Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 00:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является: изучение проблем темперамента в психологии.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть общие понятия проблемы темперамента в науке;
2. Рассмотреть развитие научных взглядов на проблему темперамента;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика темперамента в психологической науке
1.1. Общее понятие проблемы темперамента в наук…………………………...5
1.2 История развития учения о темпераменте …………………………….…...8
1.3. Типы темперамента в психологии ………………………………………...10
Глава 2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Исследование темперамента в отечественной психологии …….………..15
2.2. Исследования темперамента зарубежными психологами……………..…21
2.3. Сравнительная характеристика исследований зарубежных и отечественных психологов, по проблематике темперамента.………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список литературы………………………………………………………………34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Иркутский государственный университет»
ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ
курсовая работа
Выполнил:
студент 2-го курса
Таюрский С.О.
Руководитель:
Шаронова Елена Андреевна
Иркутск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика темперамента в психологической науке
1.1. Общее понятие проблемы темперамента в наук…………………………...5
1.2 История развития учения о темпераменте …………………………….…...8
1.3. Типы темперамента
в психологии ………………………………………..
Глава 2 Проблемы темперамента в отечественной и зарубежной психологии
2.1. Исследование темперамента в отечественной психологии …….………..15
2.2. Исследования
темперамента зарубежными
2.3. Сравнительная характеристика
исследований зарубежных и
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Человек всегда стремился познать мир, в котором живёт, себя, каждого индивида и субъекта общества в отдельности. И этот тяжёлый поиск всегда сталкивал человечества с серьёзными и важными проблемами, которые достаточно сложно объяснить однозначно.
Так, в ХХ веке бурный скачёк в развитии психологии, позволил многомерно взглянуть на самые актуальные вопросы, стоящие перед человечеством среди которых, такие как, индивидуальность, активность, деятельность и т.д. И особенно на самую древнюю проблему – темперамент.
Проблема темперамента до сих пор является очень актуальной в современном мире. Это связано с значительными требованиями реального мира по отношению к человеку, со сложными условиями жизни. И в этом водовороте изменений важно сохранить свою целостность. Всё это возможно за счёт глубокого изучение индивидуальных характеристик личности и особенно темперамента.
Эти проблемы активно изучаются во многих направлениях психологии в социальной, возрастной, психологии менеджмента, трудовой психологии, педагогической и т.д. И в месте с тем, нет общего мнения относительно понимания, интерпретации, классификации темперамента, его структуры.
Всё это требует тщательного анализа и изучения для полноценной жизни и деятельности человека.
Исходя из вышесказанного, целью настоящей работы является: изучение проблем темперамента в психологии.
Объектом исследования является: темперамент.
Предметом: проблема темперамента в психологии.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Общая характеристика темперамента в психологической науке
1.1. Общее понятие проблемы темперамента в науке
Слово "темперамент"
происходит от латинского "temperamentum",
являющегося переводом
Темпераментом
называют совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и
Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
Не менее важными проблемами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной (и иных видов) деятельности.
Гиппократом была
разработана гуморальная теория
темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон
исследовали связь соматических
и темпераментальных
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.
По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые "общие свойства нервной системы" (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.
Анализ собственно
психологических свойств
В зарубежных исследованиях, в работах Г. Айзенка была дана нейрофизиологическая интерпретация основных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.
В основу факторной концепции темперамента Г. Айзенкова положены три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и психотизм.
Важной чертой исследований темперамента в зарубежных странах является резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.
Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.
Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т.д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. [18].
Иными словами, темперамент представляет собой базовую индивидную характеристику человека - нейрофизиологическую и динамическую основу его личности. Это одна из наиболее константных характеристик, сохраняющих относительное постоянство на протяжении всей жизни индивида.
Темперамент принадлежит к первичным (наиболее ранним по происхождению и простым по структуре) формам психического синтеза, т.е. объединения различных процессов и свойств, из которых и складывается уникальный целостный человек. Это не просто опорный слой, но органическая составляющая многих высших субъектных, личностных, индивидуальных проявлений.
Вопрос о сущности темперамента остается до конца не проясненным, и по этому поводу можно высказывать лишь предварительные соображения. С максимальной уверенностью можно констатировать лишь энергетический аспект функции темперамента, признать, что его свойства, особенно такие, как эмоциональность и активность, представляют наиболее «энергоемкие» характеристики психики.
1.2. История развития учения о темпераменте
В истории развития
учения о темпераменте четко выделяются
два аспекта: первый связан с трансформацией
представлений о биологических
основах темперамента, второй - с
изменением понимания самих психологически
Долгое время, по крайней мере до конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался "увязать" особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты - агрессивны, властолюбивы.
Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
Корнями эта физиологическая ветвь учения о темпераменте уходит в античный период. Гипократ (V в. до н. э) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole черная желчь). [20].
Но со временем появились умозаключения о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь, желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" различных темпераментов. Рассмотрим кратко эти описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания Стендаля содержат все признаки общежитейского представления о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.