Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 11:25, курсовая работа
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Широкинская
средняя общеобразовательная
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Широкинской СОШ
________________ А.С.Курочкина
«____» _____________ 2012г
Программа профилактической работы
с детьми из неблагополучных семей, детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении
«Мир и семья»
на 2012-2015 годы
Составитель:
Педагог-психолог
А.С.Курочкина
пст.Новоширокинский, 2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Проблемы родителей;
Этапы работы с семьей:
Цель программы:
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи программы:
Принципы, применяемые в работе с семьей:
Методы:
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Прогнозируемый результат:
Сформировать мотивацию у родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Классные руководители школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей, что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей |
Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых
господствует безнадзорность. В таких
семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для
родителей характерны |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Циклограмма мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
МБОУ Широкинская СОШ
Наименование мероприятий |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1.Выявление детей из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении |
В течение года |
Администрация, классные руководители, организатор |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка |
По мере выявления |
Классный руководитель, педагог-психолог |
3. Ведение картотеки детей из неблагополучных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении |
В течение года |
Организатор |
4. Проведение заседаний МО классных руководителей по профилактике правонарушений |
1 раз в полгода |
Организатор |
5. Разработка
и распространение памяток |
В течение года |
Организатор, классные руководители |
6. Проведение заседаний малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей |
По мере необходимости |
Администрация, классные руководители, организатор |
7. Проведение психологических тренингов среди подростков |
По мере необходимости |
Педагог-психолог |
8. Рейды в неблагополучные семьи и семьи, находящиеся в социально-опасном положении |
По мере необходимости |
Классные руководители, участковый инспектор, организатор |
9. Изучение положения подростка в коллективе |
По мере необходимости |
Классные руководители, педагог-психолог |
10. Консультации для детей и родителей |
По мере необходимости |
Педагог-психолог |
11. Беседа с детьми, находящимися в социально-опасном положении и родителями по профилактике правонарушений |
В течение года |
Классные руководители |
12. Лектории для родителей |
В течение года |
Педагог-психолог, классные руководители, организатор |
13. Проведение мероприятий по профилактике употребления ПАВ |
В течение года |
Классные руководители, педагог-психолог, организатор |
14. Встречи с участковым инспектором по профилактике правонарушений |
В течение года |
Организатор |
15. Мероприятия в рамках здорового и безопасного образа жизни |
В течение года |
Администрация, педагог-психолог, классные руководители, организатор |
Информация о работе Программа профилактической работы с детьми из неблагополучных семей