Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 00:34, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.
Задачи исследования:
♦ изучить научную литературу по избранной теме;
♦ выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
♦ сделать необходимые выводы.
В ранней юности обостряется потребность утвердить себя, быть самостоятельным, глубже познать себя, других людей, определить свое будущее, испытать свои силы и чувства. Поэтому особо важной для юности становится – любовь. Первую юношескую любовь, конечно же, нельзя отрицать: о ее проявлениях рассказывает вся мировая художественная литература, ее хранит память почти каждого взрослого человека. Вопросы любви волнуют юношей и девушек задолго до того, как к ним приходит сама любовь. Первой любви обычно предшествует само желание любить, испытать это непонятное романтическое чувство. У юношества сильно стремление к самоутверждению в этой необычной новой сфере чувств, выявить свою способность любить и быть любимым.
В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека с воображаемым, обладающим совершенными достоинствами. Эта любовь близка к дружбе, похожа на нее. Юношеская любовь выражается в стремлении любящих быть вместе, в радости и в желании говорить друг с другом, осознавать духовную близость, в стремлении видеть друг друга, в ожидании взаимного нежного внимания. На юношеской любви лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не смотрит в будущее глазами реалиста, мечты о будущем у любящих обычно не связаны с семьей, поэтому любовь оказывается похожей на интересную игру, недостаточную для создания семьи. Юношеская любовь действительно проходит пору своего становления и расцвета, когда пробудившиеся чувства, сохраняя свою чистоту, постепенно становятся более глубокими, благородными, осмысленными.
Юношеская любовь заставляет любящих взыскательнее смотреть на себя, рождает большое желание совершенствоваться: стать умнее, сильнее, добрее, выдержаннее, культурнее. И в этой активизации душевной деятельности состоит ее большая нравственная ценность.
Любовь, точнее, влюбленность у юношей и девушек проявляется по – разному: одни забывают об учебе и всех возложенных на них обязанностях, другие начинают интересоваться теми делами, которые прежде их не увлекали, третьи втайне от всех пишут стихи… Большинство влюбленных становятся мечтательными и рассеянными, часто задерживаются перед зеркалом и постоянно заостряют внимание на « недостатках» своей внешности.
Довольно часто любовь оказывается для девушек и юношей всего-навсего способом повысить свой статус в глазах окружающих.. Кроме того, влюбленность довольно часто становится символом взросления, способом показать себе и другим, что они уже способны испытывать серьезные чувства.
Несмотря на высокую интенсивность юношеской любви, устойчивые и длительные взаимоотношения со сверстниками в этом возрасте складываются достаточно редко. Более того, наличия взаимоотношений для развития юношеской любви порой вообще не требуется. Не столь уж редки ситуации, когда любовь существует только в сознании подростка, вообще не проявляясь в реальном общении с любимым/любимой. Нередки и ситуации, когда этого общения нет в принципе. Кстати, много примеров такого рода дает и литература. Достаточно вспомнить пушкинскую Татьяну Ларину, которая «заочно» влюбилась в Евгения Онегина до такой степени, что при встрече с ним вообще не смогла общаться.
Существует
так называемый «закон эмоциональной
реальности воображения»: если человек
что-то детально представил себе, то это
вызывает у него примерно такие же эмоции,
как если бы это существовало в действительности.
Этот закон в полной мере проявляется
в тех случаях, когда любовь развивается
без общения с тем, на кого она направлена
( т.е. это общение существует только в
воображении). Реальных отношений нет.
Но юноши и девушки переживают так, как
будто они есть, и очень серьезные! И «разрыв»
этих, в общем-то изначально выдуманных,
отношений (например отказ молодежного
кумира, в которого влюблена девушка дать
ей автограф), воспринимается столь же
болезненно, как и расставание после долгих
лет совместной жизни.
Юношеская влюбленность — это мина, на которой и ребенок, и родители могут в любой момент "взорваться". Общие процессы взросления и становления сексуальности, происходящие с подростком в этот момент, многократно усиливают и чувства, и боль от их возможного крушения.
Все девушки рано или поздно начинают мечтать о принце. Им должен быть уже не папа, не дедушка и даже не папин друг, а совсем другой, настоящий мужчина. Принц — это объект как досягаемый (одноклассник, старшеклассник, сосед, брат подруги и т. д.), так и недосягаемый — кумир (актер, певец, спортсмен). Встреча с таким представителем противоположного пола может произойти в любой момент и где угодно! А большинство нормально развивающихся молодых людей в юношеском возрасте мечтают о знакомстве, общении и близких отношениях с физиологически развитыми девушками. И любовь строится на фундаменте формирующейся сексуальности.
Многие родители считают, что девушки в 16 лет рано ходить на свидания, и сразу запрещают - это бесполезно, она все равно найдет возможность пойти. Нужно проявлять разумную лояльность. Предложить, чтобы молодой человек зашел за ней в дом и родители смогли познакомиться с ним. То же самое касается и подруги сына, с которой надо просто познакомиться. При этом главный смысл состоит не в том, чтобы как можно дольше "не позволять", но предоставить самую полную информацию.
Выбирая стратегию отношений с влюбленным юношей или девушкой нужно помнить, что не существует общих рецептов. Все зависит от степени доверия между ребенком и взрослыми в семье, от того, насколько вообще принято говорить о чувствах и переживаниях, делиться ими. Но самое главное — от того, насколько может и хочет говорить об этом сам ребенок.
Часто молодые люди просто не в состоянии выразить свои чувства — это тоже нельзя забывать. И, возможно, только родители могут помочь подобрать нужные слова. Главное правило при этом — вы должны подстраиваться под ситуацию, а не пытаться изменить ее под себя.
С пробуждением первой любви нередко возникает множество противоречий, смятение чувств и мыслей. Отсюда могут появиться пренебрежение к учебе, общественным и домашним обязанностям, возникнуть недоверие к заботе родителей и учителей, мнительность и т. д. Основная причина этого — неумение влюбленных управлять собой, своими чувствами. Эти противоречия преодолимы, если юноша и девушка осознают, что любовь порождает ответственность перед любимым, перед близкими; перед обществом; если они выполняют требования, предъявляемые обществом к их поведению. Это оберегает и укрепляет юношескую любовь, помогает ей перерасти в настоящую.
Таким образом, юношеская любовь и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры и т. д. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.
Заключение
Как ни важны в юности товарищеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Наряду с развитием товарищеских отношений юношеский возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.
Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят — и имеют на это полное право! — оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.
Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
Юношеская мечта о любви и дружбе выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в раскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.
Таким образом, в развитии
личных отношений есть свои закономерности.
Один вид отношений подготавливает
другой, более сложный, но может и
препятствовать ему. Например, слишком теплые отношения в семье,
дающие застенчивому подростку максимум
психологического комфорта, иногда тормозят
его вхождение в общество сверстников,
где за положение и понимание надо бороться.
Тесная юношеская дружба порой также создает
конфликтные ситуации. Пример — судьба
«последнего в компании», который настолько
поглощен своими друзьями и совместной
с ними деятельностью; что не ищет других
привязанностей. Его друзья один за другим
влюбляются, женятся, а тот, кто полнее
всего идентифицировался с группой как
целым, остается один. Он запоздал с переходом
в следующую стадию.
Информация о работе Проблемы любви и дружбы в подростковом возрасте