Применение игровых технологий в учреждении дополнительного образования детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал.

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
Применение игровых технологий в учреждении дополнительного образования детей………………………………………………………………5
Методический паспорт проекта…………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………19

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

Применение игровых технологий в учреждении дополнительного образования детей………………………………………………………………5

Методический паспорт проекта…………………………………………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом сердце проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал.

Решение такой задачи сегодня лежит на плечах одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей, — учреждениях дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей сегодня рассматривается как механизм поддержки индивидуализации и самореализации личности, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей и семьи, индивидуализировать процесс образования. Оно существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Поэтому дополнительное образование характеризуется очевидной актуальностью, поскольку связано с реализацией личностных потребностей и жизненных планов обучающихся. Так как в системе дополнительного образования их познавательная активность всегда выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых различных социальных практик.

Проблема использования новых технологий в воспитательном процессе является так же достаточно актуальной на современном этапе развития общества. Изменения в обществе влекут за собой изменения в системе воспитания: подбор новых средств, приемов, методов, рассмотрение новых методик, технологий.

В организации воспитательного процесса игровые технологии занимают одно из ведущих мест. Ее использование положительно влияет на процесс и результат воспитательной работы.

Большими воспитательными возможностями обладают игровые технологии. В психолого-педагогической науке проблема использования игры в воспитательном процессе исследована широко. Проблемы детской игры интересовали психологов и педагогов различных времен. Исследованием  игры занимались Э. Берн1, Л.С. Выготский, Б.В. Куприянов2, Е.В. Титова, Й. Хейзинг, С.А. Шмаков3, Д.Б. Эльконин4 и др. Внимание ученых привлекало использование игры в учебно-воспитательном процессе на различных возрастных этапах.   На каждом возрастном этапе игра имеет свои особенности. Тем не менее игры в учебно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования используются не достаточно, что и определило выбор темы нашей работы: «Применение игровых технологий в  учреждении дополнительного образования детей».

Цель: составить сборник игровых технологий применяемых в учреждении дополнительного образования для детей младшего школьного и подросткового возраста.

Задачи:

  • дать определение игровых технологий и рассмотреть классификации игровых технологий;
  • раскрыть особенности применения игровых технологий в учреждениях дополнительного образования детей;
  • описать технологию подготовки и проведения игр, представленных в сборнике.

Методы:

  • анализ;
  • синтез;
  • обобщение.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование детей, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном Российском обществе.

Учреждения дополнительного образования - это такие внешкольные учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей, интересов и дарований. Во внешкольных учреждениях происходит процесс формирования таких важнейших характеристик полноценной человеческой жизнедеятельности, как: положительное отношение к собственной жизни благодаря реализации себя как личности в любимой деятельности, соответствующей природным данным; способность к непрерывному творчеству и духовному самосовершенствованию; социальная ответственность, проявляющаяся в заботе о благополучии близких и чужих людей, в активных социальных действиях; культура досуговой деятельности.

Дополнительное образование как часть общего должно обеспечивать личностно-ориентированное образование. И добиться этого можно путем применения определенных педагогических технологий в процессе освоения содержания образования. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по саморазвитию и самореализации, творческой активизации человека, что позволяет не только расширять или корректировать ограничения стандартного школьного образования, но менять контуры сферы образования в целом.

Если традиционная массовая школа использует в большинстве своем информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект, мыслительные действия, с ориентацией на усредненного ученика, когда до 75% учебных предметов направлено на развитие левого полушария, на эстетические предметы – 3%, на духовное воспитание уделяется минимальное внимание, то учреждениям дополнительного образования детей присущ приоритет социально-интегрирующих, практико-деятельностных технологий, предполагающих освоение ребенком способа деятельности, мышления, поведения, определенного образа жизни, через дифференцированные и интегрированные образовательные программы.

В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности учащегося.

В настоящее время педагоги дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных средств игровых технологий.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.

Игра (Г.К. Селевко) – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.5

Игра имеет особое педагогическое значение:

• игра – фактор развития ребенка;

• игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;

• игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

• игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

• игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

• игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;

• игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

• игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

• игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

• игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.

Игровые технологии – одни из популярных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта. Педагогическая игра, как основная единица этой технологии, одновременно может иметь свои педагогические цели и задачи, но в то же время предусматривает спонтанный выход играющих за поле заранее намеченных педагогических установок и дальнейшую игровую импровизацию обучающихся и педагога. Механизм усвоения предлагаемых установок связан с учетом различных ролевых позиций, заранее принимаемых условий.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Причиной изобретения  игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности

• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

Основные принципы игровых технологий:

-природо – и культуросообразность;

-умение моделировать, драматизировать;

-свобода деятельности;

-эмоциональная приподнятость;

-равноправие.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение  кругозора, применение ЗУН на  практике, развитие определенных  умений и навыков;

-воспитательные: воспитание  самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение  к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации. Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

•Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

• Функция коррекции — есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

• Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

В структуру игры как деятельности органично входит:

  • целеполагание,
  • планирование,
  • реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игры как процесса входят:

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игровые технологии имеют различную направленность:

1) дидактические – формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание  самостоятельности, формирование определённых  позиций, сотрудничества, коммуникабельности;

3) развивающие  –  развитие  внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации  учебной деятельности;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.6

Классификация игр.

В современном мире очень много различных классификаций игр, но мы в своем дипломном проекте рассмотрим классификацию Г.К. Селевко7 по параметрам игровых технологий.

Г.К. Селевко классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий

– по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

– по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

– по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

– по предметной области: математические, музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т.д.;

– по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, телевизионные, компьютерные и т.д.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

- свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь  по желанию ребенка, ради удовольствия  от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное  удовольствие);

- творческий, в значительной  мере импровизационный, очень активный  характер этой деятельности («поле  творчества»);

Информация о работе Применение игровых технологий в учреждении дополнительного образования детей