Практическое исследование одаренности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.
Задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;
• выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
• исследовать одаренность у школьников;
• наметить направления психологической работы с одаренными детьми.
Объект исследования: учащиеся начальных классов.

Содержание

1. Организация и проведение исследования 7
2. Результаты исследования 12
3. Выводы и рекомендации 17
Работа с одаренными детьми 26
Заключение 32
Литература 34
Приложение 2 36

Вложенные файлы: 1 файл

Практическое исследование одаренности школьников.docx

— 137.02 Кб (Скачать файл)

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся.

Проблемный подход к обучению школьников безотносительно к их уровню интеллектуального развития представлен в работах А.М. Матюшкина.

Когда речь идет о решении  задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:

  • выявить проблему;
  • проанализировать различные варианты ее решения;
  • оценить достоинства каждого варианта;
  • обобщить все найденное и т.д.

Развитие этих умений связано  как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.

Многие теоретические  и практические находки отечественной  педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей.

Обогащение обучения может  быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут  входить занятия по решению проблем  с применением таких известных  техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д.

Программы обогащения, ориентированные  на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные мини-курсы по темам, проблемам или отдельным навыкам.

Проблемные мини-курсы  требуют междисциплинарного подхода, что соответствует характеру  познавательных потребностей одаренных. Так, проблема борьбы добра и зла может включать изучение философских концепций, литературных произведений, произведений живописи, кинолент.

Вот краткий перечень междисциплинарных  проблем, которые можно предложить для обсуждения; межнациональные  отношения; загрязнение окружающей среды; войны: их причины и последствия для человечества; разное понимание справедливости; эволюция понимания того, что такое "прекрасное"; новые технологии и развитие мирового сообщества; роль женщины в развитии общества; этика и наука.

В мини-курсах, посвященных  конкретным навыкам и умениям, проводится обучение работе с компьютером, умению печатать, рисовать или чертить, публично выступать. Это могут быть курсы по языкам, уроки игры на музыкальных инструментах. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.

Эти программы могут ориентироваться  на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений, как ролевой тренинг, тренинг сенситивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Знание этих форм, их положительных  сторон и недостатков поможет  оценить перспективы их введении.

Программы "вырывания" предполагают, что определенное время  незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционной программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе. В этих условиях ученик может проводить от одного урока в неделю до одного полного дня в неделю.

По индивидуальной программе  могут заниматься и учащиеся средних  классов, достигшие высокого уровня развития по каким-то отдельным предметам и имеющие базу для выполнения своего проекта или исследования.

Для средних и старших  классов возможен и другой вариант - - обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре.

Однако он имеет несколько  недостатков. Такая форма обучения: не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятии по программе "вырывания", а в остальное время она как бы забывается.

Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие  в такой хорошо организованной программе  может оказать сильнейшее влияние  на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.

Летние и зимние программы  имеют разнообразные цели, задачи, содержание, могут быть предназначены как для строго определенного возраста, так и для разновозрастной аудитории. Выделяется три типа таких программ.

Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициям.

Второй тип программ нацелен  на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. Если на протяжении учебного года идет интенсивная работа по какому-то одному направлению, то у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности от того, что какая-то из склонностей остается без применения.

Последний тип такой программы  достаточно хорошо известен - это углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса.

Сопоставление стратегий  ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач. Однако их выделение помогает яснее понять, чего мы хотим добиться. Важно также осознавать достоинства и недостатки разнообразных форм воплощения этих стратегий, что и будет обсуждаться ниже.

Модель представляет решение  проблемы обучения одаренных в условиях обычной школы как своеобразное сочетание разноуровневых и одноуровневых групп и дает альтернативу этим двум полярным вариантам.

Она включает три типа обогащения. Важнейшие достоинства модели: изменения, отвечающие потребностям одаренных  детей, касаются всех компонентов учебных программ (содержания, процесса, результата и обстановки); учитываются эмоциональные потребности детей, происходит индивидуализация на основе стилей научения. К плюсам относится и продуманная система формирования навыков, обеспечивающая последующую продуктивную самостоятельную работу одаренных детей в области их склонностей.

