Проблема одаренности в современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:04, реферат

Краткое описание

По прошествии многих лет появилось несколько теорий по данному актуальному в нашей жизни вопросу. Актуальность темы и необходимость изучения заключается в том, что работать с одаренными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми», надо немедленно развивать их способности, чтобы они не изжили себя. Очень точно актуальность проблемы одаренности детей выразил П.В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ОДАРЕННОСТИ
Определения одаренности
1.2. Виды одаренности
2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ
2.1. С.Л. Рубинштейн об одаренности - учение классика
2.2. В.М. Слуцкий: Проблемы одаренных детей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Витебский государственный  университет им. П.М. Машерова»

Педагогический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по психологии

на тему: «ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

 

Подготовила: студентка 301-й  группы

филологического факультета

БЕЗЗУБЕНКО А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск 2010

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ 
1. ПОНЯТИЕ ОДАРЕННОСТИ

    1. Определения одаренности

1.2.  Виды одаренности

2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ

2.1.  С.Л. Рубинштейн об одаренности - учение классика 
2.2.  В.М. Слуцкий: Проблемы одаренных детей  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Хотя психология как наука  сложилась относительно недавно, ее компоненты всегда интересовали людей, поскольку психология - это наша жизни, она с нами везде и всюду. Поэтому по каждому вопросу этой науки, как это ни странно, существует, если не много, но точно несколько теорий, опровергающие одна другую или переплетающихся в каких-то моментах. Так, и тема одаренности в психологии не обошла стороной: Еще несколько десятков лет С. Л. Рубинштейн писал: «Изучению одаренности посвящено очень много работ. Однако полученные результаты никак не адекватны количеству затраченного на эти работы труда. Это объясняется ошибочностью исходных установок очень многих из исследований и неудовлетворительностью тех методик, которые в них по большей части использовались».

По прошествии многих лет  появилось несколько теорий по данному  актуальному в нашей жизни  вопросу. Актуальность темы и необходимость  изучения заключается в том, что  работать с одаренными детьми надо в другом «ключе», нежели с «простыми», надо немедленно развивать их способности, чтобы они не изжили себя. Очень  точно актуальность проблемы одаренности  детей выразил П.В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит  все будущее ребенка, счастье  семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась».

Цель работы: рассмотреть  проблему одаренности в современной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ  ОДАРЕННОСТИ

1.1. Определения одаренности

В.А. Аверин очень точно  сделал заключение о проблеме одаренности  в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы  детская одаренность традиционно  занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют  педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее  время очень высок, что легко  может быть объяснено общественными  потребностями». «Ненадёжность выводов  по изучению одарённости в большой  мере объясняется узостью и механистичностью применяемых методов. Чаще всего  употребляются тесты с количественными, а не качественными показателями. Совершенно недостаточно использованы методы биографический, анализа продуктов  деятельности, школьных наблюдений и  естественного эксперимента». - критиковал много лет назад методики выявления и изучения данного вопроса С.Л. Рубинштейн. Изменились ли с тех пор методы по изучению данного явления? Какие подходы возникли? Дадим определения понятия «одаренность»: Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. (А.Г. Маклаков) Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон) Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В. Н. Дружинин) Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

1.2. Виды одаренности

Одаренные дети чрезвычайно  сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие:

  • Художественная одаренность.  
    Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
  • Общая интеллектуальная и академическая одаренность.  
    Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
  • Творческая одаренность.  
    Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:  
    · Отсутствие внимания условностям и авторитетам;  
    · Большая независимость в суждениях;  
    · Тонкое чувство юмора;  
    · Отсутствие внимания к порядку и организации работы;  
    · Яркий темперамент.
  • Социальная одаренность. Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:  
    · Интеллект выше среднего;  
    · Умение принимать решение;  
    · Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;  
    · Ощущение цели, направления движения;  
    · Гибкость, приспосабливаемость;  
    · Чувство ответственности;  
    · Уверенность в себе и знание себя;  
    · Настойчивость;  
    · Энтузиазм;  
    · Умение ясно выражать мысли;  
    Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОДАРЕННОСТИ

