Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:03, курсовая работа
Психологическое консультирование как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Растет число групповых консультантов и групп, в которых можно получить самую разнообразную по проблематике психологическую помощь и поддержку. Проблематика, с которой обращаются клиенты, чрезвычайно разнообразна.
Введение………………………………………………………………..1
Глава 1 Профконсультирование………………………………………5
Основные направления деятельности практического психолога……………………………………………………...18
История развития профессионального консультирования в России и Зарубежом………………………………………..….25
Профконсультация в истории зарубежной психологии…….25
Профконсультирование в России…………………………….28
Виды профессионального консультирования………………..28
Этические проблемы, возникающие в работе проконсультанта……………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………...30
Библиография………………………………………………………...31
Углубленная психологическая диагностика решает задачи:
- прогнозирования затруднений
в обучении, трудоустройстве и
профессиональной деятельности;
- оценки психологической профессиональной пригодности
к различным типам профессий;
- выявления психологических противопоказаний
к конкретной профессии;
- уточнения оценки нервно-психического
состояния клиента и выявления скрытых
психологических отклонений.
Использование методов углубленной психодиагностики
целесообразно в случаях когда:
- профессиональные интересы и склонности
клиента или слабо выражены, или недостаточно
дифференцированы;
- существует противоречие между профессиональными
склонностями клиента и его представлениями
о своих профессиональных способностях;
- клиент стремится выбрать профессию,
предъявляющую повышенные требования
к человеку;
- консультанту нужна объективная информация
о клиенте, необходимая для оказания ему
психологической поддержки.
Глубинная диагностика предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов клиента, его отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Здесь используются следующие методики: рисуночных метафор «Жизненный путь».
Психокоррекция. Психокоррекционные средства могут включать в себя широкий спектр индивидуальных и групповых техник психологического воздействия, разработанных в рамках различных направлений консультирования и психотерапии: группового и аутотренинга, НЛП и гештальт-терапии, позитивной и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и трансактного анализа. Воздействия могут быть директивными и недирективными, вербальными и невербальными, когнитивными, аффективными и поведенческими. Они могут использовать трансовые, суггестивные, релаксационные и метафорические методы, техники интерпретации, обратной связи, активного слушания, открытых и закрытых вопросов, отреагирования, взгляда из будущего, парадоксальных инструкций, воображения, ассоциаций, «горячего стула», ролевых игр и др. Не исключены при этом и психологические тесты.
Тестирование в целях
психологической поддержки и
психокоррекции может использоваться
для решения следующих задач:
— облегчение установления контакта с
клиентом;
— снижение уровня эмоционального напряжения
клиента;
— получение более глубокой и разносторонней информации
о личности клиента, содержании его проблем,
возможных причинах затруднений;
— выявление скрытых психологических
ресурсов и возможностей личности клиента;
— выбор направления, формы и средств
психологической коррекции;
— предоставление клиенту диагностической
информации в целях коррекции его представлений
и отношений;
— контроль эффективности коррекционных
воздействий.
Формами профконсультирования считаются:
- индивидуальное профконсультирование;
- групповое профконсультирование.
Индивидуальное
Является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требует значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента. Основными недостатками индивидуальных форм являются низкая пропускная способность, особенно связанная с общим информированием и углубленным тестированием, недостаточная практика, узкий круг обсуждаемых проблем и переживаемого опыта.
Групповое профконсультирование.
Групповые формы профконсультирования могут включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка труда, принципов выбора профессии и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. В групповой форме может проводиться психологическое тестирование интересов и способностей. В рамках групповых и тренинговых методов работы следует особо выделить оригинальный подход Николая Сергеевича Пряжникова, основанный на использовании профориентационных игр в консультировании.
Основными целями групповых форм являются:
— интенсификация и повышение
эффективности оказания консультационных
услуг с помощью использования
психологических ресурсов группы;
— увеличение числа клиентов, получивших информационные и консультационные
услуги;
— формирование знаний о психологических
аспектах профессиональной деятельности,
необходимых для повышения эффективности
выбора профессии;
— обучение навыкам выбора, планирования
и реализации профессиональной карьеры,
делового общения и саморегуляции в процессе
профессионального образования и трудовой
деятельности, решения проблем и преодоления
критических ситуаций;
— формирование ценностно-мотивационной
сферы и создание позитивного отношения
к профессиональному выбору, обучению
и трудовой деятельности;
— предоставление условий для оказания
самопомощи и взаимопомощи в решении профессиональных
проблем;
— ориентация на активную самостоятельную
деятельность в процессе профориентации.
Однако групповые формы сложнее организовать,
они требуют соответствующего помещения,
оборудования, продолжительного времени
на подготовку и проведение занятий. Кроме
того, тренинговые занятия противопоказаны
некоторым категориям клиентов, склонных
к возникновению психопатологических
расстройств.
