Проблема возраста человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Возрастные особенности 4
Глава 2. Основные проблемы возрастной психологии 5
2.1 Проблемы возраста человека на основе классификации 6
2.2 Закономерности психического развития 9
Глава 3. Кризисы на разных возрастных этапах 16
3.1 Понятие возрастного кризиса 16
3.2 Особенности кризиса развития 18
3.3Кризисы развития зрелых возрастов 21
Заключение 23
Глоссарий 24
Список использованной литературы 26
Приложение 27

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 8.Проблема возраста человека..docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

            Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей ( автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних., он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

          У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

         Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого. 

 

     Заключение 

     Таким образом, в заключение данного исследования на основе изученных материалов и  исходя из поставленных в работе цели и задач можно сделать следующие  выводы.

     Проблема  возраста не только центральная для  психологии, но и ключ ко всем вопросам практики. Эта проблема непосредственно  и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских  приемов, имеющих задачей определение  реального уровня развития, достигнутого человеком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той  стадией или фазой внутри данного  возраста, которую сейчас переживает человек. Мы знаем уже, что паспортный возраст человека не может служить  надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому  определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.

     Определение реального уровня развития - насущнейшая  и необходимая задача при решении  всякого практического вопроса  воспитания и обучения человека, контроля за нормальным ходом его физического  и умственного развития или установления тех или иных расстройств в  развитии, нарушающих нормальное течение  и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение  реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития.

     Изучение  симптоматологии возрастов позволяет  выделить ряд надежных признаков, с  помощью которых мы можем узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у человека, подобно тому как врач на основании тех или иных симптомов  устанавливает диагноз болезни, т.е. определяет тот внутренний патологический процесс, который обнаруживается в  симптомах.

     Само  по себе исследование какого-либо возрастного  симптома или группы симптомов и  даже точное количественное измерение  их еще не могут составить диагноза. Между измерением и диагнозом, говорил  Гезелл, существует большая разница. Она заключается в том, что  к диагнозу можно прийти только в  случае, если удастся вскрыть смысл  и значение найденных симптомов.

     Задачи, стоящие перед диагностикой развития, могут быть разрешены только на основе глубокого и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального  и аномального развития, всей структуры  и динамики развития в их многообразии. Таким образом, само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. В сущности говоря, определение реального уровня развития не только не исчерпывает всей картины развития, но очень часто охватывает ее незначительную часть. Констатируя наличие тех или иных симптомов при определении реального уровня развития, мы фактически определяем лишь ту часть общей картины развития, которая охватывает уже созревшие на сегодняшний день процессы, функции и свойства, физического развития, которые характеризуют уже завершившиеся циклы развития. Это итог, результат, конечное достижение развития за истекший период. Эти симптомы говорят нам скорее о том, как шло развитие в прошлом, чем о том, как оно совершается в настоящем и какое направление примет в будущем. Разумеется, знание итогов вчерашнего развития - необходимый момент для суждения о развитии в настоящем и будущем. Но одного его совершенно недостаточно. Образно говоря, при нахождении реального уровня развития мы определяем только плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой цикл. Но мы знаем, что основным законом развития является разновременность в вызревании отдельных сторон личности и различных ее свойств. В то время как одни процессы развития уже принесли плоды и завершили свой цикл, другие процессы находятся только в стадии созревания. Подлинный диагноз развития должен суметь охватить не только завершившиеся циклы развития, не только плоды, но и находящиеся в периоде созревания процессы. Подобно тому как садовник, определяя виды на урожай, поступил бы неправильно, подсчитав только количество созревших фруктов в саду и не сумев оценить состояние деревьев, не принесших еще зрелого плода, психолог, который ограничивается определением созревшего, оставляя в стороне созревающее, никогда не может получить сколько-нибудь верного и полного представления о внутреннем состоянии всего развития и, следовательно, не может перейти от симптоматического к клиническому диагнозу.

     Таким образом, мы приходим к выводу, что  к началу каждого периода складывается единственное и неповторимое отношение  между человеком и окружающей его действительностью, зависит  от постоянно действующих факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального  и мысленного развития. 

     Глоссарий  

 
N%
 
Новое понятие
 
Содержание
1 2 3
1 Кризис Поворотный  момент в жизни индивидуума, который  возникает как следствие достижения определенного уровня психологической  зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму  на этой стадии”.
2 Сенситивный период Период оптимальных  сроков развития, определенных сторон психики - процессов и свойств.
3 Зона актуального  развития  
Обладание ребенком того, чему он научился
4 Возраст Продолжительность жизни (годы, месяцы и т.д.)
5 Периодизация  развития Психологическая классификация возрастов развития
6 Психология  возрастов Изучение закономерности переходов от одного периода к  другому на основе смены типов  деятельности
7 Подростковый  возраст Переходное  положение от детства к юности (пубертатный) от12 до 19 лет
8 Юношеский Получение профессии  и создание семьи (от20 до 25лет)
9 Молодость (ср. зрелость) Переход молодости  к старости (от 26 до 64лет)
10 Старость Период от 65 до конца жизни
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                  Список использованной литературы: 

  1. Л.Ф.Обухова  «Возрастная психология» 2001
  2. Э. Эриксон «Идентичность. Юность и кризис» 1996
  3. Г.С.Абрамова «Возрастная психология» 2003
  4. В.С. Мухина «Возрастная психология» 2000
  5. Е.И. Рогов «Общая психология» 1997
  6. К.Н. Поливанова Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов» 2000
  7. Д.Б.Эльконин «Избранные психологические труды» 1989
  8. Д.Холлис «Перевал в середине пути: кризис среднего возраста»2002
  9. Г. Крайг, Д.Бокум. «Психология развития» 2004
  10. Л.С. Выготский Собрание сочинений 1981-1984

 

     Приложение 

     Стадии  психосоциального развития (по Эриксону)

N Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильные стороны
1. Орально-сенсорная Рождение-1 год Базальное доверие - базальное недоверие Надежда
2. Мышечно-анальная 1-3 года Автономия - стыд и сомнения Сила воли
3. Локомоторно-генитальная 3-6 лет Инициативность - вина Цель
4. Латентная 6-12 лет Трудолюбие - неполноценность Компетентность
5. Подростковая 12-19 лет Эго - идентичность - ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20-25 лет Интимность - изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 26-64 года Продуктивность - застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет - смерть Эго-интеграция - отчаяние Мудрость
         
         
         
         

 

                                                                                  

Информация о работе Проблема возраста человека