Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:04, контрольная работа

Краткое описание

Человеческое счастье многогранно. Суть его профессиональной грани можно выразить просто: «делай то, ради чего ты рожден». Другими словами, сделать человека счастливым – значит позволить ему заниматься всю жизнь любимым делом, получать удовольствие от своей профессиональной деятельности. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе.
Наверное, нет более древней проблемы, чем проблема выбора профессии. Проблема древняя и новая. В условиях 21 века она зазвучала как никогда молодо и дерзко. Можно указать ряд обстоятельств, обусловивших такое положение

Вложенные файлы: 1 файл

Психология профессионального самоопределения.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

 

 

Профессиональное  самоопределение подростков в условиях детского дома

 

Введение

 Человеческое счастье  многогранно. Суть его профессиональной  грани можно выразить просто: «делай то, ради чего ты рожден».  Другими словами, сделать человека  счастливым – значит позволить  ему заниматься всю жизнь любимым  делом, получать удовольствие  от своей профессиональной деятельности. Удачно выбранная профессия повышает  самоуважение и позитивное представление  человека о себе.

Наверное, нет более древней  проблемы, чем проблема выбора профессии. Проблема древняя и новая. В условиях 21 века она зазвучала как никогда  молодо и дерзко. Можно указать  ряд обстоятельств, обусловивших такое  положение. Во-первых, в постсоветский  период появилось множество профессий  и некоторые из них еще не получили своеобразной прописки в общественном сознании (например, многие вряд ли смогут без основательной библиотечной подготовки сказать, чем занимается мерчендайзер, копирайтер или медиабайтер). Во-вторых, возросший динамизм жизни затронул и мир профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь 5–15 лет, а затем либо исчезают, либо меняются до неузнаваемости. В-третьих, произошли изменения в восприятии профессии как сферы профессиональной деятельности: постепенно она из цели («быть музыкантом») превращается в средство достижения определенного образа жизни («жить, как живут музыканты»).

Основная цель профориентационной работы – формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует  индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов – профориентаторов.

Для воспитанников детского дома, в силу их психологических, поведенческих, личностных особенностей, профессиональное самоопределение особенно важно. Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им «право»  к правонарушению. У них появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»; отсутствие бережливости и  ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах. В условиях жизни без родительского  попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие» – мы и они. От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним  агрессию, готовы использовать их в  своих целях. Если к этим особенностям добавить еще и интеллектуальные или физиологические дефекты, что  довольно часто встречается в  детских домах, то становиться ясно, что профориентационная работа – одно из важнейших направлений.

 

1.1 Понятие и сущность  процесса социализации

Социализация как процесс  – это особенности социального  становления личности. Социализация как результат – это характеристика социального становления человека в соответствии с его возрастом  или уровнем развития.

 Социальная педагогика  изучает социальные проблемы  человека на различных этапах  его возрастного развития, среду  его жизнедеятельности, педагогические  технологии, методы, направленные на  повышение действенности социального  развития, воспитания и обучения  конкретного человека с учетом  его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности  среды жизнедеятельности человека  и их влияние на его социальное  развитие, воспитание.

Социальная педагогика тесно  контактирует с социологией образования, социологией воспитания, педагогической, социальной психологией.

Гуманизм социального  воспитания проявляется в том, чтобы  личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в  своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Общественный смысл социальной педагогики состоит в том, чтобы помочь человеку, попавшему в беду, помочь семье, ребенку, найти свой путь жизненного самоопределения, развиваться на основании своих способностей и задатков, помочь в стремлении выйти на путь нравственных отношений, развивать личность. Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознание социальных явлений, общения.

Быть личностью – это  значит осуществлять свой выбор, возникающий  в силу внутренней необходимости, оценивать  последствия принятого решения  и держать за них ответ перед  собой и перед обществом. Быть личностью – это значит иметь  активную жизненную позицию. Быть личностью  – это значит постоянно строить  самого себя и других, владеть арсеналом  приемов и средств, с помощью  которых можно овладеть своим  собственным поведением. Быть личностью  – это значит обладать свободой выбора и быть ответственным за него.

Ребенок рождается с предрасположением  к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит  от природы и среды. Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становиться  личностью. Происходит изменение его  организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды  и воспитания. Социальному педагогу важно в своей работе учитывать  те исходные данные, которые влияют на формирование личности. [15, с. 39].

В России ежегодно выявляется около 100 000 детей, нуждающихся в опеке. Попадая в детские дома, дети, как правило, уже имеют отклонения физического и психического характера. Чаще всего наблюдается задержка умственного развития, нарушение  половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Такой ребенок нервозен, старается  добиться внимания и в то же время  его отторгает, впадает в агрессивность  или отчуждается. Не умеет быть внимательным, любить. Без внутреннего сосредоточения формируется определенный стандартный  тип личности.

У детей, живущих на государственном  обеспечении, формируются иждивенческие  черты («нам должны», «дайте»), отсутствуют  ответственность и бережливость. В психическом развитии эти дети заметно отличаются от ровесников из семьи, отстают и в развитии, и по состоянию здоровья. Ввиду ограниченного круга общения со взрослыми создается неумение такого общения. Выливается это в постоянные конфликты. Ребята не приемлют любые запреты и замечания.

Для ребенка, который воспитывается  вне семьи, микрофакторы социализации (семья, группы сверстников) имеют другую иерархию, чем микрофакторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Для него агентами социализации выступает коллектив сверстников, воспитатели детского дома. При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающей их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той  или иной социальной роли. Такие  представления у детей-сирот часто  искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой образ  реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для обычного ребенка  контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создается  на основе противоречивой информации, получаемой ребенком из разных источников.

