Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:27, доклад
Изучением поставленной темы, а именно «Проблема жизни и смерти человека с точки зрения антропологии» занимается такая отрасль антропологии, как философская антропология.
Проблема
жизни и смерти человека с точки зрения
антропологии.
2.1.Анотация
Изучением поставленной темы, а именно «Проблема жизни и смерти человека с точки зрения антропологии» занимается такая отрасль антропологии, как философская антропология.
Философская
антропология (от философия и антропология;
философия человека) в широком смысле
— философское учение о природе и сущности
человека, которое стремится к созданию
целостного учения о человеке путём использования
и истолкования данных различных наук
— психологии, биологии, этологии, социологии,
а также религии и др. Основным предметом
исследования в философской антропологии выступает,
человек, его взаимоотношения с окружающим
миром (природой, обществом, культурой),
его осознание своего личностного “Я”.
Окружающий его мир рассматривается в
ней в человеческом измерении.
2.2.
Первые упоминания о смысле жизни и смерти с точки зрения философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера
«Положение человека в космосе»
«В истории, насчитывающей почти десять тысяч лет, мы — первое поколение, в котором человек полностью осознал собственную проблематичность. Я имею в виду, что он уже не знает самого себя и отдаёт себе в этом отчёт» (M. Scheler, Philosophische Weltanschaung, Gesammelte Werke, B. IX, Bern 1976, 120).
По мнению
Карлоса Вальверде, в течение последнего
столетия проводились интенсивные исследования
в области глубинной психологии, этнологии
и других гуманитарных наук. Количество
накопленных данных безмерно.
есть единственный
и неповторимый субъект), но обозначила
бы те общие параметры, которые определяют
структуру каждого человеческого
существа: те фундаментальные онтологические
признаки, которые конституируют человека
в качестве личности. Идёт ли речь об африканце,
американце, азиате или европейце, об их
специфических расовых признаках, своеобразии
взрастившей их культуры, системе
ценностей, особенностях языка — несомненно
одно: перед нами человеческая личность.
И в том, что касается её глубинной онтологической
структуры, она подобна личности любого
другого человека, ибо мы все составляем
один и тот же единый вид: homo sapiens.
Рассмотрим
для начала проблему смерти.
Человек не может жить вечно. Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит. Но как бы не объясняли рациональную необходимость смерти, она все равно остается самым трагическим событием в жизни человека. И посему проблема смерти и бессмертия волнует человека во все времена.
В контексте биологических исследований смерть рассматривается как важнейший эволюционный механизм, обеспечивающий действие естественного отбора, своего рода
«плата»
за возможность развития и усложнения
организации. Дело, однако, не сводится
к этому. Жизнедеятельность любого биологического
объекта предполагает одновременное протекание
процессов созидания и разрушения. Биологический
смысл смерть элементов и подсистем (будь
то клетки, организмы, виды) приобретает
только применительно к целостной биосистеме.
Поэтому если «частичная смерть» (например,
гибель клеток) есть условие роста
и развития человеческого
В наши
дни феномен смерти все в большей
степени включается в сферу конкретно-
научного познания.
Однако попытки
выработка новых
философско-мировоззренческих
В науках,
изучающих общественную жизнь, человеческая
смертность рассматривается как фактор,
воздействующий на развитие материального
и духовного производства. Широкое распространение
здесь получило представление о социальной
оправданности смерти ограниченностью общественного
Поэтому психологический смысл смерти усматривается в том, что она способствует внутреннему развитию человека, тем самым смерть придает смысл жизни (В. Франкл и др.). Такая позиция представляется значительно более обоснованной и гуманной, нежели имеющие столь же долгую историю утверждения, согласно которым для самого умирающего смерть абсолютно бессмысленна, а если это так, то и жизнь не имеет ни смысла, ни ценности.
Личностное
принятие человеком одной из этих крайних
установок или выработка собственной,
промежуточной осуществляется
Поэтому можно предположить, что и биологически, и психологически в человеке заложена способность внутреннего принятия смерти и наделения ее смыслом. Однако когда и как именно это происходит зависит от особенностей личности, от образов смерти, существующих в культуре и складывающихся под влиянием научных представлений, мировоззренческих абсолютов. Характерным для современной ментальности стал образ
«медикализированной»,
«дикой» смерти (Ф. Арьес, Э. Каблер-Росс
и др.). Несмотря на достижения в познании
причин и механизмов умирания, в развитии
геронтологии и медицины, смерть остается
неизбежной и человеку ХХ века с его верой
в безграничные возможности научно-технического
прогресса настолько сложно смириться
с этим, что он стремится «забыть» о смерти.
«Прирученный Танатос» оборачивается
ранее скрытой стороной: именно в странах
с хорошо развитой реанимационной службой
смерть перестает быть таинством и отчуждается
от человека, он превращается в объект
манипулирования, умирание деперсонализируется.
Смерть теряет свое традиционное
место в общественном сознании,
Что касается смысла жизни, то не будем забывать что только человек способен задаваться вопросом о своей сущности. Тем самым он пытается сделать самого себя объектом наблюдения и исследования. Всё остальное, кроме человека, существует и наличествует, не сознавая этого, и потому пребывает чуждым всякой проблематичности. Смысл жизни представляется весьма неоднозначной философской проблемой не только в силу различия ответов на вопрос о его наличии, но также как результат неопределённости
самого предмета.
По мнению
Т.В. Скородумовой, когда человек отдает
свою жизнь как средство для чего- либо
частного, в чем бы оно ни заключалось,
когда он служит какой-либо предполагаемой
абсолютной цели, которая сама не имеет
отношения к его собственной, личной жизни
к интимному и основному запросу его духа,
к его потребности найти самого себя в
последнем удовлетворении, в вечном свете
и покое совершенной полноты, — тогда
он неминуемо становится рабом и теряет
смысл своей жизни. И лишь когда он отдает
себя служению тому, что есть вечная основа
и источник его собственной жизни, он обретает
смысл жизни. Поэтому всякое служение
оправдано в той мере, в которой оно само
косвенно соучаствует в этом единственном
подлинном служении Истине, истинной
жизни. «Познаете Истину, и Истина освободит
вас» — освободит от неминуемого рабства,
в котором живет идолопоклонник; а идолопоклонствует,
по свойству человеческой природы, всякий
человек, поскольку он именно не просветлен
Истиной.
2.3.Учебно-научная
цель:
Информация о работе Проблема жизни и смерти человека с точки зрения антропологии