е. своих знаний, умений, качеств), оценку своего состояния в данный момент, учет условий своих достижения своих целей, предвидение последствий своих действий, поступков, деятельности в целом;

  - целевой блок, куда входят потребностная цель, опредмеченное действие и сам процесс удовлетворения потребности.

    В состав мотива могут входить один или несколько компонентов из того или иного блока, один из которых может играть главную роль, а другие -вспомогательную, сопутствующую. Таким образом, в структуре мотива находят отражение несколько причин и целей. Кроме того, такое понимание мотива позволяет по новому взглянуть на так называемое полимотивированное поведение человека. По сути, в основании такого поведения лежит не одна, а несколько причин, несколько компонентов, входящих в структуру мотива.

    Важнейшими характеристиками мотива являются сила и устойчивость мотива.

Сила мотива выступает показателем непреодолимого стремления личности и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива, по его интенсивности. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества. Кроме того сила мотива определяется и эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

    Устойчивость мотива оценивается по его наличию во всех основных видах деятельности человека, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений.

   В качестве основных функций мотивов выделяют следующие:

  - побуждающую функцию, которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность;

  - направляющую функцию, которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения, поскольку личность всегда стремится к достижению конкретных целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;

  - регулирующую функцию, суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности, от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности человека либо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности.

    Наряду с указанными выделяют стимулирующую, управляющую, организующую (Е. П. Ильин), структурирующую (О. К. Тихомиров), смыслообразующую (А. Н. Лентьев), контролирующую (А. В. Запорожец) и защитную (К. Обуховский) функции мотива.

Мотивация личности

    В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.

  Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. Мотивация - это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают (по Ж. Годфруа)[2].

Более определенно высказывается В. И. Ковалев, который считал, что под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности. Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков[2]. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными- знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.

    В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.

По мнению В. Н. Куницына, мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности[2].

    Хорошей иллюстрацией понимания мотивации как процесса является гидромеханическая модель К.Лоренца[2], с помощью которой можно объяснить некоторые варианты инстинктивного поведения.

  Вариант 1. Скопившаяся энергия, стимулируемая внешними раздражителями такова, что сама по себе может вызвать открытие резервуара и инициировать какое-то поведение.

  Вариант 2. Внешний раздражитель оказался настолько привлекательным, что ответная реакция может наступить и при отсутствии объективной потребности. Например, вкусный пирог может вызвать аппетит даже у сытого человека.

  Вариант 3. Чаще всего наблюдается совместное действие внешних и внутренних факторов, дополняющих друг друга.

    Эта гидромеханическая или гомеостатическая модель мотивации хорошо иллюстрирует концепцию 3.Фрейда[4]. Подавляемые человеком влечения наполняют резервуар того, что составляет источник желаний человека. Но они могут быть удовлетворены только в случае, если «Я» не сопротивляется им (в связи с тем, что их реализация может помешать приспособлению индивида к среде) или если давление морального сознания, «сверх - Я», действует не слишком сильно.

Уже в этой модели просматривается стадиальность процесса мотивации.

    Рассмотрим другие модели мотивационного процесса.

По мнению В. И. Ковалева, процесс возникновения мотива разворачивается следующим образом[2]:

Возникновение потребности => осознание потребности => встреча потребности со стимулом => трансформирование (обычно посредством стимула) потребности в мотив осознание мотива

В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются в определенную иерархию. Одни их них занимают более значимое, другие - менее значимое положение.

    А. Г. Ковалев следующим образом описывает процесс мотивации. Ощущение голода вызывает в сознании образ предмета, который бы мог стимулировать потребность. Под влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к действию, которое соотносится с ситуацией (внешними условиями), с установками личности (внутренние условия), что, в конечном счете, приводит к постановке цели и выработке плана действия.

    Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса (когда стимулом является нужда организма), результатом которого оказывается мотив[3]:

  1 стадия - это стадия формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании потребности личности и побуждения к поисковой деятельности.

Для того, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться. На этой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель. Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

  2 стадия - это поисковая внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадает в незнакомую обстановку или не обладает требуемой информацией, он вынужден заняться поиском реального объекта во внешней среде («что подвернется, то и съем»). Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии - в определении субъективной вероятности достижения успеха.

  На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура - это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности, потребностью достижения или избегания неудачи. Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.

    Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива. Однако, наряду с таким пониманием возможно и другое - мотивация - это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации используются те же параметры - сила и устойчивость, что и при оценке мотива. Наряду с ними используются и другие - множественность, структурность, иерархичность. Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня.

Информация о работе Потребности и мотивы личности