Чаще всего источником информации для ребенка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнения сверстников. В связи  с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной роли. Это касается не только ролей члена семьи, но и  других ролей, которые реализуют  родители и те, кто с ними взаимодействует .

Анализ социального влияния  семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% – средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% – улица.

Социальное сиротство  – это социальное явление, обусловленное  наличием в обществе детей, родители которых живы, но лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Они стремятся побывать в  семье, хотя вся сложность и противоречивость этой ситуации заключается в том, что с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, часто невозможным, а с другой стороны, они как бы ощущают, что  у них есть все-таки родители, те люди, которые родили их. Не случайно в беседе с социальными сиротами на вопрос, какие у них есть желания, часто можно услышать в ответ: «Пусть нас чаще отпускают к родителям».

В процессе социализации человек  становиться личностью. Важно, что  бы он протекал успешно для того, чтобы ребенок полноценно развивался. У детей, оставшихся без попечения  родителей, этот процесс проходит сложно, т. к. семья является микрофактором и важнейшим институтом социализации, следовательно, дети-сироты являются реальными жертвами неблагоприятных условий социализации.

1.2. Особенности постинтернатной адаптации воспитанников детского дома

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечение его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В статье 20 Конвенции провозглашено, что подготовка самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемых государством».

Сейчас в нашей стране количество детских домов достигло 2100 (10 лет назад 600 учреждений). Положение  с детьми-сиротами явно не благополучное. Российский Детский Фонд, ссылаясь на данные Генеральной Прокуратуры  РФ, дает сведения о выпускниках  сиротских учреждений: 10% кончают  жизнь самоубийством, 40% попадают в  разряд алкоголиков и наркоманов, 40% становятся преступниками и лишь 10% выбиваются в люди.

Сироты, привыкшие к иждивенчеству, не умеют заботиться о себе, о  своем будущем, они знают, что  им некому помочь, а помочь самим  себе они не могут. Дальняя перспектива  им не по силам .

Наибольшую остроту приобретают  проблемы, возникающие после выпуска  из детского дома. Необходимость постинтернатной адаптации воспитанников связана с рядом причин, наиболее важными из них являются:

– значительный рост числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи  с материальными и жилищными  трудностями родителей, ростом внебрачной рождаемости, понижением стабильности брака;

– отсутствие современных  научно-обоснованных методик воспитания, профориентации и социальной подготовки выпускников к трудностям реальной жизни;

– изменение социального  состава сиротства;

– ухудшение физического  состояния детей, появление детей  со сложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании и токсикомании) у значительной части воспитанников  имеется задержка психического развития, интеллектуальные отклонения .

Дети, содержащиеся в учреждениях, часто проявляют отставание в  развитии и, в большинстве случаев, покидают учреждения плохо подготовленными  к самостоятельной жизни за их пределами. Российские научные исследования свидетельствуют, что дети, содержащиеся в учреждениях, пассивны, у них плохо развиты языковые навыки, они страдают недостатком концентрации внимания и мотивации и склонны к конфликтам со своими сверстниками. Отставание в эмоциональном и интеллектуальном развитии в дошкольном возрасте впоследствии мешает им учиться. Повзрослев, дети становятся крайне зависимыми, с трудом устанавливают новые связи, страдают низкой самооценкой и проявляют тенденцию к совершению правонарушений.

Анализ сведений о детях, содержащихся в учреждениях и  выбывших из них, показал, что 85% таких  детей планируют получить рабочие  профессии и лишь 10% думают о получении  среднего или высшего образования.

Дети выпускаются из учреждения либо по достижении 18 лет, либо по завершении образования – общего начального или общего среднего. Дети готовятся  к выбытию в течение последнего года нахождения в учреждении и впоследствии получают следующие виды поддержки  в своей независимой жизни:

1. жилище;

2. финансовое обеспечение;

3. возможность получения  последующего бесплатного образования  и медицинского обслуживания;

4. работу;

5. психологическую и социальную  помощь.

Выбывающий из учреждения ребенок по закону имеет гарантию получения муниципального жилья  на приоритетной основе. Он имеет право  на бесплатное продолжение образования  и получение соответствующей  стипендии, а также на медицинское  обслуживание .

Детям, решившим не продолжать образование, предоставляется помощь в поиске работы, включая обучение и переподготовку. Кроме того, в  регионах работодатели получают стимул к приему на работу молодых людей  из детских учреждений, т.к. им предоставляются  налоговые льготы. Тем не менее устройство на работу молодых людей, выбывших из детских учреждений, остается сложной и затяжной проблемой.

Дети, выбывающие из учреждений, считаются зрелыми и способными позаботиться о себе. В реальности же они крайне ранимы и нуждаются  в поддержке – нередко они  возвращаются в свои учреждения в  поисках крова и защиты. Таким  образом, дети, оставшиеся без попечения  родителей, имеют право на широкий  круг программ защиты и поддержки, которые  помогают им продолжать самостоятельную  жизнь. Тем не менее, на практике дети, выбывшие из учреждений, сталкиваются со значительными трудностями при  адаптации к самостоятельной  жизни. Большинство выпускников  не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии  решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно  без поддержки взрослых (воспитателей, родственников). Выпускники детских  домов испытывают большие трудности  с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои права. 75% выпускников не могут создать своей семью, их дети оказываются в детском доме.

Информация о работе Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома