Профессиональные деструкции
в самом общем случае – это нарушение
уже усвоенных способов деятельности,
разрушение сформированных профессиональных
качеств, появление стереотипов профессионального
поведения и психологических барьеров
при освоении новых профессиональных
технологий, новой профессии или специальности.
Профессиональные деструкции негативно
сказываются на продуктивности труда
и взаимодействии с другими участниками
этого процесса.
Это также изменения структуры
личности при переходе от одной стадии
профессионального становления
к другой. Профессиональные деструкции
возникают и при возрастных изменениях,
физическом и нервном истощении,
болезнях. Переживание профессиональных
деструкций сопровождается психической
напряженностью, психологическим дискомфортом,
а в отдельных случаях конфликтами
и кризисными явлениями. Успешное разрешение
профессиональных трудностей приводит
к дальнейшему совершенствованию
деятельности и профессиональному
развитию личности.
Все многообразие факторов,
детерминирующих профессиональные
деструкции, можно разделить на три
группы:
1. объективные, связанные
с социально-профессиональной средой:
социально-экономической ситуацией,
имиджем и характером профессии,
профессионально-пространственной
средой;
2. субъективные, обусловленные
особенностями личности и характером
профессиональных взаимоотношений;
3. объективно-субъективные,
порождаемые системой и организацией
профессионального процесса, качеством
управления, профессионализмом руководителей.
Деструкции, которые возникают
в процессе многолетнего выполнения
одной им той же профессиональной
деятельности, негативно влияют на
ее продуктивность, порождают профессионально
нежелательные качества и изменяют профессиональное
поведение человека, назовем профессиональными
деформациями.
Рассмотрим психологические
детерминанты деформаций личности, порождаемые
этими факторами. Следует отметить, что
одни и те же детерминанты проявляются
во всех трех группах факторов.
1. Предпосылки развития
профессиональных деформаций коренятся
уже в мотивах выбора профессии.
Это как осознаваемые мотивы:
социальная значимость, имидж, творческий
характер, материальные блага, так
и неосознаваемые: стремление к
власти, доминированию, самоутверждению.
2. Пусковым механизмом
деформации становятся деструкции
ожидания на стадии вхождения
в самостоятельную профессиональную
жизнь. Профессиональная реальность
сильно отличается от представления,
сформировавшегося у выпускника
профессионального учебного заведения.
Первые же трудности побуждают
начинающего специалиста к поиску
«кардинальных» методов работы.
Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования
инициируют развитие профессиональной
дезадаптации личности.
3. В процессе выполнения
профессиональной деятельности
специалист повторяет одни и
те же действия и операции.
В типичных условиях труда
становится неизбежным образование
стереотипов осуществления профессиональных
функций, действий, операций. Они
упрощают выполнение профессиональной
деятельности, повышают ее определенность,
облегчают взаимоотношения с
коллегами. Стереотипы придают
профессиональной жизни стабильность,
способствует формированию опыта
и индивидуального стиля деятельности.
Можно констатировать, что, с одной
стороны, профессиональные стереотипы
обладают несомненными достоинствами
для человека и с другой
являются основой образования
многих профессиональных деструкций
человека.
Но профессиональная деятельность
полна нестандартных ситуаций, и
тогда возможны ошибочные действия
и неадекватные реакции. П.Я. Гальперин
указывал, что «…при неожиданном
изменении ситуации нередко случается,
что действия начинают выполняться
по отдельным условным раздражителям,
без учета фактического положения
в целом. Тогда говорят, что автоматизмы
действуют вопреки пониманию».
4. К психологическим детерминантам
профессиональных деформаций относят
разные формы психологической
защиты. Многие виды профессиональной
деятельности характеризуются значительной
неопределенностью, вызывающей психическую
напряженность, часто сопровождаются
отрицательными эмоциями, деструкциями
ожиданий. В этих случаях вступают
в действие защитные механизмы
психики. Из огромного многообразия
видов психологической защиты
на образование профессиональных
деструкций влияют отрицание,
рационализация, вытеснение, проекция,
идентификация и отчуждение.
