Право как фактор социальной регуляции поведения индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование – упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией.

Содержание

1. Право как фактор социальной регуляции поведения индивида;
2. Дайте характеристику преступной группе несовершеннолетних по половозрастным признакам;
3. Составьте психологический портрет женщины-жертвы сексуальной агрессии;
4. Проблема ценностей и их связь с социально-нормативной и противоправным поведением личности;
5. Личность эксперта-психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

 

        В обобщенном виде характеристика несовершеннолетних преступников по половому составу сводится к следующему:

  • доля лиц мужского пола среди преступников (90-95%) всегда существенно выше их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающего в соответствующих регионах страны (48-52%);
  • доля девушек, совершающих преступления (4-10%), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. При условии, что рост числа преступлений и среди этого контингента лиц приобрел устойчивую тенденцию, соотношение лиц мужского и женского пола среди несовершеннолетних преступников на протяжении длительного периода практически не изменяется;
  • доля лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению с аналогичными показателями взрослой преступности. Правда, следует иметь в виду, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний у девушек, как правило, тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовной ответственности. По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди состоящих на профилактическом учете в инспекциях по делам несовершеннолетних практически все последние годы примерно в 2-2,5 раза был выше удельного веса их среди несовершеннолетних, совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты (25-30%). Каждая вторая-третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.

        Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемых девушками в трезвом состоянии, в одиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. У девушек несколько иная, чем у юношей, видовая структура преступлений. Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей.

        Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. Только в части употребления спиртных напитков 16–17-летние занимают доминирующее положение среди всех подростков, выявленных по этому основанию.

        Среди преступников наибольший удельный вес (36-40%) всей совокупности совершаемых преступлений составляют лица в возрасте 16 лет. Максимальный удельный вес этой возрастной группы отмечен почти по всем составам преступлений. Исключения зафиксированы по кражам государственного и общественного имущества, хищениям огнестрельного оружия и боеприпасов, где доминируют 14-летние, а также по угонам автомотосредств, где явно преобладают 17-летние.

        На протяжении ряда лет отмечается рост удельного веса среди несовершеннолетних 14-15-летних преступников с 19% в период 66-70 гг. до 29% в период 91-93 гг. По таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается каждое третье-четвертое преступление.

        В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11-13-летним, но характерно и для подростков более старшего возраста. В возрасте 14-16 лет все больший вес приобретает употребление спиртных напитков. У 17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется по удельному весу хулиганство.

 

 

  1. Составьте психологический портрет женщины-жертвы сексуальной агрессии

 

 

        Экспериментальное исследование осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе осуществлялся анализ литературы по проблеме исследования, определение испытуемых. На втором этапе - осуществлялся отбор методов исследования. На третьем этапе - осуществлялась обработка результатов исследования.

        Испытуемая К., 17 лет. Подверглась сексуальному насилию.

       Анамнез: Наследственность психическими заболеваниями не отягощена. Мать испытуемой злоупотребляет алкоголем, отец оставил семью, когда испытуемой было 12 лет. Родители должного внимания воспитанию детей не уделяли. Родилась третьей из четверых детей в семье, недоношенной (7-мимесячной), до 1 месяца находилась в отделении для недоношенных, где ей была проведена операция по поводу паховой грыжи. С грудного до школьного возраста посещала детские дошкольные учреждения, воспитывалась в основном бабушкой, которая умерла 2 года назад. В детском возрасте испытуемая перенесла ветряную оспу, грипп, ОРЗ. В школу поступила в 7 лет.

        Психологический портрет испытуемого К.: Соматоневрологическое состояние без патологии.

        Сексуальное состояние. Астенического телосложения, выглядит соответственно своему возрасту. Менструации с 13 лет, установились сразу, регулярные, безболезненные.

        Психическое состояние. Входит тихо, движения плавные. Держится несколько скованно, кокетливо улыбается. В беседу вступает охотно, говорит тихо, с пуэрильными интонациями. Во время беседы голосом выделяет наиболее значимые для нее вещи.

        Суждения у испытуемой поверхностные, незрелые. Мышление последовательное. Эмоциональный фон ровный, реакции адекватные.

Интеллект не нарушен.

        В ходе экспериментально-психологического обследования у К. выявляется доступность выполнения основных мыслительных операций, продуцирования опосредующих ассоциативных образов, установление причинно-следственных связей, понимание условного смысла высказываний на материале заданий невысокого уровня сложности. Наряду с этим отмечаются признаки педагогической запущенности, слабая сформированность навыка интеллектуальной работы, более успешное выполнение наглядных заданий по сравнению с вербальными. небогатый словарный запас, затруднения при подборе обобщающих формулировок, тенденция к конкретности при усложнении заданий. Нарушений восприятия, памяти, внимания, умственной работоспособности не выявляется. Острой психопродуктивной симптоматики (бред, галлюцинации и пр.) не выявляется. Память и критические способности сохранены.

