Профессиональное самоопределение и самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотрение теоретических аспектов психологии профессионального самоопределения личности и практических методик психодиагностики .

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Профессиональное самоопределение и самосознание личности.
1.2. Стадии и кризисы профессионального становления личности.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1 Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций.
2.2 Методы работы в переломные периоды профессионального выбора.
2.3 Методы диагностики профессиональных установок.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р.Психология профессиональная.docx

— 75.47 Кб (Скачать файл)
  • уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность (этот тип установок представлен, например, следующим пунктом: «Я пребываю в нерешительности относительно своего профессионального выбора»);
  • беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы («Профессия важна лишь постольку, поскольку позволяет зарабатывать деньги»);
  • самостоятельность и активность — зависимость («Я буду следовать тем советам о выборе профессии, которые мне дают родители»);
  • реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж («Если профессия уже выбрана, то больше думать об этом нечего»);
  • информированность и рациональность — боязнь («Чтобы правильно выбрать профессию, надо хорошо знать себя»).

Эти установки  репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной  шкале зрелости профессиональных установок. Теоретической основой опросника  послужила модель профессионального развития, предложенная Д. Сьюпером (Super D., 1957) и Дж. Крайтсом, в которой профессиональное развитие рассматривается как проходящее ряд специфических в отношении возраста этапов, в каждом из которых требуется адекватное решение профессиональных задач.

Эта и сделанные  на ее основе методики обладают достаточно хорошими показателями валидности (на основе связей показателей профессиональных установок с показателями зрелости Я-концепции, уровня профессиональных знаний, наличия опыта практической трудовой деятельности и т.д.), но из-за динамичности профессиональных установок в возрасте 14—16 лет показатели ретестовой надежности достаточно низкие.

Отечественными психологами была разработана методика для выявления  индивидуально-психологических особенностей подростков, проявляющихся в ситуации профессионального выбора, т.е. методика выявления профессиональных установок. При этом был выбран компромиссный вариант типа методики: созданная методика может быть использована и в рамках структурированного и как стандартизованный тест.

Методика  заключается в том, что подростки  должны оценить степень соответствия каждого высказывания их психологическому состоянию в настоящее время. Для этого была использована шкала, включающая шесть степеней соответствия каждому высказыванию: от позиции  «в полной степени мне соответствует» — до «совершенно мне не соответствует». Высказывания подростков группируются в следующие кластеры:

«Самостоятельность», здесь оказались сгруппированы высказывания, характеризующие ответственность и автономию подростка в решении профессиональной задачи выбора профессии: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельное «Я в состоянии самостоятельно принимать ответственные решения о своей будущей профессии», «Я решу самостоятельно, какую профессию выбрать», «Для меня очень желательно как можно скорее приобрести социальную независимость».

