Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 21:07, реферат
Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий:
• личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными,
• среда окажет большее воздействие на личность, при этом возможно изменение поведения личности,
• сопоставимое взаимное влияние личности и среды друг на друга.
Введение……………………………………………………………………..3
1. Сущность профессиональной адаптации……………………………….4
2. Подходы к изучению профессиональной адаптации…………………..6
3. Свойства профессиональной адаптации……………………………….11
Заключение…………………………………………………………………13
Список используемой литературы………………………………………..14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Сущность профессиональной адаптации……………………………….4
2. Подходы к изучению профессиональной адаптации…………………..6
3. Свойства профессиональной адаптации……………………………….11
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..14
Введение
Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноровление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий:
Поступая на работу, человек
активно включается в систему
профессиональных и социально-психологических
отношений конкретной трудовой организации,
усваивает новые для него социальные
роли, ценности, нормы, согласовывает
свою индивидуальную позицию с целями
и задачами трудового коллектива,
тем самым, подчиняя свое поведение
служебным предписаниям данного
предприятия или учреждения.
Однако при поступлении на работу человек
уже имеет определенные цели и ценностные
ориентации поведения, в соответствии
с которыми формирует свои требования
к трудовой организации данного предприятия.
Трудовая организация, исходя из своих
целей и задач, предъявляет свои требования
к работнику, к его трудовому поведению.
Реализуя свои требования, работник и
трудовая организация взаимодействуют,
приспосабливаются друг к другу, в результате
чего осуществляется процесс
адаптации. Таким образом, адаптация
– двухсторонний процесс между личностью
и новой для нее социальной средой.
Адаптированность
человека в конкретной трудовой среде
проявляется:
1. Сущность профессиональной адаптации
Основная проблема, решаемая в процессе приспособления к новой ситуации, - это сближение целей и ценностных ориентаций различных слоев населения, усвоение новых норм поведения с учетом сложившихся традиций, культуры, нахождения своего места и роли в изменяющейся социальной и рыночной среде.
Следует различать понятия
"социальная адаптация" и "трудовая
адаптация". Последняя включает лишь
соответствующие отношения по поводу
производства благ, она неотделима
от конкретного характера труда
в сфере производства. Социальная
адаптация рассматривает любые
аспекты, в том числе и
Решающее значение для
успешности процесса адаптации имеет
внутренний потенциал работника, его
"стартовые" условия. В плановой
экономике часто начальный
О ходе процесса трудовой адаптации необходимо судить по комплексу качественных характеристик работы: стабильное, устойчивое выполнение заданий; соблюдение нормативов качества, использования оборудования, расходование ресурсов; удовлетворенность трудом, баланс поощрений и взысканий.
Исследователями выделяются своеобразные временные пороги стабильности при трудовой адаптации .годичный срок, трехлетний, пятилетний. Если первые два порога связаны с процессом вживания в новую производственную ситуацию, то последний говорит о возникновении стремления к росту (и в то же время о безусловном завершении адаптационного процесса) - профессиональному, социальному и т.д.
Трудовая адаптация на предприятии является своего рода индикатором успешности или провала (при прочих равных условиях) политики по поиску, отбору, найму рабочей силы. Выделяются следующие стадии в процессе трудовой адаптации: общее ознакомление с ситуацией; приспособление, привыкание, усвоение новых стереотипов; ассимиляция, или полное приспособление; идентификация, или отождествление личных целей с целями организации.
В адаптационный период следует принимать меры к недопущению ряда негативных моментов, приводящих к психологической дезадаптации работника. Это приведет либо к удлинению адаптационного периода и низкой производительности труда в течение него, либо к уходу адаптирующегося с предприятия. Речь идет о следующих психологических проблемах, на которые следует обратить внимание: недоумение, испуг, уныние, возмущение, пассивное ("покорное") приятие и т.д
Профессиональная адаптация: процесс освоения профессиональной деятельности через приобретение практических, теоретических умений и навыков, овладения необходимым объемом знаний для выполнения должностных обязанностей на высоком качественном уровне. По прошествии адаптационного периода "новичок" имеет не менее чем средний уровень навыков, что делает его положение устойчивым среди коллег.
2. Подходы к
изучению профессиональной
Использование различных подходов к изучению адаптации – междисциплинарного, структурного, процессного – позволяет выделить основные свойства данной проблемы.
Процессный подход.
Управление трудовой адаптацией на предприятии может быть представлено в виде процесса - серии взаимосвязанных непрерывных действий со стороны управляющего персонала, направленных на устранение конфликта между личностными и корпоративными потребностями.
Управление трудовой адаптацией отражает особенности приспособленческих процессов, поэтому состоит из трёх этапов: управления предадаптацией, управления адаптацией новых работников, управления адаптацией работников к внутрифирменным изменениям. Процессный подход в управлении означает реализацию концепции непрерывной адаптации. На каждом этапе необходимо выполнение основных управляющих функций - планирования, организации, мотивации и контроля.
