Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Исследование жизненных стратегий современной российской молодежи является актуальным как для анализа социальных характеристик молодежи, так и для изучения перспектив развития всего общества.
Степень научной разработанности темы. Исследование жизненных стратегий молодежи, ее самоопределения и профессионального выбора находится на стыке многих наук: социологии, философии, экономики, психологии, педагогики и ювенологии. В этом смысле данная проблема относится к числу сложных и многомерных.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования жизненных стратегий и планов молодежи………………………………………………….6
1.1 Теоретические подходы к определению понятий: «жизненные стратегии», «жизненный план»…………………………………………………..6
1.2 Признаки и типы жизненных стратегий…………….....................10
1.3 Жизненный план как механизм достижения жизненной стратегии…………………………………………………………...…………….13
Глава 2. Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)…………………………………………………………………………….15
2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде…………………………………………….……15
2.2 Особенности формирования жизненных планов современной молодежи…………………………………………..……………………………..18
2.3 Типологизация жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ (НПИ)……………………………………………………….19
Заключение…………………………………………...……………...….26
Список используемой литературы…………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.55 Кб (Скачать файл)

Проведенный анализ различных точек  зрения, сложившихся в отечественной  науке, позволяет сделать вывод, что понятие «жизненная стратегия» трактуется, по меньшей мере, в двух значениях:

  • в широком смысле - как своеобразная система перспективного ориентирования личности в своем жизненном мире, включая в себя сознательные и поведенческие характеристики, которые необходимы и достаточны для формирования и реализации будущей жизни;
  • в узком смысле - как устойчивая совокупность перспективных ориентаций относительно своей индивидуальной жизни, локализованных в сознании личности и трансформирующихся в систему ее поведенческой готовности.

Исходя из вышесказанного, ряд исследователей проблем формирования и реализации «жизненных стратегий» в социологии молодежи предлагают обозначить следующие  ключевые аспекты этого понятия: во-первых, определение границ и  конструирование индивидом собственной  повседневности в рамках более долгосрочного  целеполагания и целереализации; во-вторых, ранжирование и выбор  индивидом определенных идентичностей  и постигаемых статусов, жизненных  форм и культурных стилей; в-третьих, постоянная корректировка основных личностных параметров образа жизни  в соответствие с изменением социокультурных  условий - с одной стороны, с другой - с осуществленным личностным долговременным выбором ориентира собственной  жизнедеятельности [10].

 

    1. Признаки и типы жизненных стратегий

Наиболее распространенные типы стратегий, встречающиеся в повседневной жизни, выделяются по ряду институциональных признаков: социально-экономическому положению, способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов, системе регуляции и контроля, социальному характеру (коллективной ментальности), профессиональному этосу. В совокупности эти признаки образуют комплексный критерий социологической типологизации жизненных стратегий. Его содержание определяется характером социальной активности личности. Рецептивная ("приобретательская") активность является основой стратегии жизненного благополучия и ее аномальных форм - потребительско-накопительской, паразитарно-эксплуататорской и др. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает мотивационная ("достиженческая") активность, рассчитанная на общественное признание (примером служит предпринимательство). Наконец, для стратегии самореализации характерна творческая активность, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию). Специфика выделяемых нами типов стратегии зависит от содержания представленных в них, элементов [10].

Выделенные типы жизненных  стратегий имеют множество модификаций. Так, стратегии жизненного благополучия можно разделять по способу достижения на стратегии индивидуального и группового благополучия, по целевому назначению - на стратегии возрастающего и сбалансированного благополучия, по форме проявления - на стратегии одномерного и многомерного потребления. Стратегии жизненного успеха дифференцируются в зависимости от предметной направленности на стратегии личного и социального, в том числе профессионального успеха, конструктивного и деструктивного успеха [1].

Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем  социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций - идеалов и верований. Можно предположить, что выбор жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою). Так, в современном обществе широкой популярностью пользуются стратегии жизненного успеха. Они в наибольшей степени соответствуют господствующему в нем духу индивидуализма, суверенитету личности, свободной конкуренции, плюрализму. В таком обществе всемерно поощряются разнообразные формы активности, личная инициатива и предприимчивость.

Стратегии жизненного благополучия имеют наибольшее распространение  в традиционных и кризисных обществах. Они предполагают такие условия, как низкий уровень развития производства и сферы услуг, углубляющийся экономический кризис, отсутствие демократических традиций, авторитарные формы управления. Стратегии самореализации распространены в индустриальных и постиндустриальных обществах [10].

С социокультурными институциональными изменениями, определяющими степень  социальной адаптивности индивида, связывает  в своей работе тип стратегического  поведения Д. Ю. Чеботарева. Используя  интегративный критерий характера  и степени социальной активности индивида, выделяется несколько типов жизненных стратегий:

  • рецептивная («приобретательская») активность, (основа стратегии жизненного благополучия, включая аномальные потребительско-накопительные формы);
  • мотивационная («достиженческая») активность, (стратегия жизненного успеха, рассчитанная на общественное признание);
  • творческая активность, (стратегия самореализации, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию или непризнанию) [13].

