Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 21:40, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что любая экономика нуждается в перераспределении денежных средств от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается. В развитых странах этот процесс идет в рамках современной рыночной экономики. Актуальность работе придает тот факт, что в современной российской экономической литературе очень мало внимания уделяется проблеме активизации инвестиционного потенциала населения и количественной оценке собственно сбережений населения. Но есть и кое-какие проблески.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретико – методологические основы потребления, сбережения и инвестиций в национальной экономике РФ 5
1.1 Сущность потребления и его функции 5
1.2. Сбережения в рыночной экономике 12
1.3. Сущность инвестиций и их роль в экономике 17
Глава 2 Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопления 21
2.1 Совокупный спрос и совокупное предложение 21
2.2 Инвестиции. Инвестиционный спрос. Автономные и индуцированные инвестиции 31
2.3 Парадокс бережливости. Процессы сбережения и инвестирования. Классический и кейнсианский подходы 34
Заключение 38
Библиографический список 41
Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при разных уровнях цен.
Совокупное предложение (АS) может быть приравнено к величине валового национального продукта (ВНП) или к величине национального дохода (НД):
AS = ВНП = НД.
На величину совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.
Среди ценовых факторов, во-первых, выделяют действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара (технология производства, издержки и т. д.). Во-вторых, к ним относятся действующие на макроуровне факторы, их качество и количество. В данном случае качество характеризуется производительностью факторов (более квалифицированная рабочая сила и более совершенная техника). Увеличение количества и повышение качества факторов приводит к росту производственных мощностей, а следовательно, к росту AS.
Графически совокупное предложение можно представить в следующем виде (рис. 16.2)10.
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Но в любом случае объем производства ограничивается величиной имеющихся ресурсов. На графике представлены случаи совокупного предложения:
К числу неценовых факторов относятся те, которые могут изменять издержки:
Взаимосвязь совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) и обеспечение равновесия на товарном рынке.
Равновесие на товарном рынке в процессе отклонения AD и AS достигается путем изменения цен или объемов выпуска продукции. При этом могут иметь место несколько вариантов:
1. Совокупный спрос превышает совокупное предложение AD > AS. При этом равновесие достигается двумя путями:
а) не изменяя объема, повышают цены;
б) не изменяя цен, расширяют выпуск продукции.
На практике фирмы обычно идут по второму пути. Но увеличение выпуска продукции ведет к росту издержек. Поэтому в действительности идут по пути увеличения объемов производства и повышения уровня цен.
2. Совокупный спрос ниже
а) за счет сокращения объемов производства;
б) не изменяя объемов производства, понижают
цену.
Но снижение цен приведет к уменьшению размеров прибыли. Поэтому первая реакция производителей – сокращение объемов производства и реализация товаров по выгодным ценам. Если это не приводит к успеху, то производители вынуждены снижать цены на товары, что обусловливает уменьшение НД.
3. Рост совокупного предложения AS.
Происходит в том случае, когда фирмы предлагают товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В итоге уровень цен падает, а объем продаж и выпуск товаров растет. В связи с тем что изменения объемов выпуска продукции и уровня цен идут в разных направлениях, то изменение размеров НД будет неопределенным.
4. Падение совокупного
В этом случае происходит рост цен и снижение выпуска продукции. Изменение объема национального дохода будет неопределенным, так как объемы производства и уровень цен изменяются в разных направлениях.
Потребление – это общее количество товаров и услуг, купленных и потребленных в течение определенного периода времени. Уровень потребления зависит от многих факторов, но определяющим является величина дохода и его распределение. Кроме того, на величину потребления существенное влияние оказывает психологический фактор. Дж. Кейнс вывел психологический закон: с ростом дохода люди склонны увеличивать свое потребление, но в меньшей мере, чем растет доход. В этой связи используются показатели средней и предельной склонности к потреблению.
Средняя склонность к потреблению (ARC) определяется как отношение потребляемой части НД (С) ко всему НД (Y)11:
ARC = C/Y
Предельная склонность к потреблению (MRC) определяется как изменение потребления (ΔС) к вызываемому им изменению дохода (ΔY):
MRC = ΔC/ΔY
Сбережения – это доход после уплаты налогов, не израсходованный на приобретение потребительских товаров. Он равен располагаемому доходу минус расходы на личное потребление. Сбережения – это часть дохода, которая может быть вложена в инвестиции.
В отечественной экономической литературе под сбережениями населения понимается совокупность денежных средств, которая требуется населению для непрерывного процесса потребления и его улучшения. Различают вынужденные и иррациональные сбережения.
Вынужденные сбережения возникают за счет несбалансированности спроса и предложения, когда платежеспособный спрос населения остается неудовлетворенным.
Иррациональные сбережения образуются при отставании платежеспособных возможностей населения от роста платежеспособных возможностей (денежных доходов). В начале 1990-х гг. в нашей стране у преобладающей части населения практически отсутствовали возможности создания сбережений, что было обусловлено резким снижением жизненного уровня и высоким уровнем инфляции.
В зарубежной литературе выделяется средняя и предельная склонность к сбережениям.