5. Развитию профессиональных
деформаций способствует эмоциональная
напряженность профессионального
труда. Эмоциональная насыщенность
профессиональной деятельности, часто
повторяющиеся отрицательные эмоциональные
состояния с ростом стажа работы
приводят к раздражительности,
перевозбуждению, тревожности, нервным
срывам. Такое неустойчивое состояние
психики получило название синдрома
«эмоционального сгорания». Этот
синдром наблюдается у педагогов,
врачей, управленцев, социальных
работников. Более подробно этот
синдром будет рассмотрен ниже.
6. В исследованиях Н.В.
Кузьминой на примере педагогической
профессии установлено, что на
стадии профессионализации по
мере становления индивидуального
стиля деятельности снижается
уровень профессиональной активности
личности, возникают условия для
стагнации профессионального развития.
Очевидно, многолетнее выполнение
профессиональной деятельности
не может постоянно сопровождаться
ее совершенствованием и непрерывным
профессиональным развитием личности.
Неизбежны, пусть временные, периоды
стабилизации. На начальных стадиях
профессионализации эти периоды
недолговременны. На последующих
стадиях профессионализации, у отдельных
специалистов эти периоды могут
продолжаться достаточно долго:
год и более. В этих случаях
уместно говорить о наступлении профессиональной
стагнации личности. Уровни выполнения
профессиональной деятельности при этом
могут сильно отличаться. И даже при достаточно
высоком уровне осуществления профессиональной
деятельности, реализуемой одними и теми
же способами, стереотипно и стабильно,
проявляется профессиональная стагнация.
Развитие профессиональной стагнации
зависит от содержания и характера труда.
Труд монотонный, однообразный, жестко
структурированный способствует профессиональной
стагнации. Стагнация же, в свою очередь,
инициирует образование различных деформаций.
7. На развитие деформаций
специалиста большое влияние
оказывает снижение уровня его
интеллекта. Исследования общего
интеллекта взрослых показывают,
что с ростом стажа работы
он снижается. Конечно, здесь
имеют место возрастные изменения,
но главная причина заключается
в особенностях нормативной профессиональной
деятельности. Многие виды труда
не требуют от работников решения
профессиональных задач, планирования
процесса труда, анализа производственных
ситуаций. Невостребованные интеллектуальные
способности постепенно угасают.
Однако интеллект работников, занятых
теми видами труда, выполнение
которых связано с решением
профессиональных проблем, поддерживается
на высоком уровне до конца
их профессионально жизни.
8. Деформации обусловлены
также тем, что у каждого
человека есть предел развития
уровня образования и профессионализма.
Он зависит от социально-профессиональных
установок, индивидуально-психологических
особенностей и эмоционально-волевых
характеристик. Причинами образования
предела развития могут стать
психологическое насыщение профессиональной
деятельностью, неудовлетворенность
имиджем профессии, низкой зарплатой,
отсутствием моральных стимулов.
9. Факторами, инициирующими
развитие профессиональных деформаций,
являются различные акцентуации
характера личности. В процессе
многолетнего выполнения одной
и той же деятельности акцентуации
профессионализируются, вплетаются в
ткань индивидуального стиля деятельности
и трансформируются в профессиональные
деформации специалиста. У каждого акцентуированного
специалиста свой ансамбль деформаций,
и они отчетливо проявляются в деятельности
и профессиональном поведении. Другими
словами, профессиональные акцентуации
– это чрезмерное усиление некоторых
черт характера, а также отдельных профессионально
обусловленных свойств и качеств личности.
10. Фактором, инициирующим
образование деформаций, являются
возрастные изменения, связанные
со старением. Специалисты в
области психогеронтологии отмечают
следующие виды и признаки
психологического старения человека:
- социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
- нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
- профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Так, у части спасателей
старшего возраста с большим стажем
работы наблюдается заострение личностных
черт, снижение способностей к логическим
операциям, ухудшение внимания, памяти,
скорости и точности двигательных реакций.
Иногда выявляется снижение самокритичности,
требовательности к себе, появляется
ощущение «правомерности» таких
послаблений в отношении к
службе и дисциплине, которые недопустимы
для менее опытных коллег. У спасателей
зрелого возраста (старше 45 лет) часто
обнаруживается маскируемое опытом ухудшение
интеллектуальных и операторских функций.