Говоря об этапах профконсультирования нужно отметить, что их количество и последовательность различается в зависимости от цели.
Профориентационное консультирование. При работе с клиентом в целях профориентации специалист осуществляет первичную консультацию на основе интервью и экспресс-диагностики, а в случае необходимости проводит углубленную психологическую диагностику и вторичную консультацию по ее результатам.
Первичная консультация.
Примерный порядок первичной
профконсультации на основе интервью с клиентом и экспресс-диагностики
включает следующую последовательность
действий:
— установление контакта с клиентом;
— снижение уровня нервно-психического
напряжения клиента;
— выяснение проблемы клиента;
— выявление мотивов выбора профессии;
— определение профессиональных интересов
и склонностей;
— ориентация в состоянии здоровья и уровне
квалификации клиента;
— информирование о профессиях;
— сообщение результатов экспресс-диагностики;
— определение возможностей обучения
и трудоустройства;
— составление вместе с клиентом его профессионального
плана;
— оценка необходимости углубленной психологической
диагностики;
— если необходимость выявлена, направление
на углубленную психологическую диагностику.
Углубленная диагностика.
Включает в себя групповое или компьютерное тестирование
интеллектуальных и личностных особенностей
клиентов.
В качестве базовой методики диагностики
интеллектуальных характеристик в профориентации
и в профотборе может выступать тест структуры
интеллекта Амтхауэра, удобный для группового
применения, состоящий из 9 субтестов и
требующий полтора часа времени. Выбор
базового метода диагностики личности
определяется возрастом клиента. Для взрослых
людей можно использовать личностный
опросник MMPI, для подростков — опросник
Личко (ПДО). Тестирование по каждой из
методик требует не менее часа.
Вторичная консультация.
Примерный порядок вторичного
консультирования по результатам углубленного
тестирования в форме индивидуальной
беседы включает следующую последовательность
действий:
— проверка и уточнение результатов тестирования;
— сообщение клиенту о полученных им тестовых
результатах;
— информирование клиента о выявленных
психологических ресурсах, способностях
и возможностях профессиональной деятельности;
— информирование клиента о выявленных
причинах вероятных затруднений в процессе
выбора профессии, профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— предоставление рекомендаций о наиболее
целесообразном направлении профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— при необходимости совместная с клиентом
коррекция его намерений и профессиональных
планов;
— оценка необходимости специализированной
психологической поддержки клиента и
определение наиболее предпочтительных
форм и методов психологической поддержки;
— если необходимость выявлена, направление
на индивидуальную консультацию или групповые
занятия в целях психологической поддержки.
Консультирование при
профотборе. При работе с клиентом в целях профотбора
специалист сразу осуществляет углубленную
психологическую диагностику и последующую
консультацию по ее результатам. Примерный
порядок консультирования по результатам
углубленного тестирования для профотбора
в форме индивидуальной беседы включает
следующую последовательность действий:
— установление контакта с клиентом;
— снижение уровня нервно-психического
напряжения клиента;
— проверка и уточнение результатов тестирования;
— оценка необходимости повторного или
дополнительного тестирования;
— выявление мотивов выбора профессии
и профессиональных планов клиента;
— ориентация в состоянии здоровья и уровне
квалификации клиента;
— определение возможностей обучения
и трудоустройства;
— сообщение клиенту о предъявляемых
профессией требованиях;
— сообщение клиенту о полученных им тестовых
результатах;
— информирование клиента о его способностях
и возможностях обучения и профессиональной
деятельности;
— информирование клиента о причинах
вероятных затруднений в процессе профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— предоставление рекомендации о наиболее
целесообразном направлении профессионального
обучения, трудоустройства и дальнейшей
профессиональной деятельности;
— при необходимости совместная с клиентом
коррекция его намерений и профессиональных
планов.
В случае отрицательного заключения о
профпригодности клиента к выбранной
специальности специалист информирует
о наиболее подходящих типах и классах
профессий в соответствии со склонностями
и способностями клиента и потребностями
рынка труда.
Консультирование с
целью психологической
Примерный порядок индивидуального
консультирования с целью психологической
поддержки включает следующую последовательность
действий:
— установление контакта с клиентом;
— оценка психоэмоционального состояния клиента;
— определение содержания проблемы клиента;
— выявление личностных ограничений;
— определение направления и способов
психокоррекции;
— индивидуальная психокоррекция;
— оценка эффективности коррекционных
воздействий;
— оценка целесообразности групповой
работы с клиентом;
— при необходимости направление клиента
на групповые занятия.
Психологическая поддержка в форме индивидуального
консультирования или групповых занятий
может осуществляться в зависимости от
конкретной проблемы клиента, текущих
результатов, условий работы, профессионального
опыта и стиля работы специалиста-психолога.
Информация о работе Профконсультирование как вид деятельности практического психолога