Носителями разных стратегий  являются представители разных групп  и слоев. Социальной базой стратегии успеха выступают средние слои, научно-техническая интеллигенция, предприниматели, руководители, политические деятели. Стратегия жизненного благополучия характерна для маргинальных слоев и лиц, занимающихся преимущественно физическим трудом. К сторонникам стратегии самореализации надо отнести гуманитарную интеллигенцию, деятелей литературы и искусства, духовенство [1].

 

1.3 Жизненный  план как механизм достижения  жизненной стратегии

 Как считает Эрик  Берн, судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует свою жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила дает ему свободу осмысливать, если надо их отстаивать или бороться с планами других. Даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом, то и тогда вся его жизнь будет свидетельствовать о постоянной борьбе. Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и в страхе. Для большинства из них это большое несчастье. Только родные и очень близкие их друзья могут понять, что жизнь такого человека проходит в борьбе. В большинстве случаев он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя.

Каждый человек еще  в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение  человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком  будет его супруг (супруга), сколько  в их семье будет детей и  т.п. В жизни, однако, может случиться  не так, как человек хочет, но главное  в том, что он очень желает, чтобы  его мечты сбылись.

Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве и в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора [3].

Ю.А. Зубок определяет жизненные  планы как «идеализированное  отражение будущего жизненного пути вступающих в жизнь молодых граждан. Жизненные планы и цели — это  обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий в отношении будущего социального положения» [5].

Ю. В. Лунина отмечает, что выявление  жизненных стратегии молодежи предполагает учет как внешних факторов, влияющих на изменение жизнедеятельности  молодежи, так и внутренних, проявляющихся  в виде жизненных планов и ценностных ориентации. Вместе с тем, с одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого человека, так и степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь 
в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, что, в конечном счете, также отражается 
на социальном облике молодежи [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА ПРИМЕНЕНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА В ИЗУЧЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ И ПЛАНОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЮРГТУ (НПИ)

 

2.1 Анкетный опрос как социологический метод исследования образов будущего в молодежной среде

Анкетный опрос — один из основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Анкетный опрос широко используется в социологии, психологии, педагогике, др. областях науки и практики (напр., в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца).

Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом, т.е. «отвечающим», от лат. гезропзаге — отвечать), которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы [15].

Анкета (синонимы: вопросник, опросник, опросный лист) — разрабатываемый исследователем инструментарий анкетный опросник  включающий: а) указание организации, проводящей анкетный опрос, и его цели; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но не обязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели анкетного опроса и его адресата. Объем анкеты варьирует от 2 — 3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. Анкеты малого объема линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации.

В зависимости от числа  одновременно опрашиваемых, анкетный опрос  может быть групповым или  индивидуальным. По процедуре анкетного  опроса  может быть очным (анкетер  сам раздает и собирает анкеты; может присутствовать при заполнении) или заочным. Из заочных форм чаще прибегают к почтовому анкетному опросу  (рассылка и возвращение анкет по почте) и прессовому анкетному опросу   (респонденты вырезают опубликованную в периодическом издании анкету, заполняют и отсылают исследователю). Кроме того, анкетный опрос может быть анонимным или персонифицированным (первый побуждает респондента к большей откровенности) [16].

Надежность данных анкетного опроса  зависит от множества факторов, в числе которых:

  • распространенность анкетного опроса  в обществе;
  • правильный выбор адресата;
  • умение мотивировать респондента;
  • соответствие анкетных вопросов цели и задачам исследования (при этом вопросы, стоящие перед исследователем, должны быть переформулированы в те, которые он предлагает респонденту);
  • соблюдение правил построения опросника, учитывающих эффект научения (вначале помещают относительно простые фактологические вопросы, затем — касающиеся мнений и оценок и вновь простые, обычно демографического характера, позволяющие получить сведения о респонденте); т.н. «паспортичка»;
  • понятность указаний по заполнению и возвращению анкеты;
  • четкость, понятность, доступность формулировок вопросов и ответов; недвусмысленность всех эталонов измерения (по времени, частоте, степени выраженности и пр.);
  • полнота и сбалансированность списка предлагаемых ответов;
  • использование разных типов вопросов — открытых и закрытых, прямых и косвенных, личных и безличных, вопросов-фильтров, контрольных;
  • отсутствие намеков на желаемый ответ [15].

Надежность результатов  анкетного опроса  проверяется  повторением процедуры на той  же группе или использованием других методик — анализом документов, наблюдением, опросом экспертов  и т.д.

К достоинствам анкетного  опроса  относятся:

  • сравнительная экономичность;
  • возможность охвата больших групп исследуемых;
  • применимость к самым различным сторонам жизни людей;
  • хорошая формализуемость результатов;
  • минимум влияния исследователя на опрашиваемого.

Анкетный опрос несвободен от недостатков (самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения).

Кроме того, при заочных  опросах остро встает проблема сбора  заполненных анкет. Для улучшения  возврата анкет пользуются разными  способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением  в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т.д. [16].

Информация о работе Процедура применения анкетного опроса в изучении жизненных стратегий и планов студенческой молодежи ЮРГТУ