Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:38, реферат
С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. Ученые обратились к теории отражения, описанной в трудах В.И.Ленина. В последующем эта теория стала общей методологической платформой, дающей возможность разобраться во множестве психологических понятий, концепций и направлений, а также определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем и разработать методы исследования
Введение
1. Проблема образа как фундаментальная проблема психологии
1.1 Образ как феномен психического отражения
1.2 Уровни психического отражения
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный университет»
Институт естественных наук
Кафедра психологии
Реферат
по теме:
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ
Выполнила: студентка 5 курса ПСЗ-091
Мелконян М. Л.
Проверила: доц. Курышева О.В.
Волгоград 2014 г.
Содержание
Введение
Проблема образа как фундаментальная проблема психологии
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой.
«Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как "сколки с действительности" — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде» [5. С. 7].
Когда мы говорим об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Мы имеем в виду отношение образа к тому, что принято называть оригиналом.
В данной работе предпринята попытка изучить образ матери у дошкольника. Вообще, представление человека о матери играет важную роль в психической жизни человека. Чтобы понять природу образа матери, нужно задуматься о сущности материнского начала. Ведь оно символизирует жизненный опыт каждого живого существа. Ни одно из них не было сотворено из пустоты; у каждого есть мать. В образе матери воплощается психологическая и физическая основа человеческого существования. Представление о матери в основном определяется жизненными обстоятельствами человека и его способностью правильно истолковать ее образ.
В процессе полноценного общения с родителями ребенок приобретает такие качества как: способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. Чем сильнее влияние родительского образа, тем чаще человек предпочитает того, кто способен позитивно или негативно заменить родителей [6].
Возникающие у взрослого человека в социальной сфере трудности, обусловлены тем, что такой человек в детстве жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания.
«В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка» [10].
В системно-деятельностном подходе к изучению психических процессов переход от анализа отдельных чувственных впечатлений, вырванных из реального процесса жизни и представляющих собой искусственные продукты лабораторных ситуаций, к разработке представлений об Образе мира, регулирующего поведение индивидов в объективной действительности. Ориентация от психофизики чистых ощущений — к психофизике сенсорных задач, от мира образов — к образу мира.
АНЛ «В пси проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа, образа реальности.
Психология образа - конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира — мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это — знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.
Основные положения АНЛ:
1. Деятельностная, социальная природы образа. «в процессе деятельности индивиды строят образ мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают»
2. Идея активности субъекта при построении образа мира (тесно связанная с предыдущей идеей, деятельность - как «специфическая форма человеческой активности»).
3. Опосредованность образа мира – предметными значениями. Данное положение реализуется через введение категории «пятое квазиизмерение» - образ мира, т.е. «наполнение картины мира значениями». Это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру и переход от восприятия к познанию. Роль значений - применительно к процессу категоризации, который является «самым общим способом работы с социальной информацией» Значение — важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. На ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира (мотивы и цели конкретной деятельности определяют, что будет запомнено), а потом отношения между личностью и деятельностью меняются - сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство Образа мира.
4. Амодальный характер Образа мира. Образ мира неразложим на слуховую, зрительную, тактильную и другие сенсорные модальности. Всякая наличная стимуляция вписывается в амодалъный Образ мира как некоторое целое и, будучи включена в Образ мира, обеспечивает ориентировку поведения субъекта в предметной действительности.
У Асмолова все про память, и по его мнению, вклад памяти в Образ мира прежде всего связан с ориентацией во времени (физическое, биологическое, социальное, психологическое время).
Выход за пределы восприятия, акцентирование на социальной и деятельностной природе образа, включение в образ мира эмоции, мотивации, и т.д.
У Смирнова Образ мира – «некоторая
совокупность или упорядоченная система
знаний человека о мире, о себе, о других
людях, которая опосредует, преломляет
через себя любое внешнее воздействие».
Особое внимание он уделял различиям между «миром
образов», миром отдельных чувственных
впечатлений и целостным образом мира,
в котором мы живем и действуем (что определило
непосредственный выход данного подхода
за пределы восприятия). Вследствие разделения
(образ мира и мир образов), он выделил в
образе мира две структуры: поверхностную и
Поверхностная структура (представления о мире) – это процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях. Это то, что АНЛ назвал чувственной тканью (или полем восприятия),которая обладает следующими функциями на этом уровне:
1) непосредственная связь человека с внешним миром, придание реальности образам;
2) служит тем материалом,
в котором выражена «
У Петухова «поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально». Данные структуры связаны с познанием мира «как специальной целью», с построением того или иного представления о нем (более или менее глубокого). Если соотнести эту мысль с психологией социального познания, с теорией Московичи, то на поверхностном уровне происходит конструирование образа социального мира, как совокупности социальных представлений.
Ядерная структура (представление мира) - отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом. Значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей — в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства». На ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира. «Единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется».
Внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа. будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало». Роль эмоциональной сферы в построении образа мира - открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего – либо».Эмоциональные переживания сопровождают представление предмета сознанию субъекта, т.е. являются фактором построения образа мира. Социальное содержание образа мира «образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека»
ПРОБЛЕМА ОБРАЗА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ
1.1
Образ как феномен
С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. Ученые обратились к теории отражения, описанной в трудах В.И.Ленина. В последующем эта теория стала общей методологической платформой, дающей возможность разобраться во множестве психологических понятий, концепций и направлений, а также определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем и разработать методы исследования[5]
.
«Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика. Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления» [Цит. по кн.: 5. С. 8].
«В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности. Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений» [5. С. 8].
Б. Г. Ананьев [Там же] считает, что предметность образа выражена так: "Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа".
По мнению С.Л. Рубинштейна [Там же], под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания
Формирование образа — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. На каждой ступени этого процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения образ меняется.
В ходе развития
формирования образа возникают
противоречия: например, между ощущениями
разных модальностей, уровнями дифференциации
и интеграции сенсорных данных,
чувственными и рациональными
осознаваемыми и
Являясь отражением предметов существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект определяется как внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира [5].
«Марксистская психология определяет субъект как не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности» [Там же. С. 9].
«Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, оно не может быть не субъективным. Эта субъективность по–разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально–неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает» [Цит. по кн.:5. С. 9].
Образ зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек.
Информация о работе Проблема образа как фундаментальная проблема психологии