Профессиональный стресс и профессиональное выгорание работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 04:17, контрольная работа

Краткое описание

Одним из главных факторов риска для жизненного успеха, благополучия и здоровья современного человека считается стресс. В науке и повседневной жизни много говорят о стрессе, связанном с предпринимательской или административной деятельностью, с потерей работы, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Жизнь без стрессов невозможна. Каждый день люди сталкиваются с тем или иным проявлением стрессовых ситуаций. С некоторыми из них удается справиться без видимых потерь, другие надолго выбивают из седла, заставляя долго и мучительно переживать его последствия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Стресс и профессиональное выгорание. Понятия и определения
1.1 Стресс
1.2 Выгорание
2 Профессиональный стресс
2.1 Причины, признаки и последствия профессионального стресса
2.2 Основные стрессоры
2.3 Психодиагностика стресса
3 Синдром профессионального выгорания, как следствие стресса
3.1 Основные факторы риска профессионального выгорания
3.2. Симптомы профессионального выгорания
3.3 Экзистенциальные аспекты выгорания
3.4 Профилактика и лечение профессионального выгорания 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Вложенные файлы: 1 файл

готовая КР Психология управления.docx

— 62.85 Кб (Скачать файл)

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

3) Поведенческие:

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

- вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

- руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Симптомы профессионального  выгорания организаций:

- неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года);

- сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени);

- профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства;

- слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании;

- снижение вовлеченности  сотрудников в работу;

- поиск “козла отпущения”;

- антагонистический групповой  процесс и наличие группировок;

- режим зависимости, проявляющийся  в виде гнева на руководство  и проявлении беспомощности и  безнадежности; 

- развитие критического  отношения к сотрудникам; 

- недостаток сотрудничества  среди персонала; 

- прогрессирующее падение  инициативы;

- рост чувства неудовлетворенности  от работы;

- проявления негативизма  относительно роли или функции  отделения.

Как для отдельного работника, так и для организации состояние  профессионального выгорания может  быть неосознанным или неправильно  понятым и оцененным. Собственное  неблагополучное состояние, как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны. В этом состоит главная трудность в своевременном распознавании процесса выгорания и принятия необходимых мер по его преодолению.

 

3.3. Экзистенциальные аспекты выгорания.

Последствия синдрома выгорания  не ограничиваются только профессиональной сферой деятельности и отражаются не только на работе, но могут проявлять  себя в различных аспектах бытия  человека. Негативные переживания людей  с высокой степенью выгорания  связаны с утратой смысла своей  профессиональной деятельности: отчаяние из-за отсутствия результата или равнодушия и непонимания окружающих ведут  к обесцениванию стараний и усилий и потере смысла не только профессиональной деятельности, но и смысла жизни. Подобные переживания бессмысленности существования, бесцельности всего происходящего  окрашивают и определяют всю жизненную  ситуацию человека, влияя на все  аспекты бытия. В результате длительного  пребывания в подобном состоянии  негативных переживаний, человек утрачивает способность радоваться жизни, теряет все, или почти все, составлявшее для него смысл, и обретает только одно - экзистенциальный вакуум. «Выгорающий» человек теряет ощущение смысла жизни, способность к самореализации, личную перспективу.

Понятие наполненности, осмысленности  жизни соотносится с понятием качества жизни. Не просто - сколько  прожить, но главное - как. Неудовлетворенность  качеством жизни может послужить  как причиной, так и следствием выгорания. Под качеством жизни  обычно понимают субъективное удовлетворение, испытываемое в физических, ментальных, социальных ситуациях даже при наличии  дефицитов. Ощущение субъективного  благополучия играет значительную роль как в обеспечении нормального  уровня физического состояния организма, так и для здоровья всего внутреннего  мира личности. В результате исследований менеджеров была установлена связь  между переживанием неблагополучия как неудовлетворенностью качеством жизни и выгоранием. Удовлетворенность жизненными успехами и достижениями, отношениями с другими людьми, самоконтроль связаны с сохранением уверенности и оптимизма в отношении смысла профессиональной деятельности. Чем меньше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений, тем больше удовлетворенность здоровьем и психологическая комфортность (аффективно-мотивационная удовлетворенность).

Синдром выгорания приводит к психическому и физическому  неблагополучию, потере удовлетворенности  качеством жизни, утрате смысла жизни  и профессиональной деятельности. В  результате синдрома выгорания теряется чувствительность к переживаниям других людей, способность сочувствовать  и сопереживать, утрачивается чувствительность к собственным эмоциям и переживаниям. Это приводит к невозможности  эмоциональной отдачи и сопричастности, к трагическому переживанию одиночества, что только усиливает экзистенциальный вакуум, когда человек теряет опоры  внутри себя и во внешнем мире. Когда  нет ничего и никого, на что можно  опереться в трудную минуту, а  все кажется бессмысленным и  бесцельным.