Обогащение первого типа, ориентировочная деятельность включает ряд занятий, основная цель которых - помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями  знаний, что обычно не затрагивается  в традиционном школьном обучении. К главным задачам первого  типа обогащения относятся: выявление и развитие интересов.

Второй тип обогащения направлен на формирование умений и  навыков, без которых невозможна реализация способностей. Особенностью детей с высоким интеллектом является то, что многие из них избегают однообразной работы, которая необходима для формирования навыков и умений. Второй тип обогащения включает групповые занятия (опять для всех учащихся), направленные на развитие познавательных и эмоциональных процессов.

Третий тип обогащения предназначен именно для специфических  познавательных потребностей выдающихся по интеллекту детей, стремящихся к самостоятельной работе, к более глубокому изучению, исследованию вызывающей интерес проблемы. Это высший уровень деятельности в модели обогащения Дж. Рензулли.

 

Задачи третьего типа обогащения состоят в том, чтобы:

  • дать возможность школьнику применить знания, творческие идей в занятиях по самостоятельно выбранной теме;
  • помочь одаренному ребенку приобрести высокий уровень понимания того, что он изучает;
  • помочь разработать форму воплощения полученных результатов применительно к той конкретной задаче, которую выбрал сам ребенок;
  • способствовать развитию умений самостоятельно планировать, организовывать, принимать решения и оценивать свою работу;
  • помочь испытать вовлеченность в задачу, уверенность в себе, чувство удовлетворения от творческих достижений и способности сотрудничать эффективно с соучениками, учителями и специалистами, компетентными в данной области.

Все это закладывает фундамент  для активной деятельности в будущем, так как дает ребенку опыт реализации своих идей.

Вполне очевидно, что учебные  программы для детей с высоким  умственным потенциалом должны отличаться от обычных: они обязаны отвечать потребностям этих детей, которые не находят удовлетворения в традиционных школьных условиях. Отличия касаются содержания программы, процессов, через которые она воплощается и которые необходимо развивать, продуктов, которых ожидают от учащихся, и обстановки обучения.

Эти принципы помогают целенаправленно, обоснованно создавать специальные  программы, внося изменения во все  их компоненты. А именно должны быть предусмотрены:

  • широкие вопросы, темы или проблемы;
  • применение междисциплинарного подхода;
  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися.

 

Работа с одаренными детьми

 

Потребность одаренных детей  в эмоциональном комфорте очень  велика, особенно в признании и осознании собственной цены. Способность детей к большому количеству и смене восприятий порождает и уязвимость, которая связана с повышенной чувствительностью. "Их концентризм приводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Иногда также дети чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Нейтральная реплика может  восприниматься ими на свой счет. Они  чрезвычайно чувствительны к  недовольству окружающих взрослых"

Поэтому, родители должны терпеливо  относиться к эмоциональным перепадам  детей. Им следует помочь понять, что  не все реплики и замечания  относятся к ним.

Одаренные дети, как уже  говорилось выше, тяжело переживают социальную несправедливость. Необходимо найти пути, чтобы ребенок и вся семья принимали бы участие в каких-то, скажем, пожертвованиях, благотворительности способствующих установлению справедливости, или в других аналогичных мероприятиях. Воспитываться должна и терпимость к сверстникам, не обладающим острым восприятием. Иными словами, детей нужно учить воспринимать человека таким, какой он есть, и особенностям общения с людьми.

Высокая увлеченность и концентрация внимания на занятии может привести к стремлению доводить все до совершенства, что не очень желательно, поскольку чувство неудовлетворенности возрастающее тогда, когда достигнутые результаты оказались хуже планируемых, приводят к серьезным переживаниям. В связи с этим родителям следует посоветовать не предъявлять слишком высоких требований к детям и не завышать ожиданий.

