Профессиональные деструкции личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 07:39, реферат

Краткое описание

Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста в любой области народного хозяйства. Проблема влияния профессии на личность и личности на профессиональную деятельность периодически возникает в фокусе внимания ряда отечественных (В.Г. Безносов, Р.М. Грановская, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Н.Ю. Синягина, И.А. Хоменко и др.) и зарубежных ученых (А. Адлер, Э. Фром, К. Юнг и др.).
В концепциях профессионального становления личности В.А. Бодрова, Э.Ф. Зеера, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.В. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие профессиональных деструкций личности
2. Психологические детерминанты профессиональных деструкций
3. Уровни профессиональных деформаций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дструкции.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Примеры профессиональных деструкций педагога. Заметим, что в психологической  литературе почти не встречаются  примеры таких деструкций психолога, но поскольку деятельность педагога и психолога-практика во многом близка, то приведенные ниже примеры профессиональных деструкций могут быть по-своему поучительны и для многих направлений психологической практики:

1. Агрессия  педагогическая. Возможные причины:  индивидуальные особенности, психологическая защита-проекция, фрустрационная нетолерантность, т.е. нетерпимость, вызванная любым мелким отклонением от правил поведения.

2. Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализация, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.

3. Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завышенная самооценка "образа-я", эгоцентризм.

4. Дидактичность.  Причины: стереотипы мышления, речевые  шаблоны, профессиональная акцентуация.

5. Догматизм  педагогический. Причины: стереотипы  мышления, возрастная интеллектуальная инерционность.

6. Доминантность.  Причины: неконгруэнтность эмпатии,  т.е неадекватность, несоответствие  ситуации, неспособность эмпатировать, нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.

7. Индифферентность  педагогическая. Причины: защита-отчуждение, синдром "эмоционального сгорания", генерализация личного отрицательного педагогического опыта.

8. Консерватизм  педагогический. Причины: защита-рационализация, стереотипы деятельности, социальные  барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.

9. Ролевой  экспансионизм. Причины: стереотипы  поведения, тотальная погруженность  в педагогическую деятельность, самоотверженный профессиональный  труд, ригидность.

10. Социальное  лицемерие. Причины: защита-проекция, стереотипизация морального поведения, возрастная идеализация жизненного опыта, социальные экспектации, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденных, чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новыми (очередными) конъюнктурно-политическими "модами". Примечательно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновники Министерства образования РФ публично заявляли, что "больше всего за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордились именно тем, что изменили содержание курса "История России", т.е. "адаптировали" курс к идеалам "демократии"…

11. Поведенческий  трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатическая тенденция присоединения, т.е. проявление реакций, свойственных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.

Э.Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональной реабилитации, позволяющие  в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкций:

повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;

прохождение тренингов личностного и профессионального  роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;

рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего  личностного и профессионального  роста;

профилактика  профессиональной дезадаптации начинающего  специалиста;

овладение приемами, способами саморегуляции  эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;

повышение квалификации и переход на новую  квалификационную категорию или  должность (повышение чувства ответственности  и новизны работы).

 

Заключение 
 
Изучив психолого-педагогическую литературу, посвященную теме влияния профессиональной деятельности на личность, мы выявили, что профессиональное становление сопровождается разнонаправленными изменениями личности, включая как совершенствование, так и деструкцию. 
Профессиональные деструкции в самом общем случае – это нарушение уже усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. 
Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. 
Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности. 
Возможными путями профессиональной реабилитации являются повышение компетентности (социальной, психологической, аутокомпетентности); диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления профессиональных деструкции; прохождение тренингов личностного и профессионального роста; рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев личностного и профессионального роста; овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
Список литературы 
 
1. Бодров, В.А. Психологические основы профессиоведения [текст] / В.А. Бодров / Под общей ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2001. – 354 с. 
2. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [текст] / В.В. Бойко. – М.: Филинъ, 1996. – 472 с. 
3. Васьковская, С.В. Психологические условия формирования профессионального самосознания [текст] / С.В. Васьковская. – К.: КГУ, 1997. – 24 с. 
4. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы [текст] / Н.В. Гришина // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: СПбГУ, 1997. – С. 143-156. 
5. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов [текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект, 2003. – 336 с. 
6. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов [текст] / Е.А. Климов. – М.: МГУ, 2004. – 437 с. 
7. Клищевская, M.B. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности [текст] / M.B. Клищевская, Г.Н. Солнцева // Вестник МГУ, №4, 1999. – С. 5-11. 
8. Маркова, А.К. Психология профессионализма [текст] / А.К. Маркова. – М.: Знание, 1996. – 308 с. 
9. Машков, В.Г. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента [текст] / В.Г. Машков.– СПб.: Речь, 2005.– 304 с. 
10. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, №1. – С. 90-101. 
11. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [текст] / А.В. Петровский. – М.: Знание, 2008. – 384 с. 
12. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений [текст] / Под редакцией проф. А.В. Карпова. – М.: Владос, 2003. – 352 с. 
 


Информация о работе Профессиональные деструкции личности