Проблема воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: характеристика методов и принципов процесса воспитания. Задачи исследования:
1 - определить актуальность и степень разработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе;
2 - раскрыть сущность понятия «воспитательный процесс»;
3 - рассмотреть виды, направлении и стили воспитания;
4 - охарактеризовать закономерности и принципы воспитания;
5 – проанализировать экспериментальные методы исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
1.1. Сущность процесса воспитания……….……………...………………5-6
1.2. Направления воспитания…….………………………………………..7-8
1.3. Виды воспитания……………….……..………..…………………….9-12
1.4 Стили воспитания………………...………………………………….13-15
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1. Воспитание как педагогический процесс……………………….…16-17
2.2. Воспитание как общественное явление……………………………17-19
2.3. Воспитание как процесс формирования личности………………..19-20
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Классификация методов воспитания…..….……………………….21-25
3.2. Воспитанность человека…………………………………………....26-27
3.3. Тесты на определение уровня воспитанности………..……………28-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…..…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..……….………31-32

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_33__33__33.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

Выбор, предпочтение тех  или иных методов воспитания, та или иная их комбинация зависят от конкретной педагогической ситуации. При этом выборе важно учитывать следующие обстоятельства:

  • конкретное направление воспитания, необходимость которого диктуется сложившейся ситуацией.
  • характер и уровень развития воспитанников. Понятно, что нельзя применять одни и те же методы воспитания для старших и младших классов, для студентов и аспирантов:
  • уровень зрелости конкретных учебных групп, трудовых коллективов, в которых осуществляется воспитательный процесс.
  • личностные, индивидуальные особенности воспитанников: нельзя применять одни и те же воспитательные методы для старых и молодых, для людей, относящихся к разным психологическим типам, темпераментам и т.п.

 

Опытный  преподаватель, руководитель должен овладевать всей совокупностью воспитательных приемов, находить такие их комбинации, которые в наибольшей степени соответствуют конкретной ситуации, помнить, что шаблон в этом деле решительно противопоказан.

 

Чтобы этого достичь, нужно хорошо представлять сущность основных методов воспитательного воздействия. Рассмотрим важнейшие из них.

 

Убеждение - один из методов первой группы, направленных на формирование сознания. Использование этого метода является исходной предпосылкой для следующего этапа воспитательного процесса — формирования должного поведения. Именно убеждения, устойчивые знания определяют поступки людей.

Этот метод обращен  к сознанию личности, к ее чувствам и разуму, к ее внутреннему духовному  миру.

И как бы порой ни сложна была эта задача, в силу сложности конкретных социальных условий, в которых каждый из нас нередко оказывается, именно от характера ее решения зависит и все остальное: и наши взаимоотношения с другими людьми (близкими и чужими) и наши трудовые успехи, и наше положение в обществе.

Поэтому при реализации метода убеждения прежде всего следует уделить внимание проблеме самовоспитания, самосовершенствования и на этой основе рассматривать проблемы взаимоотношений с другими людьми, вопросы общения, нравственности и т.п.

Основные инструменты  метода убеждения — вербальные (слово, сообщение, информация). Это может быть лекция, рассказ, особенно по гуманитарным дисциплинам. Очень важны здесь сочетание информативности с эмоциональностью, что многократно повышает убедительность общения.

Но вербальные способы при всей их значимости должны быть дополнены силой примера, обладающего особой силой убеждения.

 

Основные методы воспитания                            Рис. 4

 


Универсальным методом  формирования необходимых навыков  поведения является метод упражнений.

Упражнение — это  многократное повторение и совершенствование  способов действий, являющихся основой  поведения.

Успех метода упражнений зависит от всестороннего учета  психологических, физических и других индивидуальных качеств людей. В  противном случае возможны и психологические, и физические травмы.

Однако ни методы формирования сознания, ни приемы выработки умений и навыков не дадут надежного, долговременного результата, если их не подкрепить с помощью методов поощрения и наказания, образующих еще одну, третью группу воспитательных средств, именуемых методами стимулирования.

Психологическая основа этих методов состоит в том  переживании, которое вызывает тот  или иной элемент поведения воспитуемого со стороны товарищей или руководителя. С помошью такой оценки, а иногда и путем самооценки достигается коррекция поведения обучаемого.

