Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 06:04, контрольная работа

Краткое описание

Исследования последних лет позволили выявить строгую зависимость между уровнем здоровья и профессиональной надежностью человека. Поэтому, первый и самый важный этап профилактики профессиональных деструкций – это здоровый образ жизни. Однако, это сложное понятие часто упрощают, редуцируют до диетических рекомендаций, ежедневных пробежек и рекомендаций по проведению досуга. На наш взгляд, понятие здорового образа жизни смыкается с представлением «культуры себя», который является весьма древним мотивом греческой культуры. Основными принципом такого подхода является постоянное, регулярное, определенное, оснащенное разнообразными практическими методами (обращенных и к телесному и духовному), внимание к себе.

Содержание

Введение
1. Путь становления в профессии ………………………………………….…4
2. Индикаторы успешности …………………………………………...………8
3. Психологическая устойчивость ……………………………………………8
4. Понятие психограммы …………………………………………………..….9
5. Профессиональные деструкции ……………………………………….….15
Библиографический список…………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 61.59 Кб (Скачать файл)
  1. Сенсорно – перцептивные свойства:

устойчивость функций  анализаторов и качества восприятия (зрительного, слухового, тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т. п.);

  • ведущий анализатор меняется в зависимости от специфики выполняемых работ;

в работе специалиста возможны иллюзии со стороны вестибулярного аппарата, визуального и акустического  происхождения, нарушения восприятия времени и пространства;

  • внимание характеризуется необходимостью большого объема, быстрого переключения и распределения в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени.

 

  1. Особенности высших психических функций:
  • особое значение имеет хорошо развитая словесно-логическая долговременная память, т. к. требуется запоминать наизусть на длительный срок самые разнообразные данные: порядок действий в различных ситуациях, порядок действий по работе со спецоборудованием, нормальные показания приборов, позывные радиостанций, правила техники безопасности;
  • работа характеризуется высокой степенью неопределенности, соответственно необходима развитая мыслительная деятельность для решения прогностических задач;
  • способность быстро ориентироваться в новой и незнакомой обстановке, оценить степень важности поступающей информации;
  • способность производить перекодировку показания ряда приборов;
  • хорошо развитое пространственное мышление;
  • способность к быстрой выработке и перестройке сенсомоторных и умственных навыков;
  • хорошая дикция для ведения радиосвязи.
  1. Психомоторные свойства и физические качества:
  • хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;
  • хорошая координация движений, устойчивость к тремору;
  • способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера;
  • способность к быстрым двигательным реакциям;
  • способность к резкой смене вида деятельности.
  1. Личностные особенности:
  • реалистическое мышление;
  • высокий уровень субъективного контроля;
  • эмоциональная стабильность;
  • толерантность к стрессу и фрустрации;
  • средний уровень личностной и ситуативной тревожности;
  • стеничность реакций на сложности и опасность;
  • умение оценить имеющееся в распоряжении время и в соответствии с ним планировать свои действия;
  • активность;
  • умеренная склонность к риску;
  • рассудительность;
  • бдительность;
  • интериоризация особого функционального состояния  организма, дающего возможность адекватного профессионального реагирования на экстремальные условия.
  1. Характеристика эмоционально-волевой сферы.

Ситуации, требующие больших  волевых усилий, возникают регулярно. Степень эмоционального напряжения различна и колеблется в широких  пределах, от умеренного до чрезвычайно  высокого. Это зависит от характера  выполняемой задачи, профессионального  опыта и индивидуальных особенностей спасателя. Вызывает эмоциональное напряжение комплекс причин:

  • состояние готовности и ожидание сигнала, мобилизующего к деятельности;
  • вынужденный темп деятельности, готовность к неожиданным ситуациям;
  • определенный риск, опасность для собственной жизни и жизни пострадавших при неправильных или несвоевременных действиях;
  • воздействие факторов внешней среды, характеризующихся внезапностью и силой воздействия;
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с оказанием помощи пострадавшим, контактом с трупами.
  • Возможны особые психические состояния: фобии, неврозы, психостенический синдром, шоковые психологические травмы, острые стрессовые реакции, посттравматические стрессовые расстройства.

6. Социально-психологические  качества:

  • умение работать в команде;
  • склонность к соблюдению общественных и групповых моральных норм;
  • осознание социальной роли (понимание своих профессиональных функций, целей деятельности и отношение к их реализации);
  • осознание социально-технических и социально-психологических взаимосвязей (логика операционально-технологического функционирования и особенностей работы каждого специалиста и их роль в надежности работы).

