Право как фактор социальной регуляции поведения индивида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами – социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование – упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам. Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией.

Содержание

1. Право как фактор социальной регуляции поведения индивида;
2. Дайте характеристику преступной группе несовершеннолетних по половозрастным признакам;
3. Составьте психологический портрет женщины-жертвы сексуальной агрессии;
4. Проблема ценностей и их связь с социально-нормативной и противоправным поведением личности;
5. Личность эксперта-психолога.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 44.93 Кб (Скачать файл)

        Законоисполнительное поведение - поведение социально адаптированное, т.е. приспособленное к условиям жизнедеятельности данной социальной общности. Наивысшей формой социальной адаптации является интернализация социальных норм, требований, образцов поведения.

        Однако могут быть и другие формы социальной адаптации, иногда граничащие с социальной неадаптированностью - адаптация на основе принуждения, эгоистического расчета, приспособленчества.

        В своем развитии индивидуальное правосознание характеризуется противоречивостью, неравномерностью, гармоничностью или дисгармоничностью. Для него могут быть характерны отдельные дефекты в познании и оценке отдельных правовых явлений.

         В ряде случаев индивидуальное правосознание вступает в противоречие с общественным правосознанием. Это противоречие не всегда проявляется в правонарушении. Оно может оставаться скрытым, латентным. При этом поведение личности может быть законопослушным, но мотивы такого поведения могут заключаться не в принятии норм права, а иметь конъюнктурный характер. Степень социальной адаптации может быть различной, но четкая грань между социально адаптированным и не адаптированным поведением определяется законом. Все разновидности преступлений - это разновидности социально не адекватного, не адаптированного поведения.

        В профилактике преступлений нет и не может быть каких-либо отдельных универсальных мер. Только система психологически обоснованных мер, содействующих социальной адаптации личности -надежная основа криминально-профилактической деятельности.

        Поведение часто объясняют социальной установкой личности. Установку не следует рассматривать как систему осознанных отношений. Установка - это подсознательная готовность к стереотипным реакциям. Следовательно, для преодоления преступности необходимо исследовать не только сферу правосознания, но и сферу подсознания, механизм формирования поведенческих штампов, шаблонов, стереотипов. В социальной адаптации индивида эта сфера поведенческой регуляции имеет не менее существенное значение, чем сознательное поведение. Для устойчивого законоисполнительного поведения необходима стереотипная готовность действовать в определенных обстоятельствах определенным, правомерным образом.

        Адаптированное поведение Социализированное - осознание и принятие культурных и моральных ценностей, развитое чувство долга, устойчивый контроль над поведением, адекватность поведения реальным условиям

        Неадаптированное поведение Асоциальность - пренебрежение к культурным и моральным ценностям, социальная индифферентность, плохое понимание окружающей действительности, субъективизм, низкий уровень самоконтроля. Антисоциальность - преступное поведение.

       Фундаментальными факторами социально положительного поведения человека является положительное эмоционально-оценочное отношение личности к общесоциальным нормам.

        Вор стыдится нарушить нормы только воровской шайки и не стыдится нарушить нормы честных людей. Чем слабее узы, связывающие человека с социальной общностью, тем меньше у него оснований стыдиться при нарушении норм этой общности. И наоборот, чем более разносторонни и глубоки эти связи, тем более эффективен самоконтроль поведения.

        К социальной среде должны адаптироваться не только личность, но и само право. Регуляционная эффективность права тем выше, чем меньше элемент произвольности в правотворчестве, чем больше правотворчество «адаптировано» к социальной среде. Человеческое поведение формируется не правом, а социальными устоями данного общества. Как говорили римляне, люди чтят те законы, которые охраняют народные святыни.

        Если среда не создает достаточных предпосылок для реализации тех или иных норм права, то эти нормы остаются малоэффективными. Правовые нормы эффективны лишь в том случае, если между ними и поведением людей существует причинная связь. Поведение людей может быть даже более «нормальным», чем отдельные нормы права.

        Венгерский социолог права Кальман Кульчар провел опрос по следующей анкете: «Будет ли наказан, который знает, что его сосед готовится убить женщину, состоявшую с ним ранее в связи, и с этой целью приобрел раствор никотина, но не сообщает об этом в полицию?».

