Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:47, дипломная работа

Краткое описание

В 1989 г. по инициативе Е.С.Креславского была создана Российская
ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), и был
открыт первый негосударственный и первый для детей Телефоны доверия. В
настоящее время данная отрасль психологической помощи постоянно
развивается и растет.
Практика телефонного консультирования начинает занимать видное место в
системе психологической помощи.
Службы “Телефон доверия” привлекают простотой и доступностью
установления контакта, обеспечивают анонимность и конфиденциальность. Эти
службы нередко предоставляют единственную возможность высказать свои
“наболевшие” проблемы, получить квалифицированную консультацию специалиста.
Стремительное развитие телефонного консультирования намного опережает
ее осмысление. В этих условиях остро встает проблема анализа деятельности
Телефона доверия (ТД). За недолгое существование ТД в России был собран
некоторый материал по оказанию помощи по телефону. Литература о работе ТД в
основном посвящена анализу и поискам способов действия с абонентом, разбору
проблем абонентов, классификации этих проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Профессиональные и личностные качества
консультантов Телефона доверия
как предмет психологических исследований ……………….. 9

1. Представление об эффективном специалисте,
оказывающем психологическое воздействие в
различных зарубежных подходах …………………………………. 10

2. Современные психологические исследования
профессиональных и личностных качеств
эффективного консультанта-психолога в
отечественной литературе ………………………………………….. 19

3. Психологический анализ деятельности консультанта
Телефона доверия …………………………………………………….24

4. Модель личности эффективного консультанта ТД ………………..32

Глава 2. Экспериментальное исследование профессиональных
и личностных качеств телефонных консультантов
2.1. Программа исследования.………………………………………………40
2.2. Методика исследования..……………………………………………….42
2.3. Результаты исследования……………………………………………….46
2.4. Анализ результатов методами математической статистики………….50
2.5. Обсуждение результатов………………………………………………..56
Выводы………………………………………………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………66
Библиография………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов.docx

— 207.06 Кб (Скачать файл)

|                       |бытовые условия                          |      |

|                       |                                         |      |

|                       |- низкий уровень зар.платы при большой   |      |

|5.Что не устраивает в  |нагрузке                                 |      |

|работе на Телефоне     |                                         |      |

|доверия?               |2. Психологические затруднения:          |      |

|                       |трудности в отсутст. визуального         |      |

|                       |контакта,                                |      |

|                       |состояние включенности в диалог с        |      |

|                       |абонентами,                              |      |

|                       |интенсивная работа, большая нагрузка,    |      |

|                       |- отсутствие рационального,              |      |

|                       |- переживание проблем абонента.          |      |

|                       |                                         |      |

|                       |3. Особенности телефонного               |      |

|                       |консультирования:                        |      |

|                       |ограниченность методики работы,          |      |

|                       |звонки «розыгрыши», «зависающие»         |      |

|                       |(постоянные) абоненты.                   |      |

|                       |                                         |30    |

|                       |                                         |30    |

|                       |                                         |20    |

|6.                     |1. Ценные  деловые предложения           |10    |

|Рационализ.предложения,|2. Юмористические предложения            |      |

|новаторские идеи и все,|3. Игнорировали вопрос                   |      |

|что первое придет Вам в|                                         |      |

|голову                 |                                         |      |

|                       |                                         |20    |

|                       |                                         |70    |

|                       |- Наперебой предлагались идеи  учебных    |100   |

|                       |тренингов в различных направлениях:      |      |

|                       |клиент-центрированная психотерапия       |      |

|7. Участие в тренингах,|К.Роджерса, экзистенциальный анализ,     |      |

|семинарах. Какие темы  |телесно-ориентированная терапия,         |      |

|интересуют             |арт-терапия.                             |      |

|                       |- Интересуют обучающие тренинги  по       |      |

|                       |телефонному консультированию: проблемы   |      |

|                       |наркомании, школы, семейные проблемы,    |      |

|                       |работа консультанта с горем, суицидом,   |      |

|                       |постоянными абонентами.                  |      |

|                       |- Отмечается необходимость создания      |      |

|                       |супервизорских групп и партнерских       |      |

|                       |отношений между ТД                       |      |

 

       По итогам данного  опроса можно говорить о том, что консультантами ТД

становятся  те,  кто  стремится  помогать  другим   людям   профессионально,

посредством  специальных  психологических  знаний.  Консультанты   проявляют

интерес не только к работе с людьми, но и к  своим  собственным  желаниям  и

потребностям. Рабочее время телефонного консультанта начинается с  хорошего,

бодрого и  уверенного настроя (80%). После окончания дежурства 40% уходят  с

работы уставшими, 10% уносят проблемы с собой, 20% считают, что  бывает  по-

разному  и 20% уходят в хорошем настроении.

