Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:04, контрольная работа
Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу об ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика). В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев (советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности) предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими.
Происхождение и развитие психики в филогенезе.
Характеристика стадий.
Проблема происхождения и развития сознания.
Многие психологи считают, что усложнение психики в процессе эволюции определялось влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – усложнение окружающей среды и переход животных от жизни в гомогенной среде (воде) к наземному. Внутренний фактор – усложнение анатомического строения животных (появление конечностей, челюстей как органов манипулирования и т.д.), а также появления и развития НС, а затем в последующем головного мозга, как органа координации. Чем сложнее становились формы психического отражения, тем сложнее животное могло реагировать своим поведением на воздействие окружающего мира.
Сознание это способность
отражать окружающий мир в его
объективных, устойчивых, не зависящих
от субъекта связях. Если развитие психики
животных основано на законах биологической
эволюции, то развитие психики человека
основано на законах общественно-
Проблема возникновения и развития сознания
По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность «отвечать» на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты этой среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.
Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился специальный аппарат - нервная система, который позволяет активизировать их отношения с окружающей средой.
Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте. Психика, как результат взаимодействия мозга с внешним миром, и психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появление нематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.
Сознание - высшая форма отражения
действительного мира, свойственная
только людям и связанная с
речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном
мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном
регулировании и
Сознание – это, прежде
всего осознание ближайшей
Человек отличается от животного
тем, что с переходом к общественно-
Выделение в сознании человека отражаемой реальности, как объективной, с другой стороны выделяет внутренний мир человека, его переживания и возможность развития на этой почве самонаблюдения.
Причиной, лежащей в основе очеловечивания животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. «Труд создал самого человека, - говорит Энгельс, - и его сознание».
Возникновение и развитие труда привело к изменению и очеловечиванию мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. «Сначала труд, а затем вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит по величине и совершенству», - пишет Энгельс (Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 486). Человеческая рука так же смогла достигнуть своего совершенства благодаря труду.
Под влиянием труда и в
связи с развитием мозга
Еще резче выступает различие в величине мозга обезьян и человека, если мы сравним его вес; разница здесь почти в 4 раза: вес мозга орангутанга — 350 г, мозг человека весит 1400г.
Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.
Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) цифрами 44, 45, 46, — в лобной доле коры, поля 39 и 40 — в теменной ее доле, 41 и 42— в височной доле.
Уточнилось осязание, глаз
человека стал замечать больше, чем
глаз самой дальнозоркой птицы. Развивался
слух, который стал способен воспринимать
и различать звуки
Развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, давая толчки к дальнейшему их развитию.
Все это привело к изменению
анатомо-физиологических
Возникновение труда было
подготовлено всем предшествующим ходом
развития. Постепенный переход к
вертикальной походке, зачатки которой
отчетливо наблюдаются даже у
ныне существующих человекообразных обезьян,
и формирование в связи с этим
особо подвижных, приспособленных
для схватывания предметов
Труд – это процесс, который связывает человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для него характерны две взаимосвязанные черты: употребление и изготовление орудий труда, а также это совместная трудовая деятельность. Поэтому, человек вступает во взаимодействие не только с природой, но и в определенные отношения с другими людьми – членами данного общества. Через отношения к другим людям человек относится и к самой природе.
Зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств имеются и у некоторых животных, например, употребление палки у человекообразных обезьян. Их различие с человеческими не может сводить только к их внешней форме или тому, что животные используют свои «орудия труда» реже, чем первобытные люди. Эти внешние средства труда отличаются от истинных орудий труда человека качественно. Раскрыть эти различия можно, лишь, рассмотрев деятельность, в которую они включены.
«Орудийная» деятельность животных не совершается коллективно и не определяет отношение общения осуществляющих ее индивидов. Общение никогда не строится на основе их производственной деятельности, не зависит от нее и не опосредовано ею.
Человеческий труд изначально является общественной деятельностью, основанной на сотрудничестве индивидов, предполагающих разделение трудовых функций. Труд связывает участников трудовой деятельности между собой, опосредует их общение. Это имеет большое значение для развития человеческой психики.
Уже на ранних стадиях развития человеческого общества возникает разделение процесса деятельности между отдельными ее участниками. Например, на долю одних выпадает поддержание огня и обработка на нем пищи, а на других - добывание этой пищи.
Участники коллективной охоты делятся на преследователей дичи и поджидающих ее в осаде и нападении. Происходит решительное изменение строения деятельности индивидов, ее участников.
Каждый член коллектива отвечает за определенный участок деятельности. Например, деятельность загонщика, который участвует в коллективной первобытной охоте, побуждается потребностью в пище или одежде, которой служит для него шкура животного. Результат деятельности загонщика: это вспугивание и направление стада в сторону других охотников, скрывающихся в засаде. На этом деятельность данного охотника прекращается. Остальное довершают другие участники охоты. Само по себе вспугивание дичи не приводит и не приведет к удовлетворению потребностей загонщика, так как его деятельность направлена на другой результат. Получается, что предмет действия и мотив здесь не совпадают.
Процессы, предмет и мотив
которых не совпадают, называются деятельностью.
Деятельностью загонщика
Разделение деятельности
на действия возможно только в условиях
совместного коллективного
Разделение предмета деятельности
и ее мотивов возможно только в
условиях совместного коллективного
процесса воздействия на природу. Это
результат происходящего
Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук – часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого можно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты – нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.
Вместе с рождением действия возникает разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.
Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря определенным потребностям, но и «теоретически», может быть удержана в сознании и становится идеей.
Список литературы
Информация о работе Происхождение и развитие психики в филогенезе