        Около 90% опрашиваемых ответили утвердительно. Между тем по венгерскому законодательству недонесение о готовящемся убийстве не влечет ответственности.

        В большинстве случаев люди руководствуются не действующей правовой нормой, а своими представлениями о ней. Но у социализированной личности расхождение между действительной нормой и представлением о ней, как правило, незначительно.

  1. Личность эксперта-психолога.

 

        Какими качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной практикой? Самые важные качества – неравнодушное отношение к человеку, который проходит обследование, доброжелательность, неподдельный интерес к человеку, его труду, профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости, какого-либо насилия, давления на личность обследуемого со стороны психолога. Психологу важно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых и справляться с ними терпеливо и доброжелательно. Такое поведение нередко требует душевных затрат со стороны психолога и поэтому ему самому важно обладать хорошим физическим и психическим здоровьем. Но успех работы психолога в главном определяется его квалификацией, глубокими знаниями в области фундаментальных основ психологии, биологии, и связанных с ними возможностей частных диагностических методик. Психологу важно быть в курсе последних достижений науки, практики, совершенствоваться, развиваться, а не стоять на месте. 

        Для работы в области экспертной практики необходимо высшее образование по специальности  – «клиническая психология» или по специальности – «психология». В последнем случае предпочтительны профили специализации в области психологии труда, психофизиологии, психологии личности.

        Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. При этом каждый член экспертной комиссии несет личную ответственность за данное им заключение. Кроме того, эксперт-психолог обязан:

1) явиться по вызову органа, назначившего экспертизу, и в частности на допрос, и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования и данного заключения. В соответствии с действующим законодательством, при допросе эксперт-психолог обязан отвечать лишь на те вопросы, которые относятся к предмету судебно-психологической экспертизы. На допросе у следователя эксперт имеет право изложить свои ответы собственноручно;

2) заявить самоотвод при наличии ряда оснований, указанных в законе.

        Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если:

а) он является потерпевшим, свидетелем, кем-нибудь из участников дела или их представителем;

б) он является родственником потерпевшего, обвиняемого или их законных представителей, а также родственником обвинителя, защитника или лица, производившего дознание;

в) он находится или находился в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика;

г) он участвовал в деле в качестве специалиста;

д) имеются другие обстоятельства, которые дают основание считать, что эксперт лично заинтересован в уголовном деле;

3) не разглашать данные предварительного расследования без разрешения органа дознания, следователя, прокурора;

4) сообщить в письменном виде о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных психологических познаний или предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения. Если вопрос, внесенный в определение следователя или постановление суда, не входит в компетенцию эксперта-психолога, то он не должен его игнорировать, а обязан аргументирование обосновать в своем заключении, почему на данный вопрос невозможно дать ответ. Если же в уголовном деле или медицинской документации не хватает данных для составления полного заключения, то психолог-эксперт вначале ходатайствует о предоставлении ему этих дополнительных материалов, указывая конкретно, какие именно данные должен собрать и передать ему следователь (например, данные о предыдущих экспериментально-психологических обследованиях подэкспертного, допросы родственников и сослуживцев о личности испытуемого и т.п.), и только в том случае, когда его ходатайство остается без удовлетворения, он обосновывает в своем заключении невозможность ответить на поставленные перед ним вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. И. Миракяна. – М. : Изд-во НИИ СО и УК АПН, 1997. –  234 с.
  2. Барановский Н. А. Социальный контроль антиобщественных явлений. / Н. А. Барановский. // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: сб. науч. тр. - Мн., 2004.
  3. Васильев В. Л.  Юридическая психология  – М. : СПб, 1991-2000. –     256 с.
  4. Кон  И. С.  Введение в сексологию  – М. : Просвещение, 1989. –  357 с.
  5. Кон И. С.  Мужская и женская сексуальность  – М. : Просвещение, 1998 – 2000. –     256 с.
  6. Малкина-Пых  И. С. Психология поведения жертвы  – М. : Наука, 1999. –  329 с.
  7. Мейли Р.  Факторный анализ личности. Психологи индивидуальных различий  – М. : Наука, 1982. – 407 с.
  8. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. / Под ред.              В. В. Оксамытный. – Киев – 1990.

 

 


Информация о работе Право как фактор социальной регуляции поведения индивида