Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 16:01, практическая работа
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы
Цель программы
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это формы обучения в общеобразовательном классе, в специальном классе компенсирующего обучения по общей образовательной программе начального общего образования, индивидуальное обучение.
Задачи программы
Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого – медико - педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой образовательного учреждения;
обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребёнка.
Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность.
Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность.
Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность.
Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи.
Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления:
преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
диагностическая работа;
коррекционно - развивающая работа;
консультативная работа;
овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
психолого – медико - педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;
развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
развитие потенциала учащихся с нарушениями устной и письменной речи.
Данные направления отражают её основное содержание:
Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе комплектов учебников по развивающим системам обучения.
Методический аппарат системы учебников представлен заданиями разного уровня трудности, сочетаниями индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе. Это позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов.
Высокая степень дифференцированных вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Диагностическая работа
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого -медико - педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.
Данное направление реализуется через систематическое ведение мониторинга развития учащихся с момента поступления в школу. Мониторинг носит комплексный характер, что позволяет своевременно обеспечивать осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-
Основные разделы мониторинга предполагают проведение диагностических процедур и последующий анализ полученных данных в течение всего времени обучении в начальной школе с учетом следующих критериев:
социальный статус;
соматическое здоровье;
функциональное состояние и физическое здоровье;
память;
внимание;
мышление;
состояние речевого развития;
психоэмоциональное самочувствие;
мотивация;
самооценка;
готовность к обучению в школе;
социально – психологическая адаптация.
Данные мониторинга вносятся и хранятся в электронной базе данных школы.
Овладение навыками адаптации учащихся к социуму
(коррекционно-развивающая работа)
Коррекционно -_развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей составителями педагогами-психологом и логопедом МОУ «Гимназия №1» был разработан блок коррекционно-развивающих программ на основе известных курсов.
Программа курса «Уроки психологического развития» на основе курса Локаловой Н.В.
Целью программы является формирование у обучающихся таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение путем усвоения обобщенных представлений о содержании, организации и принципах осуществления различных познавательных действий, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.
Задачи:
Повысить внутреннюю активность и мотивацию детей.
Содействовать развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Способствовать развитию произвольности психических процессов, становлению самоконтроля, самооценки.
Развивать творческий потенциал ребенка.
Основная задача психологического развития первоклассников состоит в развитии сенсорно - перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формирование предпосылок овладевания учебной деятельностью.
Во втором классе важно продолжить развивать наглядно-образное мышление и начать формировать словесно-логическое, а также внутренний план действий.
В 3-4 классе упор делается на формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности.
Программа адресована учащимся с 1 по 4 классы 1-2 раза в неделю по 30-45 минут.
Программа «Я учусь учиться» составлена на основе психологического курса развивающих занятий для младших школьников с одноименным названием.
Курс рекомендуется к применению в классах, где есть учащиеся с проблемами в обучении и развитии и рассчитан два года обучения - в третьем и четвертом классах.
Цель курса - формирование у учащихся психологической готовности к обучению на второй ступени школы и предупреждение дезадаптации, связанной с переходом на новую ступень.
Первая часть курса (3-й класс) рассчитана на коррекцию и формирование интеллектуально-психических свойств ребенка, несформированность которых может затруднять обучение уже в начальной школе.
Цель первого этапа работы — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, формирование интереса к познавательной деятельности и собственным возможностям.
Задачи 1-го этапа занятий в курсе выделены следующие:
Развивать навыки произвольного внимания и восприятия.
Формировать приемы образного и логического запоминания, расширять объем памяти.
Обучать приемам аналитико-синтетической деятельности.
Развивать рефлексивно-регулятивные и контрольно-оценочные действия.
Ознакомить учащихся с приемами целеполагания и планирования деятельности.
Формировать связную речь учащихся.
На 2-м этапе обучения (4 класс) продолжается работа по направлениям первого этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства детей с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у учащихся адаптивного поведения при переходе на вторую ступень обучения.
Программа развития внимания «Как быть внимательным»
Цель программы - коррекция внимания и развитие произвольной регуляции.
Задачи программы:
дать учащимся общее представление о внимании, его видах (произвольном и непроизвольном), основной функции, связи с другими психическими процессами;
познакомить детей с разными свойствами внимания;
развивать и коррегировать виды внимания (слуховое, сенсорное, моторно- двигательное);
развивать и коррегировать различные свойства внимания (объём, устойчивость и концентрацию, переключение, распределение);
развивать произвольную активность;