Проблема образа как фундаментальная проблема психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 21:38, реферат

Краткое описание

С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.
Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. Ученые обратились к теории отражения, описанной в трудах В.И.Ленина. В последующем эта теория стала общей методологической платформой, дающей возможность разобраться во множестве психологических понятий, концепций и направлений, а также определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем и разработать методы исследования

Содержание

Введение
1. Проблема образа как фундаментальная проблема психологии
1.1 Образ как феномен психического отражения
1.2 Уровни психического отражения
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 34.65 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

 

 

 

 

Институт естественных наук

Кафедра психологии

 

 

 

 

Реферат

по теме:

 

 

 

 

ПРОБЛЕМА ОБРАЗА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса ПСЗ-091

Мелконян М. Л.

Проверила: доц. Курышева О.В.

 

 

 

 

 

Волгоград 2014 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Проблема образа как фундаментальная проблема психологии

 

    1. Образ как феномен психического отражения

 

    1. Уровни психического отражения

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой.

 

«Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова. Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как "сколки с действительности" — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга. Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде» [5. С. 7].

 

Когда мы говорим об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Мы имеем в виду отношение образа к тому, что принято называть оригиналом.

В данной работе предпринята попытка изучить образ матери у дошкольника. Вообще, представление человека о матери играет важную роль в психической жизни человека. Чтобы понять природу образа матери, нужно задуматься о сущности материнского начала. Ведь оно символизирует жизненный опыт каждого живого существа. Ни одно из них не было сотворено из пустоты; у каждого есть мать. В образе матери воплощается психологическая и физическая основа человеческого существования. Представление о матери в основном определяется жизненными обстоятельствами человека и его способностью правильно истолковать ее образ.

 

В процессе полноценного общения с родителями ребенок приобретает такие качества как: способность принимать решения, умение общаться с людьми и уважать их точку зрения. Образ отца или матери служит источником развития личности. Чем сильнее влияние родительского образа, тем чаще человек предпочитает того, кто способен позитивно или негативно заменить родителей [6].

 

Возникающие у взрослого человека в социальной сфере трудности, обусловлены тем, что такой человек в детстве жил в конфликтующей семье с противоречивыми методами воспитания.

 

«В настоящее время разрушаются традиционные отношения, стереотипы, изменяются исторически сложившиеся типы мужчин и женщин, отца и матери, поэтому проблема роли образов родителей, как архетипов, задающих структуру личности, пробуждения творческой активности и духовности, приобретает особую важность в воспитании ребенка» [10].

 

В системно-деятельностном подходе к изучению психических процессов переход от анализа отдельных чувственных впечатлений, вырванных из реального процесса жизни и представляющих собой искусственные продукты лабораторных ситуаций, к разработке представлений об Образе мира, регулирующего поведение индивидов в объективной действительности. Ориентация от психофизики чистых ощущений — к психофизике сенсорных задач, от мира образов — к образу мира.

 

АНЛ «В пси проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа, образа реальности.

 

Психология образа - конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира — мира, в котором они живут, действуют, который сами переделывают и частично создают; это — знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.

 

Основные положения АНЛ:

1. Деятельностная, социальная природы образа. «в процессе деятельности индивиды строят образ мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают»

 

2. Идея активности субъекта при построении образа мира (тесно связанная с предыдущей идеей, деятельность - как «специфическая форма человеческой активности»).

 

3. Опосредованность образа мира – предметными значениями. Данное положение реализуется через введение категории «пятое квазиизмерение» - образ мира, т.е. «наполнение картины мира значениями». Это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру и переход от восприятия к познанию. Роль значений - применительно к процессу категоризации, который является «самым общим способом работы с социальной информацией» Значение — важная, но не единственная единица, характеризующая глубинные структуры Образа мира. На ранних этапах жизненного пути личности операциональные характеристики деятельности, связанные со значениями, определяют построение Образа мира (мотивы и цели конкретной деятельности определяют, что будет запомнено), а потом отношения между личностью и деятельностью меняются - сама личность, ее мотивационно-смысловые ориентации на будущее становятся основой выбора мотивов и целей конкретной деятельности, в которой идет дальнейшей строительство Образа мира.

 

4. Амодальный характер Образа мира. Образ мира неразложим на слуховую, зрительную, тактильную и другие сенсорные модальности. Всякая наличная стимуляция вписывается в амодалъный Образ мира как некоторое целое и, будучи включена в Образ мира, обеспечивает ориентировку поведения субъекта в предметной действительности.

