Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:40, курсовая работа
Краткое описание
Целью является профилактика страхов и тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Объект исследования – тревожность и страх подростков. Предмет исследования – проявления страхов и тревожности в подростковом возрасте. Гипотеза нашего исследования предполагает существование различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Содержание
Введение……………………………………………………………… ………3 Глава 1. Теоретический анализ проблемы в проявлении тревожности в подростковом возрасте….. …………………………………………………… 5 Общие понятия тревожности и страхов ………………………….…..5 Специфика возникновения и проявления тревожности и страхов в подростковом возрасте ………………………………………..……… 11
Выводы по первой главе…………………………………………………… 16
Глава 2. Профилактика и коррекция тревожности и страхов……….17 2.1. Определение психотерапии …………………………...……………17 2.2. Методы психологической коррекции ……………..………………18 2.3. Диагностика возрастного развития……………………………… 20 2.4. Особенности профилактики и психокоррекции тревожности и страхов………………………………………………………………………….21 2.5. Организация и методы исследования…………………………………24 Выводы по второй главе……………………………………………………29
Школьная фобия появляется
из-за плохих материальных условий жизни,
недостаточной интеграции семьи в общество
или ближайшее окружение, физического
или психического нездоровья родителей,
супружеских или семейных конфликтов,
отклонений в подходах к воспитанию детей.
В итоге подростки становятся чрезмерно
пугливыми и испытывают трудности в школе.
У подростков, имеющих страхи, появляются
вторичные проблемы-депрессии, нарастает
социальная изоляция, подросток начинает
отставать в учебе. Многие из них боятся,
что одноклассники посчитают их прогульщиками,
лентяями, больными.[13]
1.2 Специфика возникновения
и проявления тревожности и страхов
в подростковом возрасте
Подростковый возраст исследовали
Л.С.Выготский, французский психолог Б.Заззо,
Н.А.Рыбникова, В.Е.Смирнова, И.А.Арямова
и другие. Подростковым принято считать
период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен
не только качественными навыками и полезным
изменениями в организме подростка и в
его окружении, но связан с возникновением
специфических состояний, которые играют
важную роль в период наибольшего развития,
но и опасным звеном. Пубертатный период
знаменуется бурным психофунологическим
развитием и перестройкой социальной
активности ребенка. Мощные сдвиги происходят
во всех отраслях жизнедеятельности ребенка,
делают этот возраст «переходным» от детства
к взрослости.
Подростковый возраст богат
переживаниями, трудностями и кризисами.
В этот период складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты характера,
способы эмоционального реагирования;
это пора достижений, стремительно наращивания
знаний, умений; становление «Я», обретение
новой социальной позиции. Вместе с тем,
это потерь детского мироощущения, появление
чувства тревожности и психологического
дискомфорта. В этом возрасте увеличивается
внимание к себе, к своим физическим особенностям;
обостряется реакция на мнение окружающих,
повышается чувство собственного достоинства
и обидчивость. У подростков развивается
тревожность по поводу и нормы развития,
это связано, прежде всего, с диспропорциями
в развитии, с преждевременным развитием,
и его задержкой. Состояние тревожности
это следствие подросткового кризиса,
который протекает, по-разному и дезорганирует
личность подростка, влияет на все стороны
его жизни.[36]
Тревожные подростки живут,
ощущая постоянный беспричинный страх.
Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг
что-нибудь случится?” Повышенная тревожность
может дезорганизовать любую деятельность
(особенно значимую), что, в свою очередь,
приводит к низкой самооценке, неуверенности
в себе. [22]
Таким образом, это эмоциональное
состояние может выступать в качестве
одного из механизмов развития невроза,
так как способствует углублению личностных
противоречий (например, между высоким
уровнем притязаний и низкой самооценкой.
Тревожные подростки обычно
не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой.
Постоянно испытываемое ими чувство страха
перед неизвестным приводит к тому, что
они крайне редко проявляют инициативу.
Известно, что предпосылкой возникновения
тревожности является повышенная чувствительность
(сензитивность). Однако не каждый ребенок
с повышенной чувствительностью становиться
тревожным. Многое зависит от способов
общения родителей с ребенком. Иногда
они могут способствовать развитию тревожной
личности. Например, высока вероятность
воспитания тревожного ребенка родителями,
осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции
(чрезмерная забота, мелочный контроль,
большое количество ограничений и запретов,
постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого
с подростком носит авторитарный характер,
ребенок теряет уверенность в себе и в
своих собственных силах, он постоянно
боится отрицательной оценки, начинает
беспокоиться, что он делает что – нибудь
не так, то есть, испытывает чувство тревоги,
которое может закрепиться и перерасти
в стабильное личностное образование
– тревожность.