Средняя склонность к сбережениям (ARS) определяется как отношение сберегаемой части дохода (S) ко всему доходу (Y)12:
ARS = S/Y
Предельная склонность к сбережениям (MRS) определяется как отношение изменения в сбережениях (ΔS) к тому изменению в доходе, которое его вызвало (ΔY):
MRS = ΔS/ΔY
Взаимосвязь между доходом и потреблением и доходом и сбережениями можно проиллюстрировать графически (рис. 16.3)13.
На графиках показана взаимосвязь между доходом и потреблением и доходом и сбережениями. Рост дохода показан биссектрисой А, потребление – прямой СС. Из графика видно, что потребление растет с ростом доходов, но часть доходов идет на сбережения. В результате потребление СС растет медленнее доходов. Рост по биссектрисе А означал бы, что все доходы используются на потребление. На участке FE величина потребления превышает величину доходов. Это свидетельствует о том, что процесс потребления на этом участке протекает в счет будущих доходов, т. е. в долг. В точке пересечения Е прямых доходов и потребления все доходы используются на потребление, а сбережения равняются нулю, уровень нулевого сбережения. На участке EA величина дохода превышает величину потребления, разность между ними образует соответствующий размер дохода EAA1, который используется на сбережения (SS).
На нижнем графике показан механизм определения величины сбережений (SS). Она образуется путем вычитания из значений доходов, соответствующих биссектрисе А, значений потребления СС. Рассмотренные нами графики неразделимы; по выражению П. Самуэльсона, это «сиамские близнецы».
Обычно сбережения рассматриваются в качестве основы инвестиций. Под инвестициями понимают расходы предприятий, направленные на расширение производства, повышение качества и увеличение материальных запасов. Дж. Кейнс обосновал положение о том, что инвестиции и сбережения всегда равны друг другу. Он исходил из того, что фактические сбережения и инвестиции определяются как разность между доходом и потреблением.
Инвестиции – это долгосрочные вложения государственных или частных средств, направляемые для строительства новых заводов, фабрик, расширение производственных мощностей. К инвестированию не относится купля акций и облигаций, так как такие сделки означают передачу права собственности одного лица другому на существующие капитальные ценности.
Предприятия осуществляют инвестиции по следующим направлениям:
Соответственно этим направлениям различают:
Инвестиции подразделяются на валовые, чистые, автономные, индуцированные.
Валовые инвестиции включают затраты, связанные с возмещением изношенного капитала (амортизация), и прирост капитальных вложений на расширение производства.
Чистые инвестиции равны валовым инвестициям за вычетом расходов на амортизацию основного капитала. Чистые инвестиции могут иметь:
В первом случае речь идет о растущей, развивающейся экономике, во втором – о статичной, с нулевым ростом, в третьем – о спаде производства, стагнации.
Автономные инвестиции не связаны с ростом национального дохода. Они, как правило, обусловлены нововведениями, вызванными научно-техническим прогрессом. Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода. Существует два подхода к обоснованию автономных инвестиций – кейнсианский и неоклассический14.
В соответствии с кейнсианским подходом введение автономных инвестиций связывается с предельной эффективностью капитала, с определением результатов инвестиций не в том периоде, в котором они осуществляются, а в течение ряда последующих периодов.
Соизмерение инвестиционных затрат с полученными от них результатами осуществляется посредством дисконтирования.
Неоклассический подход связывает введение автономных инвестиций с доведением объемов капитала до оптимальных размеров. При этом оптимальным является такой размер капитала, который при существующей технологии обеспечивает максимальную прибыль.
Индуцированные инвестиции – это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей, причиной создания которых является увеличение спроса на материальные блага и услуги. При повышении спроса дополнительная продукция производится за счет более интенсивной эксплуатации имеющегося оборудования. Если повышенный спрос не удовлетворяется, то для выпуска недостающей продукции сооружаются новые производственные мощности. Для определения объема инвестиций необходимо знать приростную капиталоемкость продукции, которая характеризуется необходимым количеством единиц дополнительного капитала (инвестиций) для производства дополнительной единицы продукции. Отсюда следует, что при данной приростной капиталоемкости необходимы индуцированные инвестиции.
В целом потребности в инвестициях выступают в виде инвестиционного спроса.
Инвестиционный спрос представляет собой спрос предпринимателей на средства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения с целью расширения производства. Инвестиционный спрос зависит от нормы прибыли и ставки банковского процента. Отсюда следует, что инвестиционный спрос выступает как функция ставки банковского процента (рис. 16.4)15.
Инвестиционный спрос растет, если на средства, вложенные в инвестиции, норма прибыли будет выше, чем процент от вложения этой суммы денежных средств в банк. Инвестиционный спрос падает, если процентная ставка за кредит возрастает и капитальные вложения становятся менее выгодными. Инвестиционный спрос замедляется, когда банковский процент повышается, а курс ценных бумаг понижается. В этом случае ресурсы капитала от продажи акций и облигаций уменьшаются.
Информация о работе Правовое регулирование налогообложения в РФ