У Асмолова все про память, и по его мнению, вклад памяти в Образ мира прежде всего связан с ориентацией во времени (физическое, биологическое, социальное, психологическое время).

 

Выход за пределы восприятия, акцентирование на социальной и деятельностной природе образа, включение в образ мира эмоции, мотивации, и т.д.

У Смирнова Образ мира – «некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о мире, о себе, о других людях, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие». Особое внимание он уделял различиям между «миром образов», миром отдельных чувственных впечатлений и целостным образом мира, в котором мы живем и действуем (что определило непосредственный выход данного подхода за пределы восприятия). Вследствие разделения (образ мира и мир образов), он выделил в образе мира две структуры: поверхностную и ядерную.

 

Поверхностная структура (представления о мире) – это процессы непосредственного восприятия объектов в различных модальностях. Это то, что АНЛ назвал чувственной тканью (или полем восприятия),которая обладает следующими функциями на этом уровне:

1) непосредственная связь  человека с внешним миром, придание  реальности образам;

2) служит тем материалом, в котором выражена  «чувственная ткань образа может быть представлена в сознании двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание, либо сама по себе».

 

У Петухова «поверхностные структуры образа мира могут оформляться не только чувственно, но и рационально». Данные структуры связаны с познанием мира «как специальной целью», с построением того или иного представления о нем (более или менее глубокого). Если соотнести эту мысль с психологией социального познания, с теорией Московичи, то на поверхностном уровне происходит конструирование образа социального мира, как совокупности социальных представлений. 

 

Ядерная структура (представление мира) - отражение более глубоких, существенных характеристик мира (значения). Этот уровень символической знаковой репрезентации мира формируется в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Система этих значений и образует отраженное пространство деятельностей человека в реальном мире, которые строятся по законам этого мира, а не произвольно конструируются субъектом. Значение выступает «не как то, что лежит перед вещами, а как то, что лежит за обликом вещей — в познанных объективных связях предметного мира, в которых они только и существуют, только и раскрывают свои свойства». На ядерном уровне не происходит непосредственного конструирования социального мира. «Единицей изучения образа мира является единство ядерных и поверхностных структур, в которых оно проявляется и психологически закрепляется».

 

Внимание на деятельностную, социальную природу образа мира «Первичное становление мотива в целях и целей в средствах деятельности невозможно без ориентировки в плане образа. будучи начатой, деятельность все время оказывает обратное влияние на образ мира, обогащая и модифицируя его. Поэтому в плане развития образа мира деятельность всегда выступает как первичное и ведущее начало». Роль эмоциональной сферы в построении образа мира - открытие индивидом для себя представлений мира, «происходит преимущественно в форме переживаний, чувстве внутренней неопределенности, самоочевидности чего – либо».Эмоциональные переживания сопровождают представление предмета сознанию субъекта, т.е. являются фактором построения образа мира. Социальное содержание образа мира «образ (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, социальный, культурный – фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОБЛЕМА ОБРАЗА КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ

 

 

1.1 Образ как феномен психического  отражения

 

 

С позиций, разработанных в отечественной психологии, образ понимается как отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого–либо объекта, предмета или события.

 

Отечественные психологи, продолжив линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, поняли то, что в психологической науке категории отражения принадлежит основная роль: именно отражением раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. Ученые обратились к теории отражения, описанной в трудах В.И.Ленина. В последующем эта теория стала общей методологической платформой, дающей возможность разобраться во множестве психологических понятий, концепций и направлений, а также определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем и разработать методы исследования[5]

.

«Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика. Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления» [Цит. по кн.: 5. С. 8].

 

«В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности. Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа. Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М. Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений» [5. С. 8].

 

Б. Г. Ананьев [Там же] считает, что предметность образа выражена так: "Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно–зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа".

 

По мнению С.Л. Рубинштейна [Там же], под образом в собственном смысле надо понимать такое чувственное впечатление, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания

Формирование образа — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. На каждой ступени этого процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения образ меняется.

 

 В ходе развития  формирования образа возникают  противоречия: например, между ощущениями  разных модальностей, уровнями дифференциации  и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными  осознаваемыми и неосознаваемыми  компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. [Там же].

 

Являясь отражением предметов существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект определяется как внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира [5].

 

«Марксистская психология определяет субъект как не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия. Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект. При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности» [Там же. С. 9].

 

«Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, оно не может быть не субъективным. Эта субъективность по–разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально–неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает» [Цит. по кн.:5. С. 9].

Образ зависит от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек.

Информация о работе Проблема образа как фундаментальная проблема психологии