Исследователи С.П. Безносов,
Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова
отмечают, что в наибольшей степени
профессиональные деформации развиваются
у представителей социономических
профессий, постоянно взаимодействующих
с людьми: врачей, педагогов, психологов,
работников сферы обслуживания и
правоохранительных органов, госслужащих,
руководителей, предпринимателей и
др.
У представителей этих профессий
профессиональные деформации могут
проявляться на четырех уровнях:
1. Общепрофессиональные
деформации, типичные для работников
этой профессии. Эти инвариантные
особенности личности и поведения
профессионалов прослеживаются
у большей части работников
со стажем, хотя уровень выраженности
данной группы деформаций различен.
Так, для врачей характерен
синдром «сострадательной усталости»,
выражающийся в эмоциональной
индифферентности к страданиям
больных. Общепрофессиональные деформации
делают работников одной профессии
узнаваемыми, похожими.
2. Специальные профессиональные
деформации, возникающие в процессе
специализации по профессии. Любая
профессия объединяет несколько
специальностей. Каждая специальность
имеет свой состав деформаций.
Так, у следователя появляется
правовая подозрительность, у оперативного
работника – актуальная агрессивность,
у адвоката – профессиональная
изворотливость, у прокурора –
обвинительность.
3. Профессионально-типологические
деформации, обусловленные наложением
индивидуально-психологических особенностей
личности – темперамента, способностей,
характера – на психологическую
структуру деятельности. В результате
складываются профессионально и
личностно обусловленные комплексы:
- деформации профессиональной
направленности личности: искажение
мотивации деятельности («сдвиг
мотива на цель»), перестройка
ценностных ориентаций, пессимизм,
скептическое отношение к новичкам
и нововведениям;
- деформации, развивающиеся
на основе каких-либо способностей:
организаторских, коммуникативных,
интеллектуальных и др. (комплекс
превосходства, гипертрофированный
уровень притязаний, завышенная
самооценка, психологическая герметизация,
нарциссизм и др.);
- деформации, обусловленные
чертами характера: ролевая экспансия,
властолюбие, доминантность и
др. Эта группа деформаций развивается
в разных профессиях и не
имеет четкой профессиональной
ориентации.
4. Индивидуализированные
деформации, обусловленные особенностями
работников самых различных профессий.
В процессе многолетнего выполнения
профессиональной деятельности, психологического
сращивания личности и профессии
отдельные профессионально важные
качества, как, впрочем, и профессионально
нежелательные, чрезмерно развиваются,
что приводит к возникновению
сверхкачеств, или акцентуаций. Это
могут быть сверхответственность,
суперчестность, гиперактивность, трудовой
фанатизм, профессиональный энтузиазм.
Таким образом, любая профессиональная
деятельность, уже на стадии освоения,
а в дальнейшем при выполнении
профессиональных обязанностей, деформирует
личность. Осуществление конкретных
видов деятельности не требует всех
многообразных качеств и способностей
личности, многие из них остаются невостребованными.
По мере профессионализации успешность
выполнения деятельности начинает определяться
ансамблем профессионально важных
качеств, которые годами «эксплуатируются».
Отдельные из них постепенно трансформируются
в профессионально нежелательные
качества. Одновременно развиваются
профессиональные акцентуации –
чрезмерно выраженные качества и
их сочетания, отрицательно сказывающиеся
на деятельности и поведении специалиста.
Некоторые функционально-нейтральные
свойства личности, развиваясь, могут
трансформироваться в профессионально
отрицательные качества. Результатом
всех этих психологических метаморфоз
становится деформация специалиста.
Библиографический список
- Общая психология. (Учебно-методическое пособие) Под ред. Гамезо М.В. (2007, 352с.)
- Психология труда. (Учебное пособие) Носкова О.Г. (2007, 384с.)
- Психология труда. Конспект лекций. Григорьева М.В. (2006, 192с.)
- Психология управления. (Учебное пособие) Кабаченко Т.С. (2005, 384с.)
- Исследование в психологии: методы и планирование. (Учебник) Гудвин Д. (2004, 3-е изд., 558с.) (Сер. "Мастера психологии")