 

Поощрение - это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поведения, действий воспитанника или целой группы. Эффективность поощрения основана на возбуждении положительных эмоций, чувства удовлетворения, уверенности в своих силах, способствующих дальнейшим успехам в труде или учебе.

 

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих принятым нормам поведения, нарушающим законы. Цель этого метода состоит в том, чтобы добиться изменения поведения человека, вызывая переживания стыда, чувство неудовлетворенности, и таким образом подтолкнуть его к исправлению допущенной ошибки.

 

Таким образом, в процессе воспитания необходимо использовать весь разнообразный спектр методов и приемов. Это и убеждение словом, обращенным прежде всего к разуму, использование метода убеждения, силы примера, это и воздействие на эмоциональную сферу, чувства воспитанников.

Важнейшую роль в воспитательном воздействии играют и постоянные упражнения, организация практической деятельности обучаемых, в ходе которой  вырабатываются умения, навыки, привычки поведения, накапливается опыт деятельности. В этой многоплановой системе  методы побуждения, стимулирования, особенно методы наказания, играют лишь вспомогательную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Воспитанность  человека

Под воспитанностью в  повседневной жизни обычно понимаются хорошие манеры, умение адекватно  вести себя в обществе и уважение к другим людям.

Что касается хороших  манер, то конкретный их список варьируется  в разных культурах, в связи с  чем воспитанность иногда определяют как способность и привычку следовать  правилам поведения, принятым в референтной  группе.

 

Можно сказать, что воспитанность - это вставленное в человека уважение к окружающим людям. Если вас как следует учили, как себя вести, учили воспитанности, и вы это как следует усвоили - вы воспитанный человек. Если вас не воспитывали или вы это воспитание не впитали - вы не вполне воспитанный. Впрочем, если человек занимается самовоспитанием, то результаты иногда получаются не хуже.

Как и любой навык, воспитанность бывает глубоко усвоенная, ставшей чертой личности - и наносная, легко слетающая в проблемных ситуациях, либо спадающая с человека с течением времени, если исчез контроль со стороны.

Элементарная воспитанность  отличает человека хоть как-то воспитанного от невоспитанного вовсе. Если ребенок  не кричит чуть что, как резаный, и  не тащит еду из чужой тарелки, он уже получил элементарное воспитание. Элементарное воспитание говорит о том, ЧТО нужно делать, но в малой степени говорит о том - КАК, не говорит о стиле. Настоящая, или высокая воспитанность - это в большей степени КАК, это стиль, это красота движений и очарование интонаций. Высокая воспитанность - не только формальное и бездумное поведение, но и понимание смысла этого поведения, внутренняя приверженность воспитанности.

 

Воспитанность в человеке (или невоспитанность) для внимательного  глаза видна издалека и является для людей с развитым самоуважением важным маркером. Воспитанность похожа на касту. Воспитанные люди образуют некий круг, куда допускают не всех, а только избранных, подобных себе - людей воспитанных. Воспитанный человек не выразит без необходимости неуважение к невоспитанному человеку, но никогда не будет вести с ним дружбу или всерьез иметь с ним дела.

Воспитанность, как совокупность правил человеческого общежития, во многих случаях достаточно успешно  заменяет эмпатию и рекомендации психологов. Воспитанный человек позитивен, не использует конфликтогены, проявляет синтонность, выдержано и достойно ведет себя в конфликте не потому, что знаком с рекомендациями психологов, а просто потому, что он так воспитан. Во многих случаях практическая психология нужна лишь постольку, поскольку человек в свое время не получил должного воспитания.

 

Мнение Дмитрия Сергеевича Лихачёва, литературоведа и историка культуры, академика АН СССР:

"Если мужчина на  улице пропускает вперёд незнакомую  женщину, открывает ей дверь,  а дома не помогает жене вымыть посуду, - он невоспитанный человек.

Если со знакомыми  он вежлив, а с родными из-за любой  мелочи раздражается, - он невоспитанный  человек.

Если он не считается  с привычками, желаниями, предпочтениями своих близких, - он невоспитанный человек.

А если же он любит шутить над женой и детьми, иногда даже унижая их, особенно при посторонних  людях, - этот мужчина просто глуп."

