Проблема возраста человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Возрастные особенности 4
Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии 5
2.1 Проблемы возраста человека на основе классификации 6
2.2 Закономерности психического развития 9
Глава 3. Кризисы на разных возрастных этапах 16
3.1 Понятие возрастного кризиса 16
3.2 Особенности кризиса развития 18
3.3Кризисы развития зрелых возрастов 21
Заключение 23
Глоссарий 24
Список использованной литературы 26
Приложение 27

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8.Проблема возраста человека..docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

     Содержание:

     Введение                                                                                                             2

     Глава 1. Возрастные особенности                                                                    4 

     Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии                                   5       

     2.1 Проблемы возраста человека на основе классификации                          6  

     2.2 Закономерности психического развития                                                    9  

     Глава 3. Кризисы на разных возрастных этапах                                             16

     3.1 Понятие возрастного кризиса                                                                     16

     3.2 Особенности кризиса развития                                                                  18

     3.3Кризисы  развития зрелых возрастов                                                           21

     Заключение                                                                                                         23

     Глоссарий                                                                                                            24

     Список  использованной литературы                                                                26

     Приложение                                                                                                         27                  

 

     Введение  

     Возрастная  психология – это область психологии, которая изучает психологические  особенности формирования личности на разных возрастных этапах. Делится на подразделы: детская, подростковая психология, психология юности, взрослости, старости (геронтопсихология).

     Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных  фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из основного  возраста в другой, включая разносторонние содержательные психологические особенности  детей разного возраста.

     Объект  исследований – закономерности развития и формирования личности.

     Предмет – возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов  и психологических качеств личности.

     Рассматривая  вопросы стоящие перед диагностикой развития, которые могут быть разрешены  только на основе изучения всей последовательности хода развития, особенностей каждого  возраста, стадии и фазы, всех основных типов развития, структуры и динамики развития их в многообразии. Само по себе определения реального уровня развития  и количественного выражения  разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека интересовало учёных уже давно. Но в первые проблемы возраста стал рассматривать Л.С. Выготский,

     В работе "Проблема возраста" (1932-1934гг.) Выготский анализирует онтогенез  как регулярный процесс смены  стабильных и критических возрастов. Понятие "возраст" ученый определяет через представление о социальной ситуации развития - специфическое, неповторимое отношение между человеком и  окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, по Л.С. Выготскому, приводит к формированию возрастных

     новообразований. Соотношение этих двух категорий - социальной ситуации развития и новообразования - задает диалектический характер развития в онтогенезе. Диагностировав основные проблемы человека, найдя причины  основных изменений - новообразований, возможно дальнейшее осмысление и анализ ситуации развития, а так же применение полученных знаний на практике.

     Актуальность  выбранная тема обуславливается  тем, что на каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное  новообразование, как бы ведущее  для всего процесса развития и  характеризующее перестройку всей личности человека на новой основе. Поэтому на развитие личностного  кризиса влияют социально-экономические, религиозные факторы, а также  сопряжено с половой принадлежностью  индивида, его семейными традициями и личностным опытом.

     Объектом  исследования является человек.

     Предметом исследования является проблемы возраста человека.

     Цель  работы: выявить особенности проблемы возраста человека.

     Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

     1) раскрыть понятие возрастного  кризиса

     2) рассмотреть классификацию возрастных  проблем. 

     3) проанализировать особенности кризиса  развития. Различные периоды кризиса  развития.

     4) исследовать кризисы развития  зрелых возрастов. 

     Гипотеза: психологическое созревание человека зависит от постоянно действующих  факторов: биологического созревания; психофизического состояния организма; социальные отношения.

     Для разработки темы курсовой работы были использованы труды таких ученых, как Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. Возрастная психология, Абрамова Г.С., Возрастная психология. Уч. пособие  для студентов вузов. - 4-е изд.,. Психология развития - Зарубежные авторы: Крайнг Г., Эриксон Э., Селье Г., Гезелл.

     Метод исследования: исторический, аналитический.

     Практическая  значимость: данная работа повышает психологическую  грамотность в том, что рассматриваются  возрастные пороги человека и зачастую педагоги, воспитатели интересуются определенным возрастным периодом и изучают его проблемы и особенности.

     Данная  работа позволяет расширить границы  знаний и рассматривает основные проблемы: влияние обучения и воспитания на развитие детей, соотношение задатков и особенностей, проблемы органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека, и другие.

