Проблема воли в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII-XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX века в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие воли 4
2. Теории воли 6
3. Основные признаки волевого акта 9
4. Структура волевого действия 11
5. Волевая регуляция поведения и деятельности 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 37.46 Кб (Скачать файл)

К этой же группе относятся  качества воли, связанные с отношением человека к труду:

- деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину),

- организованность (разумное  планирование и упорядочение  своего труда),

- исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений  и своих обязанностей) и т.д.  Третичные качества воли обычно  формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий [1; c. 297].

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком  контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых  качеств личности;

г) с тем, что человек  сознательно ставит перед собой  все более трудные задачи и  преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Формирование волевых  качеств личности можно рассматривать  как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волевой процесс связан с  мотивационной сферой, побуждениями, желаниями, которые становятся осознаваемыми  целями поведения. Таким образом, волевая  регуляция поведения характеризуется  состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую  функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Волевая регуляция поведения  характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении.

Главную психологическую  функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два  следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Развитие воли у человека связано: с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; с приобретением человеком контроля над своим поведением; с выработкой волевых качеств личности; с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные  задачи и преследует все более  отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебник для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 437 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЮРАЙТ, ЧеРО, 2000. – 456 с.
  3. Гусева Т.И. Психология личности. Конспект лекций / Т.И. Гусева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 157 с.
  4. Климов Е.А. Общая психология. Образовательный курс / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 511 с.
  5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2007. - 512 с.
  6. Психология / Отв. ред. А.А. Крылов. – М.: Проспект, 2005.- 743 с.
  7. Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: Академия, 2001. – 349 с.
  8. Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, С.И. Розум. - Спб.: Речь, 2000. – 439 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
  10. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005.- 460 с.

Информация о работе Проблема воли в психологии