Особенно когда родители демонстрируют способности ребенка  знакомым и он чувствует, что делает родителям приятное, это ведет к усилению формирования перфекционистских стремлений.

Родители в воспитании должны уделять внимание всем сторонам развития детей, чтобы не развилось ошибочного стремления быть лучшим во всем. Обязательно нужно поощрять за старание, даже за невысокий результат, иначе дети будут избегать трудностей.

В силу очень большого любопытства  одаренных детей и склонности браться за несколько дел сразу, необходимо учить их находить соответствие между энтузиазмом и прагматизмом, формированию приоритетов и. постановке целей. "Для достижения этого полезно вместе с ребенком проследить реальный распорядок каждого дня недели, который включает домашние и личные заботы - равно как и сон. Для этого следует завести журнал и дать ребенку возможность в течение недели подумать самостоятельно над тем, как же он проводит свои часы и минуты. Особенно эти рекомендации будут продуктивны, если родители контролируют и свое время. Конечный результат должен заключаться в таком распределении сил и времени, когда начатое дело благополучно завершилось. Помощь взрослых должна заключаться в выборе основных идей и направлений, в виде наводящих вопросов и собственных предложений. И конечно, нужно стараться распределить усилия ребенка во времени, чтобы уменьшить возможность неуспеха, а значит, раздражений.

Рука об руку с опытом преуспевания идет неумение пережить неудачу. А значит, к этому нужно детей готовить. Например, можно привлечь их к занятиям физкультурой, спортивными играми, особенно детей со слабым физическим развитием.

Поведение на уроке одаренных  детей таково, что они первыми  тянут руку в ответ на вопрос учителя, что нередко порождает отчужденность  одноклассников и раздражение учителя. В таком случае авторы рекомендуют родителям предложить детям альтернативные подходы к ситуации в виде ряда смежных вопросов, чтобы

а) оценить альтернативы;

"Может быть, учитель,  задавая вопрос, уверен, что ты  знаешь на него ответ? ";

"Не думаешь ли ты, что вопросы задаются учителем  для того, чтобы всем дать шанс  подумать, а немедленный готовый  ответ лишает их такой возможности  и необходимости? ";

"А даешь ли ты  другим детям возможность иногда  первыми поднять руку? ";

б) сделать правильный выбор;

"Что для тебя важнее - иметь друзей в классе или  показать учителю, что ты знаешь  ответ? ";

"Допустим, ты знаешь  ответ на вопрос, но не торопись  и посмотри по сторонам. Досчитай  до десяти, и если никто в  классе не поднял руку, может  быть, это тот случай, когда лучше  не выделяться? ";.

В такой ситуации и учитель  может помочь ребенку. Например, учитель  договаривается со способными учениками, чтобы те записывали совой ответы на бумаге и отдавали их учителю в конце урока. Таким образом, ребенок не отучается отвечать на уроках. Это помогает сохранить интерес ребенка к учебе и в принятии его окружающими.

Чтобы достичь конечной для  одаренных детей цели - максимального  развития своих возможностей, нужно  создать соответствующий психологический климат, чтобы ребёнок мог всю энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям.

Дэвид Льюис полагает, что  родителям полезно познакомиться  с этими утверждениями. Если они  согласны с 20% из них, то, вероятно, над  остальными стоит подумать. Но если они их устраивают полностью или хотя бы на 90%, пожалуй, им следует несколько охладить сбой пыл и предоставить большую свободу, как себе, так и ребенку.

Чтобы помочь родителям и  уменьшить их тревоги можно дать следующие советы:

1) не ограничивайте ребенка  школьными рамками, а развивайте  его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи;

2) вам следует уделить  специальное внимание проблеме  развития и воспитания и искать  дополнительную информацию;

3) постарайтесь посвятить  неделю тщательному наблюдению  зa ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями;

4) в качества общих установок  для развития интереса и постановки  задач вам следует рассмотреть три фактора, способствующие отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.

Информация о работе Практическое исследование одаренности школьников