Противопоказаниями к  профессиональной деятельности являются:

  • нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость;
  • выраженные акцентуации, психические отклонения;
  • высокая склонность к риску;
  • обостренная реакция на неудачи;
  • алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость;
  • медицинские противопоказания;
  • плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного психологического «портрета» спасателя по многим показателям  весьма близки к средним в популяции. Однако наличие ряда профессионально  важных качеств у спасателей выделяют их из «золотой середины». Так, спасатели  отличаются незначительно повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Они не склонны уклонятся от контактов  с окружающими, умеренно общительны. Принимая решения, они стараются  тщательно проанализировать возможные  варианты развития событий. Им присущи  упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей  деятельности.

Спасатели придерживаются традиционно  мужского стиля поведения с чертами  агрессивности. Агрессивность, реакции  протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при  наличии формального повода. Они  считают себя способными управлять  обстоятельствами своей жизни (внешний  локус контроля). В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно-спасательных работ) отражается нестандартность  подходов к решению стоящих перед  ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, отсутствие склонности к риску.

Высокоуспешным спасателям свойственен положительный фон  настроения, эмоциональная стабильность, высокая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное  впечатление. Их отличает гибкость, способность  менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные профессионалы  отличаются высокой обучаемостью, умением  ориентироваться в незнакомых условиях и принимать правильные решения  в условиях дефицита времени. Они обладают существенно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.

Мотивационная сфера успешных спасателей также имеет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к  успеху, установки на результат труда, мотива стремления к безопасности и  ниже, чем у неуспешных коллег, уровень  мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.

В ходе профессионализации усиливается личностная обусловленность  профессиональной мотивации, характер которой меняется на каждом этапе  становления специалиста. У новичков (стаж до 6 месяцев) ведущими мотивами профессиональной деятельности являются стремление к  безопасности, познание и общение, преобладающими целями – самопознание, достижение высокого социального статуса, личностное самосовершенствование, профессиональное самосовершенствование, обеспечение  безопасности.

У молодых специалистов основные мотивы (стаж от 6 месяцев до 3 лет) –  стремление к познанию и общению, стремление к профессиональному  успеху, доминирующая цель – достижение высоких профессиональных результатов.

В группе опытных специалистов (стаж свыше 3 лет) при сохранении высокой  значимости стремления к познанию и  общению, отмечается высокий уровень  мотивов стремления к безопасности и профессионального успеха. Профессиональная мотивация спасателей изменяется в  направлении усиления мотивов стремления к профессиональному успеху и  самоопределения, а также снятия противоречий между достижением  высоких профессиональных результатов  и безопасности.

Основными целями деятельности успешных спасателей на всех этапах профессионализации являются личностное и профессиональное самосовершенствование, самопознание и достижение высокого социального  статуса. Мотивы и цели профессиональной деятельности чрезвычайно важны для профессионального развития и развития личности в целом. Работа в любой профессии сама по себе, без этических, нравственных начал может способствовать оскудению личности. Л. Толстой писал, что труд при определенных обстоятельствах оказывается нравственно анестезирующим средством вроде курения или вина для «скрытия от себя неправильности и порочности жизни, поэтому само утверждение «я работаю» не так много значит без осмысления того – для чего, для кого?

Возможность кризисов, сбоев  в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место  в жизни человека, является психологической  закономерностью. Кризисы, переломы –  обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств  эти периоды могут проходить  по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они  могут вести к профессиональному  развитию или профессиональной деструкции.

 

5. Профессиональные деструкции

Профессиональное развитие – это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала – не только совершенствование, но и разрушение, деструкция (лат. destructio – разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо). Неблагоприятное протекание профессионального развития внешне может проявиться в снижении производительности труда, работоспособности, трудоспособности человека, а также в негативных изменениях психических качеств человека, в утрате ценностных ориентаций в труде.

А.К. Маркова, на основе обобщения  исследований нарушения профессионального  развития личности, выделила следующие  тенденции профессиональных деструкций:

  • отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
  • дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие – нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;
  • низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
  • рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания);
  • ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления;
  • искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
  • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
  • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

Существует большая группа профессий, работа в которых является фактором риска развития профессиональных заболеваний разной степени тяжести (профессиональные болезни – это заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды). Различают острые профессиональные заболевания и хронические. Наряду с этим, есть профессии, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например: монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и т.д.).

Информация о работе Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности