Программа профилактической работы с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:25, курсовая работа

Краткое описание

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Вложенные файлы: 1 файл

-_tbkp-programma_profilakticheskoj_raboty_s_neblagop.semj.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Широкинская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МБОУ Широкинской СОШ

 

________________ А.С.Курочкина

«____» _____________ 2012г

 

 

 

 

Программа профилактической работы

с детьми из неблагополучных семей, детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении

«Мир и семья»

на 2012-2015 годы

 

 

 

 

Составитель:

Педагог-психолог

А.С.Курочкина

 

 

 

 

пст.Новоширокинский, 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может  выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.            

Семья - это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.              

Анализ существующего  положения семьи показывает, что  в ходе реформирования страны оно  значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.             

Социальная недостаточность  многих семей обусловлена причинами  объективного характера, поэтому они  нуждаются в поддержке. Работа социального  педагога и психолога нашей школы  в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
  • влияние информационных коммуникативных технологий (телефон, интернет..)
  • усиление влияния псевдокультуры;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание  подростка необходимо начинать с  коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и  слова для каждой семьи с целью  усиления ее позитивного потенциала.              

 

 

   Проблемы родителей;

  1. Социально-медицинские:
    • физические недостатки, патологии самих родителей;
    • физические недостатки, патологии ребенка;
    • психические расстройства одного из родителей;
    • психические заболевания ребенка;
    • алкоголизм, наркомания и т.п;
    • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
  2. Социально-педагогические:
    • гиперопека ребенка;
    • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
    • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
  3. Социально-психологические:
    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
    • конфликты в семье.
  4. Социально-экономические:
    • низкий материальный уровень семьи;
    • плохие жилищные условия;
    • низкая предметная обеспеченность.
  5. Социально-юридические:
    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
    • юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

  1. Диагностика проблем семьи.
  2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
  3. Содействие в получении социальной помощи.
  4. Диагностика результатов работы.

Цель  программы:   

Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в  расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

Задачи  программы:

  • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
  • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
  • коррекция внутрисемейных отношений.

 

   Принципы, применяемые в работе с семьей:

  • повышение престижа здоровой семьи;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
  • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
  • социальное партнерство всех служб;
  • изучение и распространение новых технологий;
  • профилактика проблем.

 

   Методы:

  • патронаж
  • беседа
  • диагностика
  • консультирование
  • занятия
  • тренинг
  • информационное просвещение

 

    Таким образом, в работе с  семьей мы стремимся максимизировать  положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Прогнозируемый  результат:   

Сформировать мотивацию  у  родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

 

Классные  руководители школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей, что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

Задачи  классного руководителя в работе с проблемными семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного  руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

  • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
  • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
  • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
  • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых  господствует безнадзорность. В таких  семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

  • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
  • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
  • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
  • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся  педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического  воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают  авторитет школы и учителей

  • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
  • Пробудить интерес к самообразованию.
  • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых  приоритет отдается материальному  благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

  • Изменить жизненную ориентацию родителей.
  • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
  • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых  родители предъявляют к детям  завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

  • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
  • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
  • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Циклограмма мероприятий по работе с педагогически  запущенными детьми и неблагополучными семьями

МБОУ  Широкинская СОШ

Наименование  мероприятий

Сроки исполнения

Ответственные

1.Выявление детей из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении

В течение года

Администрация, классные руководители, организатор

2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

По мере выявления

Классный руководитель, педагог-психолог

3. Ведение картотеки  детей из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении

В течение года

Организатор

4. Проведение заседаний МО классных руководителей по профилактике правонарушений

1 раз в полгода

Организатор

5. Разработка  и распространение памяток поведения  в семье среди подростков

В течение года

Организатор, классные руководители

6. Проведение заседаний малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

По мере необходимости

Администрация, классные руководители, организатор

7. Проведение психологических тренингов среди подростков

По мере необходимости

Педагог-психолог

8. Рейды в неблагополучные семьи и семьи, находящиеся в социально-опасном положении

По мере необходимости

Классные руководители, участковый инспектор, организатор

9. Изучение положения подростка в коллективе

По мере необходимости

Классные руководители, педагог-психолог

10. Консультации для детей и родителей

По мере необходимости

Педагог-психолог

11. Беседа с детьми, находящимися в социально-опасном положении и родителями по профилактике правонарушений

В течение года

Классные руководители

12. Лектории для родителей

В течение года

Педагог-психолог, классные руководители, организатор

13. Проведение мероприятий по профилактике употребления ПАВ

В течение года

Классные руководители, педагог-психолог, организатор

14. Встречи с участковым инспектором по профилактике правонарушений

В течение года

Организатор

15. Мероприятия в рамках здорового и безопасного образа жизни

В течение года

Администрация, педагог-психолог, классные руководители, организатор

Информация о работе Программа профилактической работы с детьми из неблагополучных семей