        По данному  обследованию можно говорить  о  наличие  у  консультантов

ТД таких личностных качеств, как активность, жизнерадостность, стремление  к

пониманию людей. Кроме того, в  данном  опроснике  выявилась  направленность

консультантов ТД на общение, интерес к людям, чувство языка и чувство  юмора

(творческое заполнение анкеты).

 

                      2.4. Анализ результатов методами

                          математической статистики

 

       Применение коэффициента  корреляции рангов  Спирмена  (rs)  позволило

оценить  взаимосвязь  между  личностными  особенностями   и   эффективностью

консультативной деятельности консультантов Телефона доверия.

       Отсутствие психодиагностических  методик по  непосредственной  оценке

такого  личностного  качества,  как   активность,   предполагает   выделение

следующих составляющих:

 

 

 

      - интеллектуальные  особенности: факторы B, M, Q1;

      - коммуникативные свойства и особенности межличностного

        взаимодействия: факторы А, H, F, E, Q2, Q4, N, L.

      - САТ: 1. Контактность; 2. Потребность к познанию; 3. Креативность.

      - САН: 4. Активность; 5. Настроение.

       Проранжировав все значения мы получили следующие результаты:

 

                 Таблица 6. Результаты измерения  активности

|1                |2                |3                |4                |

|19               |9.7              |-2.5             |6.25             |

|20               |10.1             |-2.1             |4.21             |

|5                |10.4             |-1.8             |3.24             |

|3                |10.6             |-1.6             |2.56             |

|10               |10.6             |-1.6             |2.56             |

|14               |11.07            |-1.13            |1.27             |

|12               |11.5             |0.7              |0.49             |

|2                |11.5             |0.7              |0.49             |

|11               |12.3             |0.1              |0.01             |

|7                |12.4             |0.2              |0.04             |

|9                |12.4             |0.2              |0.04             |

|4                |12.5             |0.3              |0.09             |

|6                |12.7             |0.5              |0.25             |

|15               |12.7             |0.5              |0.25             |

|1                |2                |3                |4                |

|1                |13.07            |0.87             |0.75             |

|14               |13.07            |0.87             |0.75             |

|16               |13.7             |1.5              |2.25             |

|17               |14               |1.8              |3.24             |

|18               |14               |1.8              |3.24             |

|13               |15.7             |3.5              |12.25            |

|Сумма            |244,01           |                 |44,23            |

|Станд.отклонение |1.52             |                 |                 |

 

      Таким образом, для  данной выборки норма будет  находится в интервале от

10.5 до 13.5. Следовательно, низкий уровень  личностного развития присущ  3-м

консультантам ТД: 5, 19, 20. Высокий уровень самоактуализации выражен у  4-х

консультантов  ТД:  13,16,17,18.  Большая   часть   показателей   телефонных

консультантов находится в норме, т.е. в интервале от 10.5 до 13.5. При  этом

норма в данном случае понимается как состояние объекта в данный момент.

 

      Для определения  статистической нормы по степени  активности   в  целях

сопоставления индивидуальных данных, полученных в процессе  обследования,  с

групповым   распределением   показателей,    зафиксированных    в    выборке

стандартизации, построим следующую таблицу:

