Проблема возраста человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Возрастные особенности 4
Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии 5
2.1 Проблемы возраста человека на основе классификации 6
2.2 Закономерности психического развития 9
Глава 3. Кризисы на разных возрастных этапах 16
3.1 Понятие возрастного кризиса 16
3.2 Особенности кризиса развития 18
3.3Кризисы развития зрелых возрастов 21
Заключение 23
Глоссарий 24
Список использованной литературы 26
Приложение 27

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8.Проблема возраста человека..docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

     Основной  смысл переходного периода заключается  в позитивных изменениях личности, центральное новообразование каждого  возрастного периода (обобщенный результат  психического развития) содержит побудительную  силу для дальнейшего развития и  становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. Общие черты кризиса: раздражительность, непослушание, капризы, бунт, конфликт ребенка с окружающими взрослыми, упрямство, негативизм. [3, С.45]

     Сенситивный период развития - период в жизни  человека, создающий наиболее благоприятные  условия для формирования у него определенных психологических свойств  и качеств личности, видов поведения. К примеру, возраст от 1 года до 3-х  лет наиболее сенситивен для развития речи, активная речь обогащает психическое  развитие ребенка. Возраст до 5-ти лет  сенситивен к развитию чувств, усвоению морали, культуры поведения и общения  с другими людьми-взрослыми и  сверстниками. [1, С.15].

     В основу периодизации Э. Эриксона положен  эпигенетический принцип. Быть самим  собой и для себя и для значимых других людей - такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений  побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление  этого выбора определяет основные новообразования  возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные. Направление выборов заложено и  в названии каждого возрастного  периода:

     Основополагающая  вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);

     Автономность  против стыда и сомнений (2-3 года);

     Инициатива  против вины и сомнений (3-5 лет);

     Дружелюбие  против неполноценности (6-11 лет);

     Личностная  идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);

     Близость  против одиночества (19-25 лет);

     Продуктивность  против застоя (25-50 лет);

     Цельность против отчаяния (50-. .).

      

     2.2 Закономерности психического развития 

     Следующей проблемой возрастной психологии считают  проблему психического развития.

     Психическое развитие – закономерное изменение  психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).

     Развитие  идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.

     Существует  несколько подходов к пониманию  ведущего фактора в психическом  развитии.

     1. Биогенетическое направление.

     Психическое развитие – результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Воспитание, обучение являются лишь внешними факторами, способными либо затормозить, либо ускорить процесс выявления природных  психических качеств. Сторонниками этого подхода можно назвать  Вильяма Прейера, Карла Бюлера, Стенли Холла.

     2.Социогенетическое  направление

     Психическое развитие – результат влияния  общества, социальной среды. Главное  в человеке – его опыт, а опыт зависит от социальной среды.

     Сторонниками  этого подхода можно назвать  таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард, П. Жане. Истоки таких взглядов можно увидеть еще в работах  педагога XVII века Дж. Локка, который  говорил, что ребенок это «tubule rasa» - чистая доска, и все зависит  от взрослых, которые «пишут» на этой доске. К этому подходу можно  отнести такое направление в  психологии как бихевиоризм. Бихевиористы также считают, что в развитии человека все определяется научением.

     3. Эпигенетическое направление. 

     Психическое развитие – результат влияния  как генетического, так и социального  факторов. Одним из первых о значении влияния двух факторов говорил В. Штерн, предложивший принцип конвергенции – соединения биологической и  социальной линий развития. Представители  данного направления – Ж. Пиаже, А. Валлон (когнитивное развитие), Кольберг, Л. И. Божович, Ж. Пиаже (нравственное развитие), Кречмер, К. Г. Юнг, Олпорт (личностное развитие), К. Роджерс, А. Маслоу (социальное развитие).

     Современный взгляд на психическое развитие в  отечественной психологии основывается на положениях, предложенных Л.С. Выготским.

     Л.С. Выготский считал, что развитие зависит  от двух факторов: биологического и  социального. Однако нельзя понимать развитие как механическое сложение одного и  другого. Эти факторы имеют значение на протяжении всей жизни человека, но имеют как бы разный удельный вес в развитии разных функций  и на разных возрастных этапах. Например, для развития более простых функций (ощущение, восприятие) большую роль играют генетические задатки, а в  становлении более сложных функций (абстрактное мышление, логическая память) большее значение отводится  социальному окружению; в развитии речи на ранних этапах большую роль отводят биологическим предпосылкам, но чем старше ребенок, тем значимее для развития речи становится окружение.

     Связь развития и обучения человека –  одна из центральных проблем психологии, которая раскрывает вопросы ведущего фактора в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах.

     Психическое развитие - это процесс качественных изменений в психике, появление  новых образований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Психическое развитие осуществляется одновременно по линиям:

     - познавательной сферы (становление  интеллекта, развитие механизмов  познания);

     - психологической структуры и  содержания деятельности (становление  целей, мотивов и развитие их  соотношения, освоение способов  и средств деятельности);

     - личности (направленности, ценностных  ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной  средой и т.д.).