Усилению у подростка тревожности
могут способствовать такие факторы, как
завышенные требования со стороны родителей,
так как они вызывают ситуацию хронической
неуспешности. Сталкиваясь с постоянными
расхождениями между своими реальными
возможностями и тем высоким уровнем достижений,
которого ждут от него взрослые, ребенок
испытывает беспокойство, которое легко
перерастает в тревожность. Еще один фактор,
способствующий формированию тревожности,
- частые упреки, вызывающие чувство вины
(“Ты так плохо вел себя, что у меня заболела
голова”, “Из-за твоего поведения мы с
мамой часто ссоримся”). В этом случае
подросток постоянно боится оказаться
виноватым перед родителями. Помимо перечисленных
факторов страхи возникают и в результате
фиксации в эмоциональной памяти сильных
испугов при встрече со всем, что олицетворяет
опасность или представляет непосредственную
угрозу для жизни, включая нападение, несчастный
случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у подростка усиливается
тревожность, появляются страхи – непременный
спутник тревожности, то могут развиться
невротические черты. Неуверенность в
себе, как черта характера - это самоуничтожительная
установка на себя, на свои силы и возможности.
Тревожность как черта характера — это
пессимистическая установка на жизнь,
когда она представляется как преисполненная
угроз и опасностей. Неуверенность порождает
тревожность и нерешительность, а они,
в свою очередь, формируют соответствующий
характер. Неуверенный, тревожный подросток
всегда мнителен, а мнительность порождает
недоверие к другим. Такой ребенок опасается
других, ждет нападения, насмешки, обиды.
Он не справляется с делом. Это способствует
образованию реакций психологической
защиты в виде агрессии, направленной
на других. Так, один из самых известных
способов, который часто выбирают тревожные
подростки, основан на простом умозаключении:
«чтобы ничего не боятся, нужно сделать
так, чтобы боялись меня». Маска агрессии
тщательно скрывает тревогу не только
от окружающих, но и от самого ребенка.
Тем не менее, в глубине души у них - все
та же тревожность, растерянность и неуверенность,
отсутствие твердой опоры. Также реакция
психологической защиты выражается в
отказе от общения и избежания лиц, от
которых исходит «угроза». Такой подросток
одинок, замкнут, малоактивен.
Интенсивность переживания
тревоги, уровень тревожности у мальчиков
и девочек различны. Это связано с тем,
с какими ситуациями они связывают свою
тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.
И чем старше дети, тем заметнее эта разница.
Девочки чаще связывают свою тревогу с
другими людьми. К людям, с которыми девочки
могут связывать свою тревогу, относятся
не только друзья, родные, учителя. Девочки
боятся так называемых «опасных людей»
- пьяниц, хулиганов. Мальчики же боятся
физических травм, несчастных случаев,
а также наказаний, которые можно ожидать
от родителей или вне семьи: учителей,
директора школы. Отрицательные последствия
тревожности выражаются в том что, не влияя
в целом на интеллектуальное развитие,
высокая степень тревожности может отрицательно
сказаться на формировании дивергентного
(то есть, креативного, творческого) мышления,
для которого естественны такие личностные
черты, как отсутствие страха перед новым,
неизвестным.[29]
Одно из проявлений эмоционально-волевой
деятельности подростков — тревоги и
страхи, которые они испытывают в определенных
жизненных ситуациях. Уровень тревожности
и напряженности характеризует личность
невротика — у него отмечается нестабильность
настроения, эмоционально неадекватные
реакции, страх.
Выводы
по первой главе
Таким образом, понятием «тревожность»
большинство психологов обозначают состояние
человека, которое характеризуется повышенной
склонностью к переживаниям, опасениям
и беспокойству, имеющей отрицательную
эмоциональную окраску.
В большинстве случаев появление
тревожности и страхов, является неправильным
воспитанием родителей дома и учителей
в школе.
Глава
2. Профилактика и коррекция тревожности
и страхов
2.1
Определение психотерапии
Слово психотерапия происходит
от двух слов греческого происхождения:
psyche - душа, therapia - лечение, служение. Не
существует единого определения психотерапии.
Современная терапия, как и многие другие
гуманитарные науки, распадается на множество
школ, которые придерживаются различных
взглядов на цели и задачи психотерапевтической
помощи людям, ее конкретное содержание,
на критерии психического здоровья.
Психотерапия - комплексное лечебное воздействие
с помощью психических средств на психику
больного, а через нее на весь организм,
с целью устранения болезненных симптомов
и изменение отношения к себе, своему состоянию
и окружающей среде.
Айви А.Е. определяет психотерапию,
как процесс исправления, задача которого
сформировать более эффективное мировоззрение.
Завьялов В.Ю. определяет психотерапию
как вид коммуникации между людьми, при
котором создаются условия для решения
проблем, роста и развития.
Смежной, а зачастую и трудно
отделимой от психотерапии областью, является
психологическое консультирование.
