Профилактика и коррекция тревожности и страхов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью является профилактика страхов и тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования – тревожность и страх подростков.
Предмет исследования – проявления страхов и тревожности в подростковом возрасте.
Гипотеза нашего исследования предполагает существование различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Содержание

Введение……………………………………………………………… ………3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы в проявлении тревожности в подростковом возрасте….. …………………………………………………… 5
Общие понятия тревожности и страхов ………………………….…..5
Специфика возникновения и проявления тревожности и страхов в подростковом возрасте ………………………………………..……… 11

Выводы по первой главе…………………………………………………… 16

Глава 2. Профилактика и коррекция тревожности и страхов……….17
2.1. Определение психотерапии …………………………...……………17
2.2. Методы психологической коррекции ……………..………………18
2.3. Диагностика возрастного развития……………………………… 20
2.4. Особенности профилактики и психокоррекции тревожности и страхов………………………………………………………………………….21
2.5. Организация и методы исследования…………………………………24
Выводы по второй главе……………………………………………………29

Заключение..… ……………………………………………………………30

Список литературы………………….……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.89 Кб (Скачать файл)

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.

Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

  Таким образом, вопросы изучения детской и подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии. Среди наиболее злободневных вопросов - выявление причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения.

 

                                             Список литературы

 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1997.-286 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1981.-185 с.
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. –431 с.
  4. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». - Л., 1988.
  5. Большой психологический словарь (Сост. И общ. Ред. Б. Мещяриков, В. Зинченко – СПб.: прайм – Еврознак, 2004. – 672 с. )
  6. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 2000. – 132 с.
  7. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различение понятий//Школьный психолог. – 2004. - №8.
  8. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.; Под ред. А. В. Петровского.-2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
  9. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко – Саранск, 2005.
  10. Добрович Л. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – 240 с.
  11. Дубровина Т. В и др. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. – 225 с.
  12. Захаров А. И. Неврозы у детей. СПб., 1996.
  13. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – 150 с.
  14. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998
  15. Клецина, И.С. От психологии пола – к гендерным исследованиям в психологии / И.С.Клецина // Вопросы психологии. – 2003. - №1. – 243 с.
  16. Ковалёва А. Г. Психология личности, изд. 3. – М.: Просвещение, 1970. – 320 с.
  17. Колесов Д. В. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М., 1986. – 162 с.
  18. Костикова И.В. Основы гендерной педагогики: Программа спецкурса. М., 2001.
  19. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги// Воспитание школьника. – 1990. - № 6.
  20. Крутецкий В. А., Лукин Н. С. Очерки психологии старшеклассника. – М., 1963. – 257 с.
  21. Кузнецов Д. Демобилизующая тревожность// Школьный психолог. – 2005. - № 2.
  22. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги.//Вопросы психологии. - 1963.
  23. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей//Психологическая наука и образование. – 1998. - № 2.
  24. Мусина И. А. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. – М.,1993.
  25. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер с англ. А. Г. Гладкова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 432 с.
  26. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведение: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мат. статистики. – 640 с.
  27. Петровский А. В. Общая психология.- М.: Просвещение. – 1986.
  28. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. № 2. 1998. 235 с.
  29. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000. – 235 с.
  30. Психология современного подростка./ Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987. – 246 с.
  31. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  32. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. –т № 1- 312 с.
  33. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
  34. Реан Л. А. К проблеме социальной адаптации личности. – М., 1996. – 210 с.
  35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  36. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога(Учебное пособие в двух книгах). Книга 1. – М.: ВЛАДОС. 1999.
  37. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – 560 с.
  38. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги . - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.
  39. Степанов С. Беспокойство – его причины и следствия// Школьный психолог. – 2004. - №8.
  40. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высш. Пед. учеб. заведений. – 3 изд., переаб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  41. Теория и методология гендерных исследований. - М., 2001
  42. Тревога и тревожность. Хрестоматия./ Сост. В. М. Астапов. – СПб., 2001. – 146 с.
  43. Фильдштейн Д. Психология современного подростка. – М., 1991. – 250 с.
  44. Ханин Ю. Л. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности. – М., 1980.
  45. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика", 1986.
  46. Хорни К. Тревожность. / Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. 180 с.
  47. Хрестоматия по курсу "Основы гендерных исследований" - М., 2000
  48. Хрипкова А. Г. Мир детства: подросток. – М., 1989. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Опросник Спилберга «Исследование тревожности»

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

Суждения

№п

п

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


 

 

Суждения

№п

п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


 

 

Обработка результатов

1) Определение показателей  ситуативной и личностной тревожности  с помощью ключа.

2) На основе оценки  уровня тревожности составление  рекомендаций для коррекции поведения  испытуемого.

3) Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.

 

КЛЮЧ

СТ

Ответы

ЛТ

Ответы

№№

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

№№

Никогда

Почти всегда

Почти никогда

Часто

 

СТ

ЛТ

1

4

1

3

2

21

4

3

2

1

2

4

1

3

2

22

1

2

3

4

3

1

4

2

3

23

1

2

3

4

4

1

4

2

3

24

1

2

3

4

5

4

1

3

2

25

1

2

3

4

6

1

4

2

3

26

4

3

2

1

7

1

4

2

3

27

4

3

2

1

8

4

1

3

2

28

. 1

2

3

4

9

1

4

2

3

29

1

2

3

4

10

4

1

3

2

30

4

3

2

1

11

4

1

3

2

31

1

2

3

4

12

1

4

2

3

32

1

2

3

4

13

1

4

2

3

33

1

2

3

4

14

1

4

2

3

34

1

2

3

4

15

4

1

3

2

35

1

2

3

4

16

4

1

3

2

36

4

3

2

1

17

1

4

2

3

37

1

2

3

4

18

1

4

2

3

38

1

2

3

4

19

4

1

3

2

39

4

3

2

1

20

4

1

3

2

40

1

2

3

4


 

 

По результатам обследования группы пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

 

 

 


Информация о работе Профилактика и коррекция тревожности и страхов