        При исследовании личности выявлены на фоне естественной возрастной незрелости с некоторой легковестностью, поверхностью суждений, оценок, слабостью долгосрочного прогнозирования, самостоятельности, склонности к пассивному подчинению, принятию поведенчиских норм и ценностей ближайшего социального окружения выявляется слабо дифференцированная, но в целом, адекватная самооценка, достаточная ориентация в бытовых вопросах (при некоторой ограниченности сферы интересов), эмоциональная адекватность, способность к эмпатии, к учету реакции партнера по общению, склонность к защитным личностным реакциям в виде вытеснения отрицательных сигналов.

        У испытуемого К. преобладает аффективно-экзальтированный тип. Следовательно, ему свойственен большой диапазон эмоциональных состояний. Этот человек легко может приходить в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

        Второе и третье место для него делят между собой следующие акцентуации: 1) застревающий тип, основная черта людей которого - чрезмерная стойкость аффекта со склонностью формирования сверхценных идей; 2) возбудимый тип, людям которого свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

        По темпераменту К. - холерик - человеколюбив, не удачи не снимают уверенности в себе, заносчив, злопамятен, энергичен, целеустремлённый, склонен к конфликтам не уступает даже если не прав. Ценит только информативность, эмоционально ограниченный тип. Экстраверт.

 

  1. Проблема ценностей и их связь с социально-нормативной и противоправным поведением личности.

 

        Правовая социализация личности - это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Эта ценностно-нормативная система составляет основу правосознания индивида.

        Правосознание - система знаний, оценок и представлений с правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Правосознание определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.

        Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые, доминирующие мотивы.

        Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, -осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах. Мотив поведения - это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.

        Формирующаяся личность корректирует свое поведение на основе требований определенного социального окружения, встречает одобрение одних своих действий и порицание других, у нее формируется определенная ценностно-нормативная модель поведения. При этом происходит интериоризация, превращение во внутреннее достояние того, что первоначально было для индивида внешним.

        Первоначально определяясь внешними воздействиями, ценностно-нормативная модель жизнедеятельности человека постепенно приобретает самостоятельность, независимость от ситуативных воздействий и становится основным фактором регуляции его поведения. Его поведение становится внешним проявлением, экстериоризацией системы внутренних позиций. Эта система внутренних позиций у разных индивидов имеет разную степень устойчивости.

        Правовая социализация личности - это не только формирование правовых представлений, но и формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости.

        Регулятивная функция правосознания связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.

        Правомерное поведение - поведение, цели, способы и результаты которого не противоречат существенным интересам общества, выраженным в правовых нормах.

        Регулятивная сторона правосознания связана с интересами и волей как подавляющего большинства населения (когда речь идет об общественном правосознании), так и отдельной личности (когда речь идет об индивидуальном правосознании). Правосознание людей является субъективной базой реализации права.

        Регулятивная сторона правосознания - это проявление правосознания в действии, в правомерном поведении. При этом особую роль играют социальные установки участников правоотношений, стереотипы поведения, сфера подсознания. Правосознание, сопутствующее индивидуальному поведению, не есть просто результат позитивного права. В его основе лежит нечто большее, во многом даже предшествующее праву. Мы имеем в виду такие выходящие за рамки юридических традиций и опыта факторы, как моральные и нравственные установки.

        Итак, правосознание - сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений и соответствующей регуляцией поведения.

        Правосознание нельзя рассматривать как нечто обособленное, как особое психическое образование. Правосознание человека определяется его нормативно-ценностной ориентацией. Правосознание - проявление общей направленности личности в отношении правозначимых явлений.

        Следует также иметь в виду, что не правосознание и не сознание вообще определяют жизнедеятельность людей, а реальные жизненные условия. Правопослушное или противоправное поведение определяется не «дефектами» правосознания, а теми реальными жизненными условиями, которые эти «дефекты» порождают или устраняют.

        Как общественное, так и индивидуальное правосознания обусловлены политическими, социально-экономическими и моральными факторами. Исторически и онтогенетически моральное сознание предшествует правовому сознанию. Сами правовые нормы подлежат моральной оценке. Сфера права уже, чем сфера морали.

        Правосознание регулирует поведение людей категориями правомерности; мораль - категориями добра и зла. Мораль и право нельзя трактовать как факторы внутреннего и внешнего (принудительного) побуждения. Правовая социализация означает формирование у личности внутреннего согласия, солидарности с нормами права. Но главной взаимосвязью морали, нравственности и права является то, что нравственное поведение является базой правопослушного поведения.

        Для того чтобы человек вел себя правомерно, он должен усвоить основные нормы поведения в данном обществе. В дальнейшем правовые представления, знания и оценки могут быть сформированы лишь на этой основе.

Информация о работе Право как фактор социальной регуляции поведения индивида