Консультирование - совокупность процедур, направленных
на помощь человеку в разрешении проблем
и принятии решений относительно профессиональной
карьеры, брака, семьи, совершенствования
личности и межличностных отношений. (Гронский
А.В., Ласовская Т.Ю., 2003)
2.2
Методы психологической коррекции
Классификация методов психотерапии
представляет значительную сложность.
На сегодняшний день существует примерно
250 видов психотерапии, около 13 из них вошли
в учебники. Существует традиционное разделение
методов психотерапии в зависимости от
лежащей в основе психологической теории.
В соответствии с теоретическим основанием
выделяют:
1. Психодинамический (психоаналитический)
подход.
2. Поведенческий
подход.
. Деятельностный подход.
. Когнитивистский подход.
. Экзистенционально-гуманистический
подход.
. Гештальт-терапия.
. Психодрамма.
. Телестно-ориентированный
подход.
. Психосинтез.
. Трансперсональный подход.
Когнитивная психотерапия.
Теоретической основой когнитивной
психотерапии является когнитивная психология
- это направление исследований получило
развитие в 50-60е гг. Основатель когнитивной
психотерапии Аарон Бек, он использовал
термин "когнитивные схемы" для описания
стабильных когнитивных паттернов (автоматизмов),
через которые интерпретируются ощущения.
Цель терапии - изменить неадекватные
когнитивные схемы. Врач помогает больному
идентифицировать и проверять негативные
мысли, развивать альтернативные и более
гибкие схемы мышления, удерживать новые
когнитивные способности и связанные
с ними новые поведенческие реакции.
Терапия обычно краткосрочная
и структурированная (5-7 недель - до 14 сеансов).
Поведенческая психотерапия.
Теоретической основой поведенческой
психотерапии является бихевиоризм. Предметом
психологии является поведение, а не сознание.
Бихевиоризм отрицает сознание как предмет
научного исследования, т.к. оно не доступно
объективному наблюдению и экспериментальному
исследованию.
За единицу поведения принимается
связь стимула и реакций (Например, слюноотделение).
Таким образом, предметом изучения является
то, что происходит на входе и на выходе
организма.
Методы поведенческой психотерапии
тесно связаны с гипнотерапией, суггестивными
(основанными на внушении) и аутосуггестивными
методами.
Процесс поведенческой психотерапии
является технологичным и высоко структурированным.
(А.В. Гронский, Т.Ю. Ласовская, 2003)
Когнитивная психология рассматривает
подростково-юношеский период с точки
зрения процессов познания. В этом случае
акцент делается на мыслительных процессах.
Жан Пиаже занимался изучением когнитивной
деятельности, его интересовали процессы
мышления, происходящие при понимании
и усвоении новых данных. Он описал возрастные
изменения в структуре мышления детей,
подростков и взрослых.
Психосексуальный подход представлен
работами Зигмунда Фрейда. Он внес значительный
вклад в науку, заострив внимание на сексуальных
влечениях и потребностях. Следование
сексуальным инстинктам и стремление
удовлетворить потребность в любви являются
мощными факторами, мотивирующими поведение
индивида в юности.
При описании проблем подросткового
и юношеского возраста Филипп Райс чаще
всего использует социальный подход. Развитие
и поведение тинэйджеров он рассматривает
в неразрывной связи с картиной современного
общества. Немало внимания уделено жизни
и субкультурам различных молодежных
групп. (Талызина Н.Н., 2012)
2.3
Диагностика возрастного развития
Диагностикой развития называют
систему исследовательских приемов, задача
которых - определение реального уровня
развития, достигнутого ребенком.
При определении реального
уровня развития мы фиксируем плоды развития,
то есть то, что уже созрело и завершило
свой рост. Нам известны такие закономерности
развития, как неравномерность и гетерохронность
(разновременность) созревания отдельных
сторон личности и ее свойств. Поэтому
важно оценить не только то, что уже созрело,
но и то, что еще только созревает. В первую
очередь это, конечно, относится к детям,
ведь очень немногие психические функции
завершают процесс своего созревания
в детском и подростковом периоде. (Реан
А.А., 2003)
2.4
Особенности профилактики и психокоррекции
тревожности и страхов
По мнению А.М. Прихожан, как
профилактика, так и психокоррекционная
работа должна включать 3 взаимосвязанных
направления:
. Психологическое просвещение
окружающих подростка взрослых -
родителей и педагогов, объяснение
им причин и последствий тревожности;
обучение - взрослых средствам преодоления
тревожности у детей (что особенно
важно для родителей, учителей), способам
помощи детям в овладении средствами
преодоления тревожности;
. Непосредственная работа
с подростками.
Профилактическая работа должна
быть направлена, прежде всего, на оптимизацию
тех областей, с которыми связаны "возрастные
пики" тревожности, при психокоррекции,
помимо "возрастных пиков" - на "зоны
уязвимости", характерные для конкретного
ребенка, подростка;