2.1. С. Л. Рубинштейн об одаренности - учение классика

В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные  специализированные способности. Все  они представляются разнообразными проявлениями способности человека к самостоятельной трудовой деятельности и к освоению в процессе обучения того, что было создано человечеством  в его историческом развитии. В  результате дифференцируются специальные  способности к различным видам  деятельности и общая способность. Общую способность часто обозначают термином «одаренность»; в зарубежной литературе ее обычно отожествляют с  интеллектом… Лишь единство общих и специальных свойств, взятых в их взаимопроникновении, очерчивает истинный облик одаренности человека.

Несмотря на многообразие своих проявлений, она сохраняет  внутреннее единство. Доказательством  этому служат многочисленные случаи, которыми особенно богата наша действительность, когда человек, выявивший себя в  одной области, при переходе на другую работу и на ней проявляет не меньшие  способности. При этом общая одаренность  является не только предпосылкой, но и  результатом всестороннего развития личности. Так же как образование  специальных способностей является не только предпосылкой, но и следствием разделения труда в историческом плане и специализированного  образования в плане индивидуального  развития, так и развитие общей  одаренности существенно определяется всесторонним в подлинном смысле слова политехническим обучением  и всесторонним развитием личности. Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих  и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять  их друг другу. Между ними имеется  и различие, и единство. Это положение  относится как к взаимоотношению  общих и специальных умственных способностей, так и к взаимоотношению  общей одаренности и специальных  способностей. Наличие специальной  способности, особого, достаточно ярко выявившегося таланта накладывает  отпечаток на общую одаренность человека, а наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной способности. Общая одаренность и специальные способности в этом смысле как бы взаимопроникают друг в друга; они два компонента единого целого. Факты свидетельствуют о том, что бывает общая одаренность без ярко выраженных, оформившихся специальных способностей и бывают также специальные способности, которым не отвечает соответственная общая одаренность.

Взаимоотношение общей одаренности  и специальных способностей для  разных способностей различно. Чем  большую роль в той или иной специальной способности играют специальные задатки (например, связанные  с врожденными свойствами соответствующего нервного аппарата) и специальная  техника, тем меньшим может оказаться  соответствие или даже тем больше диспропорция между специальными способностями  и общей одаренностью. Чем менее специфически "технический" характер носит та или иная специальная способность, тем больше ее соответствие, связь и взаимопроникновение с общей одаренностью. Нередко приходится встречать музыкантов со значительными способностями виртуозов - исполнителей и очень невысоким умственным уровнем. Но нельзя быть большим музыкантом, художником, не обладая общей даровитостью. Чем более высокого порядка та или иная специальная способность, тем теснее ее взаимосвязь с общей одаренностью. Развитие реальной личности совершается в конкретных условиях; в соответствии с этим совершенно специфично и индивидуализировано развивается и одаренность. Одаренность одного человека так же отлична от одаренности другого, как различна и их жизнь. Способности складываются в процессе развития; в процессе развития происходит специализация одаренности, в одном случае - меньшая, в другом - большая; у одних - более, у других - менее равномерная, в зависимости от направления и характера обучения - более односторонне специализированного или более всестороннего, политехнического, более или менее совершенного. В результате у одного человека можно констатировать общую даровитость, которая проявляется по разным направлениям, при отсутствии специализированного таланта; у другого способности в одном каком-нибудь направлении оформились как уже определившийся талант.

Более раннее и успешное развитие одной способности, опередившее  развитие остальных, создает новые  предпосылки - путем привлечения  интереса к данной области, особенно успешного продвижения в ней - для дальнейшего развития способности, которая более или менее значительно  и ярко выступает у данного  человека. У третьего, наряду с одним  особенно ярко выявившимся и уже  оформившимся талантом, отчетливо наметился  второй; развитие идет преимущественно  по двум основным руслам. Отношение  между общей одаренностью и специальными способностями не является, таким  образом, каким - то статическим отношением двух внешних сущностей, а изменяющимся результатом развития. В процессе развития возникает не только тот  или иной уровень, но и та или иная - более или менее значительная, более или менее равномерная - дифференциация или специализация  способностей. Конкретное отношение  между общей и специальной  одаренностью или общими и специальными компонентами одаренности человека, их различие и единство складываются в процессе развития и в процессе развития изменяются. Развитие специальных  способностей, специфический профиль  одаренности каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального  пути его развития.