Функция планирования сводится к оценке уровня и характера протекающих приспособленческих процессов. В этом отношении большое значение имеют три показателя: адаптивность, адаптированность, адаптируемость. Адаптивность - степень изменчивости и приспосабливаемости работников к изменяющимся социально-экономическим условиям, их готовность к инициативным решениям и изменениям. Адаптивность имеет прямую зависимость с личностным потенциалом работника, который определяет его трудовое поведение. Уровень адаптивности определяется комплексом личностных показателей, характеризующих психофизиологическую организацию человека и его социально-экономические возможности. Другой показатель - адаптированность работника - показывает уровень его приспособления с точки зрения результата. Измеряется с помощью группы показателей, таких как степень удовлетворённости различными условиями труда и жизни, психофизиологическое и социально-экономическое самочувствие работника, оценка им происходящих изменений. Для успешности приспособленческих процессов планированию подлежат и институциональные условия труда на предприятии. Адаптируемость - это мера предоставляемых возможностей со стороны предприятия для позитивной трудовой адаптации работника. Как показано выше, все три показателя связаны с созданием высокого уровня трудовой жизни работника.
Планирование адаптационных процессов включает определение целей организации. В данном случае - это сохранение и воспроизводство адаптивности работника, достижение его адаптированности, создание адаптирующей среды.
На стадии предадаптации руководители анализируют рынок труда, планируют количество и структуру будущего производственного персонала, формируют требования к персоналу. В этом отношении полезным будет составление адаптациограммы, описывающей не только требования, предъявляемые профессиональной деятельностью, но и требования, необходимые для быстрой адаптации к окружающей среде. При приёме на работу анализируются адаптационные возможности работника, включая оценку психофизиологического типа личности (состояние здоровья, подвижность нервной системы, интро- и экстраверсия), социально-демографические критерии (пол, возраст, образование, профессиональный опыт), социально-экономические формы поведения (отношение к целям общества; следование социально одобряемым нормам достижения, наличие практической заинтересованности; усилие по достижению целей). Проводится оценка кандидатов и конкурсный отбор работников.
Адаптация нового работника
как область кадрового
В настоящее время организации
подвержены изменениям со стороны внешней
социально-экономической среды. Это
заставляет организацию менять свои
приоритеты, разрабатывать новые
стратегии. Ключевым аспектом кадровой
политики в этой ситуации является
отбор людей, способных выполнять
несколько задач и
Для выполнения поставленных
целей необходимо создание определённой
структуры управления трудовой адаптацией.
В крупной организации в
Чтобы достичь высокой адаптивности и адаптированности работников, требуется формирование системы мотивации, ориентированной на изменение. Конечным результатом любой системы мотивации является реализация и накопление адаптивного потенциала работников, их удовлетворённость работой.
Для обеспечения достижения целей необходим постоянный мониторинг показателей адаптированности - до и после принимаемых управленческих решений, определение их взаимосвязи с показателями индивидуальной и коллективной производительности труда. Возможно установление требований адаптивности для входящих в организацию новых работников, нормативов адаптированности как пороговых показателей системы качества трудовой жизни на предприятии.
Система правил и процедур, приводящих к высокому уровню адаптированности работников, может рассматриваться как адаптационная кадровая политика. Основной нормой адаптационной политики является формулирование таких принципов, как гибкость и мобильность персонала. Все адаптационные технологии сводятся к реализации программ повышения качества жизни. Для определения их эффективности необходим мониторинг персонала: отработка конкретных мер по использованию и развитию адаптационного потенциала, оценка эффективности этих мер. Так как трудовая адаптация начинается на стадии предадаптации, перед предприятиями встаёт задача построения адаптационной стратегии, основными направлениями которой является организация связей с рынком труда и со сферой образования. С усилением конкурентной борьбы на рынке крупные предприятия разрабатывают долгосрочные стратегии, которые включают: выплату студентам стипендий и денежное поощрение дипломных работ; представление студентам рабочих мест во время прохождения практики или каникул; приглашение студентов на ярмарки, к участию в учебных предпринимательских играх. Благодаря такой работе большие компании привлекали молодых специалистов различной квалификации, достигая различных кадровых преимуществ по сравнению с мелкими и средними фирмами [1, с. 79].
В целом технология проведения адаптационной кадровой политики может быть представлена в виде схемы (рис. 1). В центре внимания находится кадровая служба адаптации и развития персонала - организационная подструктура, выполняющая важные функции на каждой стадии трудовой адаптации.
1 |
Кадровая служба адаптации |
развития персонала |
Предадаптация |
Адаптация новых работников |
Адаптация работников в новых условиях |
Планирование потребности в новых кадрах |
Планирование конечных результатов работы новых работников |
Планирование конечных результатов работы персонала в новых условиях |
Мониторинг рынка труда |
Мониторинг условий для адаптации новых работников |
Мониторинг условий для адаптации персонала в условиях меняющейся стратегии организации |
Формирование критериев отбора персонала |
Формирование принципов включения новых работников в трудовые отношения |
Формирование принципов включения работников в новые трудовые отношения |
Оценка адаптивных возможностей кандидатов |
Организация адаптирующих мероприятий для входящего персонала |
Организация адаптирующих мероприятий в условиях новых стратегии |
Привлечение и набор персонала |
Оценка эффективности труда работников и уровня его адаптированности |
Оценка эффективного труда работников и уровня его адаптированное к новым трудовым отношениям |