Профессиональный стресс и профессиональное выгорание работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:17, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека считается стресс. В науке и повседневной жизни много говорят о стрессе, связанном с предпринимательской или административной деятельностью, с потерей работы, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день люди сталкиваются с тем или иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них удается справиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя долго и мучительно переживать его последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стресс и профессиональное выгорание. Понятия и определения
1.1 Стресс
1.2 Выгорание
2 Профессиональный стресс
2.1 Причины, признаки и последствия профессионального стресса
2.2 Основные стрессоры
2.3 Психодиагностика стресса
3 Синдром профессионального выгорания, как следствие стресса
3.1 Основные факторы риска профессионального выгорания
3.2. Симптомы профессионального выгорания
3.3 Экзистенциальные аспекты выгорания
3.4 Профилактика и лечение профессионального выгорания 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

готовая КР Психология управления.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

- Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.

- Критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию - от нескольких недель до нескольких месяцев.

- Хронические стрессоры. Могут длиться годами.

В соответствии с выделенными  видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:

I. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места: перегрузки, однообразная работа; микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность); интерьер, дизайн помещения; организация индивидуального рабочего места; неудобный график работы, сверхурочные; безопасность труда.

II. Факторы, связанные с профессией: понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность); профессиональный опыт, уровень знаний; профессиональная подготовка, переподготовка; возможность проявления творческих способностей; ролевой статус; психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты); социальная ответственность; обратная связь о результатах деятельности.

III. Структурные: управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников); соотношение структуры и функции, целей организации; нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия; специализация и разделение труда; кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное); межличностные отношения с руководством, конфликты.

IV. Личностные: нравственная зрелость и устойчивость; целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность; удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей); фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей; особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.); особенности психического состояния (наличие утомления); особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).

 

 

 

2.3 Психодиагностика  стресса

Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит  контролю за их уровнем, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.

Изменения в результате стресса  проявляются во всех сферах психики. Так, в эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной - восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной - резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере - изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.

Выделяются 6 позиций, типов  личностного реагирования на стресс.

- Честолюбивый тип. В основном это энергичные, подвижные, доминантные, агрессивные, ориентированные на дело люди (менеджеры, управляющие торговых сетей и точек, начальники отделов). Для них характерна сильно выраженная потребность в достижении успеха и ориентация на положительный конечный результат. Причины стресса: перегрузки, большая интенсивность деятельности, межличностных отношений, недостаточное понимание себя. Основные симптомы стресса: бессонница, высокое давление, проблемы с сердечно-сосудистой системой, чрезмерное курение и злоупотребление алкоголем.

- Спокойный тип. Это в основном безмятежные, спокойные люди; ориентированные на прошлое, они мечтательны и малоактивны. Хорошо выдерживают баланс между работой и домом, обладают низкой уязвимостью к стрессу. Причины возникновения стресса для них или другие люди, или профессиональные требования, способные разрушить или внести хаос в размеренное и стабильное течение жизни.

- Совестливый тип . Люди этого типа, как правило мелочны, педантичны, дотошны, догматичны и стабильны, вплоть до консерватизма, обязательны. Соблюдают традиции, исполняют все необходимые формальности и предписания. Безусловно, верят признанным авторитетам. Причины стресса для них кроются в других людях, разрушающих укоренившиеся стереотипы поведения и нарушающие стабильность. Степень уязвимости к стрессам для таких людей характерна средняя, хотя они болезненно чувствительны к малейшим изменениям их привычной жизнедеятельности.

- Неотстаивающий тип. Такие люди не могут ни постоять за себя, ни отстоять свои права и достижения. Они боятся конфликтов и конфронтации, поэтому стремятся избегать межличностных трудностей и обострений в процессе коммуникации, предпочитая угождать другим. Причина стресса для них кроется в их постоянном внутреннем напряжении, возникающим на почве сложных межличностных коммуникаций.

- Жизнелюбивый тип. Сильные, энергичные, жизнелюбивые люди, живущие полноценной жизнью, испытывающие жажду новых впечатлений и событий. Им характерны импульсивность и склонность к риску, частая смена интересов. Причиной стресса для них может послужить рутина, скучная, монотонная работа, чрезмерное внутреннее напряжение, повышающее уязвимость к стрессу.

- Тревожный тип. Люди этого типа обладают очень высокой уязвимостью к стрессу, так как постоянно испытывают волнение и беспокойство, живут ожиданием возможных неудач и потерь. Для них характерно чрезвычайно высокое внутреннее напряжение и одновременно - низкая самооценка. Причины стресса для них - ситуации, вынуждающие их принять на себя ответственность, особенно на работе, резкие изменения в жизни.

