Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:34, реферат
Данная работа посвящена изучению профессионально-значимых и личностных качеств деятельности психолога, поскольку именно эти качества являются ведущими и во многом определяют успешность его профессиональной психологической деятельности. Исходя из вышеизложенного, нами была определена цель: изучить и обобщить профессиональные и личностные качества психолога. В ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить профессионально-значимые качества психолога. 2. Изучить личностные качества психолога.
3. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных
свойств практического
Необходимое качество практического психолога - уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается
отсутствие чрезмерной самоуверенности
и веры в непогрешимость своих
психологических выводов. Нетактичность
психолога проявляется в его
склонности приписывать своей профессии
сверхзначимость и
Профессиональному психологу
важно иметь адекватную самооценку,
понимать индивидуальные особенности
своей личности, свои способности, сильные
и слабые стороны характера. При
этом полезно знать способы
Еще одно необходимое качество - развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше психолог знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше психолог познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Также важным качеством является
принятие личной ответственности. Поскольку
многие ситуации в работе возникают
под контролем психолога, он должен
нести ответственность за свои действия
в этих ситуациях. Понимание своей
ответственности позволяет
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают обобщенное мнение авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог.
Таким образом, из всех этих качеств и складывается коммуникативная деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.
Психологу - консультанту целесообразно провести самостоятельную работу с четырьмя правилами, которые предлагает К.Роджерс.
(Карл Роджерс, один
из основателей
Конгруэнтность – термин, который используется для обозначения точного соответствия опыта и его осознания. Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое - либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно." "Налаживанию отношений не поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется испуг и неуверенность. Чем больше искренен и конгруэнтен консультант в отношениях с клиентом, тем больше вероятность того, что в личности клиента произойдут изменения". Поскольку совокупность целей и задач позволяет определить критерии, конгруэнтность психолога - консультанта приближает к достижению цели психологического консультирования – актуализировать ресурс клиента, чтобы он сам смог решать свои проблемы. Из первого качества – конгруэнтности, необходимого для успешного общения, непосредственно вытекает второе, а именно, принятие себя таким, какой ты есть. К. Роджерс говорит о том, что, принимая себя такими, какие мы есть, мы начинаем изменяться, "быть тем, кто ты есть – значит полностью стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем, кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая - то надежда на изменения".
Психологу - консультанту целесообразно провести самостоятельную работу с четырьмя правилами, которые предлагает Роджерс, чтобы принять себя таким, какой ты есть:
В психологии общения трудности общения обусловлены рядом факторов: социальные (политические, религиозные, профессиональные различия), биологические или физические (болезнь, старение), внутренние психологические (связаны с воспитанием). Профессия психолога предполагает консультативное, терапевтическое общение с клиентами, которые имеют разнообразные социальные, биологические и психологические факторы, что предполагает желательное наличие у психолога - консультанта такого качества, как гибкость. Это способность менять тактику общения, изменяться в соответствии с меняющимися условиями, умение найти подход к клиенту с точки зрения его опыта, его представлений о процессе психологического консультирования. Г.С. Абрамова предлагает классификацию ориентации на клиента в психокоррекционной работе: "делай, как я" – слабо выраженный интерес к другому (ориентация на обобщенный опыт), "давай сделаем вместе" (ориентация на типичное во внутреннем мире клиента) и "давай подумаем, как сделать лучше" – выраженный интерес к другому (ориентация на индивидуальные особенности внутреннего мира клиента).В зависимости от занимаемой позиции определяется, в какой степени процесс взаимодействия специалиста и клиента является однозначным с точки зрения конечных и промежуточных целей ("сверху" – цели определяются и изменяются специалистом, "рядом" – специалистом и клиентом в их сотрудничестве и "снизу" – специалист следует за клиентом).
Рассматривая различные литературные источники на данную тему, мы приближаемся к пониманию модели личности эффективного психолога - консультанта. Как пишет Р. Кочюнас: "речь идет, конечно, о "подвижной" модели, поскольку каждый консультант имеет возможность ее дополнить." Опишем представления Р.Кочюнаса о модели эффективного психолога - консультанта, он выделяет наличие следующих качеств: аутентичность (полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор); открытость собственному опыту (как искренность в восприятии собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми); развитие самопознания (чем больше консультанта знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя); сила личности и идентичность (консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией); толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Именно такие ситуации являются спутниками консультирования); принятие личной ответственности (понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования); глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без осуждения, уметь свободно выражать свои чувства); постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих возможностей). В работе Р. Кочюнаса "Основы психологического консультирования" перечислены три постулата, выдвинутые K.Scheider (1992), которые можно выделить как факторы продуктивной деятельности психолога - консультанта: личная зрелость консультанта – успешно решает свои проблемы, терпим, откровенен, искренен к себе; социальная зрелость консультанта – терпим, откровенен, искренен по отношению к другим; зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. "Невозможно быть зрелым всегда и везде".
Заключение
В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.
Для психолога особое значение
приобретают профессионально
В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.
Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.
Список использованной
1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. – 346 с.
3. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191 с.
4. Карандашев В.Н. Введение в профессию. М.: Смысл, 2000. - 288 с.
5. Климов Е.А. Психология
профессионала. М.: Изд-во «Институт
практической психологии»;
6. Куликов Л.В. Практическая психология: Советы и рекомендации. СПб.,
1994. – 293 с.
7. Меновщиков В.Ю. Введение
в психологическое
Смысл, 1998. – 109 с.
8. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов.-
М.: ВЛАДОС, 2001. – 528 с.
9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005. – 928 с.
10. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.