  1. «Подверженность эмоциональным влияниям» — включает высказывания, характеризующие ориентацию на эмоциональный контекст принятия решения: «Мне кажется, что можно попробовать себя в нескольких профессиях и выбрать ту, которая больше понравится», «Определенно стоит рискнуть, даже если мало шансов на успех, и выбрать очень привлекательную профессию», «Я с большим вниманием прислушиваюсь к каждому совету о моем профессиональном выборе».
  2. «Надежды на профессиональную перспективу» — включает высказывания, характеризующие оптимизм в отношении профессионального будущего: «У меня есть конкретные цели, которые я смогу реализовать в будущей профессии», «Я часто думаю о целях, которые связаны исключительно с профессиональным трудом», «Нет сомнений, что в моем профессиональном становлении мне будет сопутствовать счастье и удача», «Я выберу профессию более оптимально, чем большинство моих одноклассников», «Выбрав профессию, я ее не сменю, даже из-за очень выгодных предложений», «Мой профессиональный выбор будет окончательным, раз и навсегда», «Я в состоянии многое в себе менять, чтобы соответствовать будущей профессии», «Моя профессиональная карьера, вероятно, потребует от меня отказываться от многого личного».
  3. «Легкомысленность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие отсутствие четких критериев профессионального выбора: «Мне кажется, что профессиональный выбор чаще делается случайно, чем в силу личных стараний», «Считаю, что не надо надолго загадывать свое профессиональное будущее, главное — достижение ближайших жизненных задач», «В выборе профессии я полагаюсь в первую очередь на интуицию».
  4. «Ориентация на предполагаемые неудачи» — включает высказывания, характеризующие пессимистический прогноз профессионального будущего: «Когда я думаю о будущей профессии, часто представляю свои возможные неудачи», «Мне кажется, что все мои старания оптимально выбрать профессию бесполезны», «Вполне вероятно, что мне достанется или плохая специальность, или плохое место работы», «Мне бы очень помогло, если бы выбор профессии можно было отложить на некоторое время», «Полагаю, если бы не разного рода внешние неприятности, то человек не делал бы ошибок на своем профессиональном пути».
  5. «Ощущение растерянности» — включает высказывания, характеризующие стратегию смены критериев оценки деятельности по ходу ее выполнения; «В выборе профессии мне крайне не хватает собственной решительности», «Временами я ругаю себя за излишнюю нерешительность в выборе профессии», «Совершенно не знаю, какими критериями мне руководствоваться в выборе профессии», «Совершенно не знаю, с чего мне начать свой профессиональный путь», «В профессиональном выборе я чувствую беспомощность, и мне нужна чья-либо поддержка и руководство», «Боюсь, я не сумею с первого раза выбрать профессию правильно», «Мне очень досадно, что приходится отвергать некоторые профессии, которые кажутся недостижимыми», «У меня значительно больше способностей, чем упорства».
  6. «Переживание эмоционального конфликта» - включает высказывания, характеризующие стремление к уходу из эмоционально неприятной ситуации: «Иногда хочется махнуть рукой и не думать о выборе профессии», «Я ощущаю несвободу, когда думаю о своем профессиональном выборе».
  7. «Идеализация своего профессионального будущего» — включает высказывания, характеризующие несколько нереальные надежды на свое профессиональное будущее: «Полагаю, что мне обязательно должна достаться не просто хорошая профессия, а такая, которая позволит проявиться моей индивидуальности», «В будущей профессии мне хотелось бы делать что-нибудь исключительное», «Считаю, что мне необходим такой план, который позволит мне выбрать профессию абсолютно верно», «Главное в моей будущей профессии — добиться личных достижений», «Что бы ни потребовала от меня моя будущая профессия, я не откажусь от теперешних увлечений».
  8. «Основательность профессионального выбора» — включает высказывания, характеризующие рациональный подход к проблеме профессионального выбора: «Даже если профессия уже выбрана, стоит еще и еще раз подумать на эту тему», «Выбор профессии не должен делаться под влиянием эмоций», «Уже сейчас мне стоит предпринимать конкретные шаги к будущей профессии, а не ограничиваться лишь обдумыванием положения», «В любом случае, если есть возможность учиться дальше, не следует торопиться идти работать». «Я совсем не тороплюсь любой ценой приобрести позицию взрослого», «Считаю, что работа имеет в жизни человека первостепенное значение», «Считаю, если кто-то неудовлетворен профессией, то он сам и этом виноват». «Для меня очень важно найти человека, который передал бы мне секреты профессионального мастерства».
  9. «Ощущение собственной неспособности» — включает высказывания, характеризующие заниженную самооценку профессионально важных способностей и профессиональных интересов: «Совсем нет уверенности, что моих сил и способностей хватит для решения профессиональных задач», «Я мечтаю о такой профессии, которой, я знаю не смогу овладеть», «Из-за моего невезения мне может не повезти и с выбором профессии», «Делая профессиональный выбор, я надеюсь именно на везение».

 

Данные  высказывания, сгруппированные в  описанные кластеры, образуют список «Опросника профессиональных установок». Снабженные порядковыми номерами, они могут предлагаться для развернутого анализа субъективного восприятия конкретным подростком его профессионального развития и профессионального выбора. Для этого, конечно, необходимо введение стандартных значений выделенных кластеров. Но как уже было сказано, рекомендуемый метод — включение данных высказываний (конечно, с изменением местоимении) в структурированное интервью. Именно в этом случае возможно наиболее органическое сочетание собственно диагностического и коррекционного аспектов профессиональной консультации, так как открывается возможность сразу обсуждать те высказывания, которые характеризуют неоптимальные профессиональные установки, и выходить на уровень мотивации, обусловливающей появление этих высказываний.

В заключение надо отметить, что основная проблема проблема формирования адекватных профессиональных установок решается в условиях системно организованного трудового обучения и воспитания, когда происходит подготовка к реальной трудовой деятельности, в том числе коллективной, даются знания о структуре мира труда и основах организации производства, вырабатываются уважение к труду и желание работать ради общественных интересов и т.д.. И хотя ситуация профессиональной консультации предоставляет не так уж и много возможностей для контроля над этим процессом, все же именно это должен стремиться делать профконсультант, а не ограничиваться лишь самой диагностикой и сообщением подростку результатов тестирования. В этом мини-коррекционном процессе знание выраженности профессиональных установок важно и для обсуждения далеких профессиональных перспектив, и для установления адекватного контакт с подростком, погруженного в свои актуально переживаемые эмоциональные процессы. Ведь именно от характера выраженности профессиональных установок зависит такой важный фактор профессионального развития, как согласование профессиональных намерений и профессиональных интересов.

 

 

 

                                      

 

 

 

                               Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  вопросы профессионального самоопределения и самосознания личности ,стадии и кризисы профессионального становления личности и методики , используемые в психодиагностике для решения ,возникающих перед личностью проблем .

Можно сделать  вывод,что  использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному. Постоянное уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), осмысление своей социально-профессиональной роли, отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека. Иногда возникает отчуждение от профессии, человек начинает тяготиться, испытывает неудовлетворенность своим профессиональным положением. Нередки случаи вынужденной смены профессии (специальности) и места работы.

Можно констатировать, что перед личностью постоянно  возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения  к профессиям, иногда анализа и  рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения  и коррекции карьеры, решения  других профессионально обусловленных  вопросов.

 

 

Список литературы

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.

2.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.

3.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.

4.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.

5.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

6.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

7.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.

8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина  А.А. Общая психология:  Учебное  пособие для вузов. М.: Академический  проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005. 368 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru

 


Информация о работе Профессиональное самоопределение и самосознание личности