      Таблица 8. Построение  статистической нормы для определения  уровня

активности

|№ испытуемого    |Хi (сред.знач.)  |d                |d2               |

|1                |2                |3                |4                |

|17               |7,92             |1,25             |1,5625           |

|13               |7,7              |1,03             |1,0609           |

|9                |7,3              |0,63             |0,3969           |

|2                |7,18             |0,51             |0,2601           |

|7                |6,9              |0,23             |0,0529           |

|20               |6,9              |0,23             |0,0529           |

|18               |6,8              |0,13             |0,0169           |

|12               |6,7              |0,03             |0,0009           |

|3                |6,6              |-0,07            |0,0049           |

|6                |6,6              |-0,07            |0,0049           |

|11               |6,6              |-0,07            |0,0049           |

|15               |6,6              |-0,07            |0,0049           |

|16               |6,6              |-0,07            |0,0049           |

|5                |6,63             |-0,04            |0,0016           |

|8                |6,5              |-0,17            |0,0289           |

|10               |6,5              |-0,17            |0,0289           |

|14               |6,5              |-0,17            |0,0289           |

|1                |2                |3                |4                |

|1                |5,96             |-0,71            |0,5041           |

|4                |5,6              |-1,07            |1,1449           |

|19               |5,5              |-1,17            |1,3689           |

|Сумма            |133,59           |                 |6,51             |

|Станд.отклонение |0,58             |                 |                 |

 

      Для данной выборки  норма будет находится в интервале от 6,09 до  7,25.

Следовательно, низкий уровень активности присущ 3-м консультантам ТД: 1,  4,

19. Высокий уровень самоактуализации выражен у 3-х консультантов ТД: 9,  13,

17. Большая часть показателей  телефонных консультантов  находится  в  норме,

т.е. в интервале от 6,09 до 7,25. При этом норма в данном случае  понимается

как состояние объекта в данный момент.

      Из данного обследования  по выявлению  статистической  нормы  по  таким

личностным качествам, как активность  и  самоактуализация  было  обнаружено,

что: высокий

уровень активности и личностного роста присущ консультантам №№ 13  и  17,  а

низкий уровень у консультантов № 19.

      Для проверки  статистических  гипотез  данного  исследования  возникла

необходимость  применения критерия Хи-квадрат (критерий  согласия  Пирсона).

[Л.Ф.Бурлачук,  С.М.Морозов,   2001,   с.149].   Необходимо   обеспечить   с

определенной вероятностью принятие истинной или отклонение ложной гипотезы.

 

    Таблица 9. Связь уровня  эффективности профессиональной  деятельности и

                     активности телефонных консультантов

|Уровень          |Эффективность    |Неэффективность  |Сумма            |

|активности       |                 |                 |                 |

|Низкий           |0                |3 чел. – 100%    |3                |

|Средний          |14 чел. – 82%    |0                |14               |

|Высокий          | 3 чел. –  18%   |0                |3                |

|Сумма            |17               |3                |20               |

 

 

      Эмпирическое значение  по формуле критерия согласия  Пирсона  равно  40,

при степени свободы,  равной  2.  Данный  показатель  превышает  критическое

табличное  значение Хи2 - критерия Пирсона  при  уровне  значимости  0,01  =

9.21.

      На этом основании  можно сделать вывод о  зависимости  двух  признаков.

Чем  активнее  проявляет  себя  консультант  ТД,  тем   эффективнее   он   в

профессиональной деятельности.

 

 

      Таблица 10. Связь  уровня эффективности профессиональной  деятельности и

личностного роста телефонных консультантов

|Уровень          |Эффективность    |Неэффективность  |Сумма            |

|самоактуал.      |                 |                 |                 |

|Низкий           |0                |3 чел. – 100%    |3                |

|Средний          |13 чел. – 76%    |0                |13               |

|Высокий          | 4 чел. –  24%   |0                |4                |

|Сумма            |17               |3                |20               |

 

 

      Эмпирическое значение  по формуле критерия согласия  Пирсона равно  38,6

при степени свободы,  равной  2.  Данный  показатель  превышает  критическое

табличное  значение Хи2 - критерия Пирсона  при  уровне  значимости  0,01  =

9.21.

      На этом основании  можно сделать вывод о  зависимости  двух  признаков:

чем  выше  самоактуализация  консультанта   ТД,   тем   эффективнее   он   в

профессиональной деятельности.

      Проверка гипотез  показала, что существует взаимосвязь  между  уровнями

активности  и  эффективности,   и   самоактуализации   и   эффективности   в

Информация о работе Профессиональные и личностные качества телефонных консультантов