3. Синдром профессионального  выгорания, как следствие стресса.

Синдром профессионального  выгорания - проблема, еще не достаточно изученная в России, в связи  с чем проблематика данной темы еще  не получила своего должного рассмотрения. Во многом это было связано с особенностями  отечественного бизнеса, в котором  человек долгое время был отнюдь не на первом месте. Особенно такое  пренебрежительное отношение к  человеку просматривается в сфере  торгового бизнеса на примере  менеджеров-продавцов, продавцов-консультантов  и продавцов, то есть самого низшего  звена сложной организационной  структуры фирмы.

Синдром профессионального  выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных  коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе  «человек - человек».

Выгорание - относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность  и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются  все одновременно, представляя собой  индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той  или иной составляющей процесса, будет  различаться и динамика развития синдрома. Процесс профессионального  выгорания чрезвычайно отрицательно сказывается на деятельности организации  в целом, и каждого отдельного сотрудника в частности, являясь  подчас губительным для существования  учреждения и человека.

 

 

 

3.1. Основные факторы риска профессионального выгорания.

Жертвой синдрома выгорания  может стать любой сотрудник любой фирмы. Начавшись с одного человека, синдром выгорания может, как заразная болезнь, охватить целый отдел, всю организацию. Это связано с тем, что работники, подверженные этому процессу, становятся пессимистами, циниками, у них сильны негативное восприятие и оценка ситуации. Находясь в процессе рабочей деятельности в постоянном взаимодействии с людьми, находящимися под влиянием тех же стрессоров, они способствуют развитию у них тех же симптомов выгорания. В этом заключается основная проблема и опасность синдрома.

Особо опасно выгорание в  начале своего развития, так как  «выгорающий» сотрудник, как правило, не осознает его симптомы и изменения  в этот период легче заметить со стороны. Как и любую болезнь, выгорание легче предупредить, чем  лечить, поэтому важно обращать внимание на определение факторов, способствующих развитию этого явления.

Рассмотрим некоторые  из основных факторов, приводящих к  профессиональному выгоранию менеджеров-продавцов  и продавцов-консультантов торговых компаний. Данный вид деятельности сопряжен с большим эмоциональным  напряжением, сложностью коммуникативных  процессов и когнитивной сложностью межличностного общения.

1) Переживание несправедливости, как фактор выгорания. Ожидание справедливого отношения к себе, своем вкладу в деятельность компании в сравнении с оценкой вклада других работников. У продавцов консультантов, менеджеров, работающих в сфере продаж, часто возникает ощущение, что они вкладывают в процесс продажи, работы с клиентом гораздо больше, чем получают в форме позитивной обратной связи. В отношениях «продавец - покупатель» можно выделить две неравнозначные позиции, что часто приводит к установлению неравноценных отношений, приводящих в свою очередь к возникновению выгорания. Чем больше выражены переживания несправедливости, тем выше уровень профессионального выгорания. Тем чаще сотрудник будет избегать контактов с клиентами.

2) Неудовлетворенность работой, как фактор риска выгорания. Привлекательность работы в организации, организационной культуры являются сдерживающими факторами в процессе развития синдрома выгорания, ориентируют сотрудника более позитивно по отношению к клиентам. При низкой лояльности к собственной компании, она начинает рассматриваться как противник и происходит дистанцирование работника от организации, в которой он трудится. Это фактор риска выгорания часто приводит к прогулам, отгулам, пропускам за свой счет и в конечном итоге может привести к большой текучке кадров.

3) Возраст, стаж работы, карьерные устремления. Можно отметить следующую зависимость стажа и риска профессионального выгорания: чем выше первый, тем ниже второй. При проведении наблюдения был отмечен следующий факт: большой стаж при неудовлетворенности карьерным ростом приводит к неудовлетворенности работой и, как следствие, способствует развитию профессионального выгорания. Следовательно, большой стаж работы должен положительно соотноситься с возможностью карьерного роста во избежание развития выгорания сотрудника. Влияние возрастной составляющей на процесс выгорания неоднозначно.

 

3.2. Симптомы профессионального выгорания.

Симптомы, составляющие синдром  профессионального выгорания, условно  можно разделить на три основные группы:

  1. Психофизические;
  2. Социально-психологические;
  3. Поведенческие.

 

 

1) Психофизические:

- чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно - кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

- возможно, профессиональное выгорание является одной из причин снижения продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

 

2) Социально-психологические:

- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

- постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

Информация о работе Профессиональный стресс и профессиональное выгорание работников