Между тем, способность вчувствоваться и сопереживать представляет собой  некий буфер, препятствующий развитию выгорания. Особенно сильно проявляется  эта связь в отношении редукции личных достижений. Меньше проявляется  склонность занижать значения результатов, больше уверенность в собственной  профессиональной состоятельности. Способность  сопереживать, понимание переживаний  других людей тормозит дегуманизацию  межличностных отношений в процессе коммуникации и препятствует деперсонализации. Эмоциональная эмпатия, сопереживание могут являться дополнительным ресурсом для горения без выгорания.

 

3.4. Профилактика и лечение профессионального выгорания.

Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут  не «выгореть»:

  1. Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
  2. Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма. Это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;
  3. Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению;
  4. Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
  5. Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
  6. Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов;
  7. Перед тем, как помочь кому-то, хорошенько подумайте, действительно ли человек в этом нуждается.

Это основные пункты, которые включает профилактика профессионального  выгорания. Давайте теперь рассмотрим, что делать, если все же человек  начал эмоционально и профессионально  угасать.

Лечение синдрома профессионального выгорания:

  1. Разберитесь в первую очередь с самим собой. Задумайтесь не только о своих целях в жизни и о будущем, а поразмыслите над тем, что вы делаете в данный момент, и к чему вас это приведет.
  2. Постарайтесь проанализировать свою работу со стороны. Посмотрите на ситуацию под другим углом. Мыслите более глобально, рассуждая о том, что вы делаете и для чего.
  3. Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой.
  4. Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей.
  5. Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.

Не существует единой панацеи от синдрома профессионального  выгорания. Несмотря на то, что эта  проблема более чем решаема, этим самым решением нужно целенаправленно  заниматься. Любому человеку нужно  время от времени останавливаться  для осознания, что он делает в  данный момент, куда идет и к чему стремится. Взглянув на свою деятельность со стороны, есть шанс увидеть множество  новых возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Синдром профессионального  выгорания, это процесс, развивающийся  во времени. Начало выгорания лежит  в сильном и продолжительном  стрессе на работе. В том случае, если внешние и внутренние требования к человеку превышают его собственные ресурсы, происходит нарушение равновесия его психофизиологического состояния. Сохраняющийся или усиливающийся дисбаланс приводит к полному истощению имеющихся ресурсов и выгоранию сотрудника.

Причина истощения ресурсов, приводящего к выгоранию - неуправляемый стресс. При отсутствии конструктивных мер по преодолению хронического состояния стресса в профессиональной деятельности, у человека формируется комплекс негативных переживаний, нарушений адаптивных способностей представляющих угрозу, как для его личного здоровья, так и для организации в целом.

Развитие синдрома ведет  к активизации защитных механизмов (копинговых реакций), психологическому отдалению от выполнения профессиональных обязанностей: апатии, циничности, ригидности поведения, снижению значимости достижений и результатов деятельности.

В последнее время жертвами синдрома профессионального выгорания  все чаще становятся не только представители  помогающих профессий: учителя, медицинские  работники, психологи и психотерапевты, социальные работники, но и представители  бизнеса и коммерческих структур. Последствия синдрома негативно  сказываются на деятельности всей организации  в целом.

Если, как было отмечено выше, стресс возникает тогда, когда требования превосходят имеющиеся ресурсы, из этого следует, что необходимо либо видоизменить требования, либо увеличить  ресурсы. Очень часто изменить требования представляется невозможным в силу объективных причин, особенно, если речь идет о младшем звене управленческой цепочки, рядовых сотрудниках организации.

Поэтому чаще всего меры по профилактике или преодолению  стрессовых состояний и синдрома выгорания сотрудников направлены на пополнение, увеличение личных ресурсов субъектов трудовых отношений. Но это  предполагает основательный подготовительный процесс. Профилактические мероприятия  могут быть разработаны только после  того, как проблема распознана и  изучена. На это требуется не только время, но и понимание руководством организаций и предприятий необходимости подобных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. 1. Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст] : Учебное пособие / Т.С.Кабаченко. - М., 2003.

2. Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами [Текст] : Учебное пособие / Т.С.Кабаченко. - СПб., 2003.

3.     Базаров, Т. Ю. Управление персоналом [Текст] : Учебное пособие / Т.С.Кабаченко. - М., 2000.

4.     Каменская, В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности [Текст] : Уч. пос. для студентов вузов / В.Г.Каменская. – М., 2002.

5.     Машков, В.Н. Психология управления [Текст] : Учебное пособие / В.Н.Машков. - СПб., 2002.

6.     Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология [Текст] : Учебное пособие / Л.Г.Почебут, В.А.Чикер. – СПб.: Речь, 2000.

7.     Панасюк, А.Ю. Управленческое общение: практические советы [Текст] : Учебное пособие / А.Ю. Панасюк. — М., 1998.

8.    Шепель, В.М. Управленческая психология [Текст] : Учебное пособие / В.М.Шепель. - М., 2000.

 


Информация о работе Профессиональный стресс и профессиональное выгорание работников