     Для лучшего нахождения подхода к  ребенку педагог применяет знание основной проблематики на практике.

     Психолог  реализует данные знания при консультировании клиента. Человек самосовершенствуется и начинает путь к самопознанию, реализуя тем самым собственные  потребности, переходя на новый уровень  развития, преодолевая кризисные  состояния, решая собственные возрастные проблемы.  

 

     Глава 1. Возрастные особенности  

     Возраст и возрастные особенности как  ступени развития выступают на этой основе как проявления, как момент различных фаз жизни человека. «Онтогенез» человека – это жизненный  путь личности, процесс индивидуального  развития.

     Изучая  процесс индивидуального развития человека, его становление и выделяя  в нем различные этапы - младенца, преддошкольника, дошкольника, школьника  младших, средних классов, подростка, старшеклассника или юношу, нельзя забывать, что это все звенья единой цепи, единого процесса становления  человека. Подросток, например, - это  ребенок, становящийся взрослым. Каждый период в развитии подрастающего  человека - это и ступень, и переход  от одной ступени к другой. Возрастные характеристики заключаются для  нас поэтому не в статических  срезах, а в стержневых, узловых  изменениях, характерных для данного  периода. Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека совершается  по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием, развитием его индивидуальности. По мере этого развития человек, овладевая  в процессе обучения и воспитания содержанием культуры и затем  изменяя в своей трудовой деятельности действительность, изменяется сам; но в изменении, поскольку оно является развитием данной личности, сохраняется  и определенная преемственность. В  силу этого в самом процессе изменения, усложнения, преобразования различных  его черт уже с ранних сравнительно лет часто с такой отчетливостью  выступает характерный для данного  человека облик, который у цельных  натур с ярко выраженной индивидуальностью  сохраняется в наиболее общих  своих чертах на протяжении всей сознательной жизни.

     В итоге развития в жизнь вступает и в жизни дальше формируется  личность - субъект практической и  теоретической деятельности. 

     Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии 

     2.1 Проблемы возраста человека на  основе классификации  

     В исследовании развития человека обозначим  основные проблемы возрастной периодизации психического развития:

     Проблема  органической и средовой обусловленности  психического и поведенческого развития человека.

     Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

     Соотношение задатков и способностей.

     Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике  и поведении ребенка.

     Соотношение интеллектуальных и личностных изменений  в общем психологическом развитии ребенка.

     В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический  возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических  характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и  в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что  в развитии возникают некоторые  проблемы, которые ребенок не может  самостоятельно разрешить. Преодоление  кризиса означает переход на более  высокую ступень развития, в следующий  психологический возраст (Р.С. Немов).

     Проблемы: специфические сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием ”возраст”.

     Проблема  органической и средовой обусловленности  психического и поведенческого развития человека.

     Влияние обучения и воспитания на развитие детей.

     Соотношение задатков и способностей.

     Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике  и поведении ребенка.

     Соотношение интеллектуальных и личностных изменений  в общем психологическом развитии ребенка.

     В отечественной психологии в исследованиях  проблем детства развиваются  два крупных направления. Первое - изучение отдельных сторон детской  жизни, фактов, второе - вопросы общих  подходов к исследованию детства  в целом.

     В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в  теории деятельности - отношением места  человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.

       Проблема динамики возраста непосредственно  вытекает из только что намеченной  проблемы структуры возраста. Как  мы видели, структура возраста  не представляет собой статичной,  неизменной, неподвижной картины.  В каждом данном возрасте прежде  сложившаяся структура переходит  в новую структуру. Новая структура  возникает и складывается в  ходе возрастного развития.

     Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

     Дошкольное  детство (от рождения до 6-7 лет);

     Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого  по четвертый класс школы);

     Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

     Весь  период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

     Младенчество (от рождения до одного года жизни);

     Раннее  детство (от 1 года до 3-х лет);

     Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);

     Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

     Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);

     Подростковый  возраст (от 11 до 13-14 лет);

     Ранний  юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).  

     Каждый  этап состоит из двух периодов: межличностное  общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная  с интеллектуальным развитием и  реализацией операционально-технических  возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем  достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями  ребенка. Причина первых кризисов - возникновение противоречий между  новыми потребностями ребенка и  прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

Информация о работе Проблема возраста человека