 

В основе всех хороших  манер лежит забота - забота о  том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо не запоминать сотни  правил, а запомнить одно - необходимость  уважительного отношения к другим.

 

3.4. Тесты на определение уровня воспитанности

В ходе проведения тестов (см. Приложение 1) на определение уровня воспитанности среди студентов 1-го и 2-го курсов, были получены следующие результаты:


  • У студентов первого курса (кол-во испытуемых-9) в процентном соотношении по результатам теста, были выявлены следующие уровни воспитанности:

-высокий - 18%;

-средний - 41%;

-низкий - 41%.

 

Из полученных результатов  удалось выяснить, что в группе присутствуют равное количество испытуемых со средним и низким уровнем воспитанности.


  • У студентов второго курса (кол-во испытуемых-9) в процентном соотношении по результатам теста были выявлены следующие уровни воспитанности:

-высокий - 27%;

-средний - 51%;

-низкий - 22%.

 

Из полученных результатов  удалось выяснить, что в группе ярко выражен средний уровень  воспитанности.

 

Основываясь на всем выше сказанном, хотелось бы подвести итог и дать рекомендации для обеих групп испытуемых. Студентам со средним уровнем воспитанности следует задуматься над своими манерами и принять меры по их совершенствованию. Студентам с низким уровнем воспитанности хотелось бы дать рекомендации, такие как чтение научных журналов и статей по теме воспитания, а также художественной литературы.

Также хотелось бы отметить достаточно высокий уровень  воспитанности у студентов второго  курса (27%), особенно в отличие от первого (18%).

 

  Номер теста, кол-во ответов

 

Тест 1

 

Тест 2

 

Тест 3

  Уровень воспитанности

высокий

2

0

3

средний

4

1

6

низкий

3

8

0


Таблица 1. Результаты 1-го курса

 

  Номер теста, кол-во ответов

 

Тест 1

 

Тест 2

 

Тест 3

  Уровень воспитанности

высокий

2

1

6

средний

6

6

5

низкий

3

4

0


Таблица 2. Результаты 2-го курса

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. –М.,1984.
  2. Абдулина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. – М., 1989. – с.20.
  3. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. — Пенза, 2000
  4. Бондаревская Е.В. Воспитание как рождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 1991.
  5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка : Учебное пособие / Л.С. Выготский - М. : Академия 2006. 512с. - ISBN 5-468-01034-8.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. –М.,1991.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007. - 240 с
  8. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : Учебное пособие / Л.А. Григорович - М. : Просвещение 2003. 475с. - ISBN 5-469-01027-9.
  9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. – М.,1985.
  10. Гессен С.И. Основы педагогики. –М.,1985.
  11. Громкова  М.Т.  Психология и педагогика в профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2002.
  12. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / И.З. Гликман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.
  13. Кулик, Л.А. Семейное воспитание : Учебное пособие / Л.А. Кулик - М. : Просвещение 2003. 175с. - ISBN 5-222-10169-7.
  14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. –М., 1997.
  15. Пешкова В.Е. Педагогика. Часть 1. Теория воспитания: (конспект лекций). Майкоп, 1998..
  16. Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Иваново, 2000
  17. Макаренко, А.С. Цель воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко - М. : Педагогика 1984. 380с.
  18. Маркс К. и Энгельс Ф., "О воспитании и образовании"; Гегель Г., Эстетика, т. 1—4, М., 1968—73;
  19. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с
  20. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. М.: Владос, 2000. 
    Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М., 2004.
  21. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное пособие / В.А.Сухомлинский - М. : Логос 1999. 400с. - ISBN 5-469-0273-2.
  22. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина; изд. 4-е. М.: Академия, 2008.
  23. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. М.: Академия, 2007.
  24. Воспитательная деятельность педагога: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ.ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  25. Подласый И.П. Педагогика.– М.: Просвещение, 1996.
  26. Психология и педагогика. Учебное пособие /под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г.Лаптева,  В.А.Сластенина.– М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
  27. Хрестоматия по педагогической психологии. –М., 1995
  28. Харламов, И.Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 272 с.
  29. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990,с. 416
  30. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М., 2004.

Информация о работе Проблема воспитания