Само развитие специальных способностей является сложным процессом. Каждая способность имеет свой путь развития, в ходе которого она дифференцируется, формируется и отрабатывается. Для каждой из них конкретно, по - иному, специфично ставится и вопрос о роли природных предпосылок; для музыкального дарования, например, в котором существенную роль играют качества слуха, природные предпосылки имеют иное значение, чем для теоретических способностей в области науки. Специфичность пути развития специальных способностей сказывается и на времени их выявления. Можно эмпирически установить определенную хронологическую последовательность выявления творческих способностей.

Рано проявляются дарования  в искусстве, прежде всего в музыке. Поэтому существенное значение имеет  забота о выявлении и развитии юных художественных дарований, в частности  дарований музыкальных. Примерами  очень раннего проявления музыкального творчества могут служить трехлетний В. А. Моцарт, четырехлетний Ф. И. Гайдн, пятилетний Я. Л. Ф. Мендельсон, С. С. Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет, Ф. Шуберт - в 11 лет, К. М. Вебер - в 12, Л. Керубини - в 13 лет. Но, за совсем редкими исключениями, самостоятельное творчество, имеющее объективное значение, проявляется лишь к 12 - 13 годам. В пластических искусствах призвание и способность к творчеству проявляются несколько позже - в среднем около 14 лет. У С. Рафаэля и Ж. - Б. Греза они проявились в 8 лет, у А. Ван Дейка и Джотто - в 10 лет, у Б. Микеланджело - в 13 лет, у А. Дюрера - в 15 лет. В области поэзии склонность к стихосложению проявляется очень рано, но поэтическое творчество, имеющее художественную ценность, обнаруживается несколько позже. Вне области искусства, где творчество проявляется раньше, чем в науке, наиболее ранним является техническое изобретательство. Ж. В. Понселе, будучи 9 лет, разобрал часы, которые он купил, чтобы изучить их устройство, и потом собрал их как следует. Френель в том же возрасте посредством настоящих опытов нашел, при какой длине и каком калибре снаряд из игрушечных пушек летит всего дальше. В научной области творчество вообще проявляется значительно позже, обычно лишь после 20 лет. Раньше всех других дарований выявляются математические способности.

2.2. В.М. Слуцкий: Проблемы одаренных детей

Первыми проблемами родители сталкиваются вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повышенная активность доставляет родителям массу  неудобств: проблемы со сном (такие  дети, как правило, спят намного меньше обычных детей), с едой и т.д. делают жизнь родителей совсем непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной познавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сломанные телефоны и электроприборы, разобранные часы и швейные машинки, - все, что попадает под руку одаренному ребенку, может стать предметом его ненасыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудовольствие родителей. Среди других проблем, волнующих родителей одаренных детей, - бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, которые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни времени, ни желания. Много, очень много терпения потребуется родителям, чтобы преодолеть эту проблему. Другой уровень проблем - это одаренный ребенок и общество. Центральный пункт этой проблемы - антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Фетишизация "обыкновенного", "среднего" человека, недоверие к "умникам" - все это пронизывает современное общество. Основное следствие из этого - стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все.

 В результате страдают не только родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть "белой вороной". Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а в конечном счете на формировании личности. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии. - СПб.: 1998.
  2. Аверин, Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.  
    3.  Л.С. Выготский. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.  
    4.  А.Г.Маклаков, Общая психология, учебник для вузов, СПб.: Питер, 2004  
    5.  Ю.Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию, Курс лекций.- М. «Черо», при участии издательства «Юрайт», 2003.  
    6.  Н.С. Лейптес, Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2003.  
    7.  Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.

Информация о работе Проблема одаренности в современной психологии