     Обучение  и воспитание как главнейшие формы  организации активности детей строятся с учетом наследственных данных, задатков, а также с учетом достигнутого уровня психического развития.

     В зависимости от того, как оценивается  роль обучения в психическом развитии ребенка, психологи разделились  на два лагеря.

     Один  из них – психологи женевского направления (Ж.Пиаже, Инельдер и др.) – ограничивают роль обучения, считая, что знакомство ребенка с вещами и познание их происходит само собой, а обучение только «приспосабливается»  к тому развитию, которое происходило  спонтанно, самостоятельно.

     Ребенок, по мнению Ж. Пиаже, является природным  существом и в то же время с  момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Действия ребенка, отмечает Пиаже, опосредуются окружающим миром. Однако он не просто отвечает на внешние

     воздействия, но и перерабатывает их, приспособляя к себе. В свою очередь внешний  мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает ответные действия, облегчающие его приспособление к миру.

     Признавая роль социальных воздействий в психическом  развитии, Ж. Пиаже в то же время  отмечает их незначительную роль. Так, выделяя факторы интеллектуального  развития, он никогда не включает в  их число обучение. И это –  применительно не только к детям  дошкольного возраста, но и школьного, у которых учебная деятельность является ведущей. Пиаже не отрицает роли обучения в развитии, но считает, что обучение не может изменить содержания или последовательности развития. Оно  способно лишь несколько его замедлить  или ускорить.

     Представление о взаимосвязанности процессов  обучения и развития при ведущей  роли обучения противостоит положению, долгое время господствовавшему  в детской психологии, о том, что  развитие – это созревание, а  обучение должно надстраивать над созреванием.

     Психологи другого направления, и в первую очередь отечественные ученые, придают  обучению значение основного фактора, ведущего за собой развитие. Они  подчеркивают, что предметы и способы  их употребления не могут быть открыты  ребенком без участия взрослых. Взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е. обучают  ребенка.

     Обучение  – это специально организованная деятельность по передаче ребенку социально-исторического  опыта, накопленного человечеством.

     Выготский решительно выступал против концепций  спонтанного созревания душевных способностей. К началу 30-х г.г. в зарубежной психологии господствовала уверенность  в том, что только созревание психических  процессов ребенка обеспечивает успех его дальнейшему обучению. Обучение плетется в хвосте развития – таков был общий вывод.

     Выготский решительно пересмотрел эту концепцию. Если развитие психики ребенка происходит в процессе общения, значит это общение  и его наиболее систематизированная  форма – обучение ведет за собой  развитие. Обучение, которое во многих концепциях выступало как идущее вслед за развитием, на самом деле является определяющим, решающим фактором развития.

     Большой вклад в разработку вопроса о  взаимосвязи обучения и развития внес Л.С. Выготский, подчеркнувший  ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности как решающей причины, движущей силы развития. Принципиально  важно положение Выготского о  том, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой. Интересна и значима для практики управления развитием идея Выготского о двух уровнях развития детей: уровень актуального развития характеризует особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день, а зона ближайшего развития требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня.

     Л.С. Выготский писал: « То, что ребенок  оказывается в состоянии сделать  с помощью взрослого, указывает  на зону его ближайшего развития.…  Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние  его развития… Состояние умственного  развития ребенка может быть определено, по меньшей мере, с помощью выяснения  двух уровней – уровня актуального  развития и зоны ближайшего развития». Это положение Л.С. Выготского нашло  широкое отражение и дальнейшее развитие в психолого-педагогической науке.

     Роль  обучения в умственном развитии ребенка  раскрыта во многих исследованиях отечественных  ученых (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, Н.А. Менчинская, А.А. Люблинская, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).

     Единство  развития и обучения, развития и  воспитания означает взаимосвязь и  взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает  ход созревания и развития. Психическое  развитие ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

     Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и  т.п., которые как бы присваивает  ребенок; с другой стороны, из его  отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с  третьей – из отношений ребенка  к самому себе, к окружающим его  сверстникам и взрослым, из понимания  им своего места в этой обетованной  среде, его эмоционального самоощущения в ней.

     Эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько  средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с  учетом психологических закономерностей  возрастного и индивидуального  развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу  их дальнейшего развития, на сколько  взрослые в работе с детьми разного  возраста акцентируют внимание на формирование у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности  к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении  к той деятельности, в процессе которой они включаются.

     Таким образом, обучение и воспитание, разумно  организованные и специально направленные на развитие детей, обеспечивают высокие  показатели в формировании умственных способностей и нравственных качеств  человеческой личности.

     Развитие  идет непрерывно в течение всей жизни, и существуют определенные закономерности возрастного развития.

     1. Психическое развитие определяет  деятельность, т.е. возрастные особенности  определяют характер ведущей  деятельности.

     2. Деятельность определяет психическое  развитие т. е. чем активнее  деятельность, тем интенсивнее развитие. Появление нового связано с  активностью самого человека.

Информация о работе Проблема возраста человека