Процесс самообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:47, контрольная работа

Краткое описание

Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.
Самообразовательная деятельность — исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самообразованием. И это обязанность всех без исключения людей.

Вложенные файлы: 1 файл

контр.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек должен постоянно и непрерывно развиваться  повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Помогает осуществлять это самообразование.

        Самообразование  — целеустремленная работа человека  по расширению и углублению  своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

       Самообразовательная  деятельность — исключительно  нужная плодотворная форма развития  социальных и профессиональных  качеств личности. Благодаря самообразованию  обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самообразованием. И это обязанность всех без исключения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ

       Самообразованием занимаются практически  все люди, однако его объем  и характер может быть не  у всех одинаков. Многое здесь  зависит от индивидуальных особенностей  человека, конкретных условий его  жизни и деятельности.

       Личность, обладающая высокой культурой,  исходит из того, что от нее  требуются всесторонние знания  о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего  вокруг. Ей не обойтись без  серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

      Конечной целью педагогического  самообразования все чаще становится  приобщение к творческому поиску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необходимости своего самосовершенствования.

     Для  обеспечения целеустремленности  и систематичности занятий по  самообразованию опытные люди  составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очередность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а следовательно - дольше и хуже.

      Главный инструмент духовного развития человека - чтение. Общение с книгой - это заочное общение с мудрейшими людьми мира.

      В наш век возрастающего количества  печатных изданий и необходимости  их своевременного изучения остро  встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой - глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к книгам подходят дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углубленным и скоростным.

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПУТЬ КУЛЬТУРНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Генри Форд говорил, что если захочет погубить конкурентов, то даст им побольше узких специалистов. И этот парадокс объясним. Ведь технарь — это узкий специалист сферы создания и обслуживания техники — значит, не способен творчески мыслить, человек, лишенный широкого взгляда, соприкасающего идеи общекультурного кругозора, расширяющего восприятие, лишенный методологической гибкости и зрелости, позволяющих одолевать неизбежные тупики мысли.

Под названием  «технарь» подразумеваются не работники  технических профессий, а исполнители  в любой деятельности, замкнутые  в чисто технологических интересах  своего дела — будь то электроника, медицина или поэзия.

Технарь — это  выросший закоренелый школяр, оснащенный профессионализмом. Он обречен на исполнительство. В конце концов, как бы он ни старался, ему не выйти из роли винтика в  технологическом процессе. Технарь  — раб технологии, именно поэтому он принадлежит не Культуре, а производству, профессии в узком смысле слова.

Потребность в  широко образованных людях вызревала  исподволь.

Развитие специализированных типов сознания без ответа на основные жизненные, бытийные вопросы, тонкая прагматика жизни без ее философии на определенных этапах начинает тормозить общественное развитие в целом даже искажать его.

Общие, бытийные категории: я и мир, человек и  время, я и ближние, человечество и мир, молодость и старость, детство  и старость, детство и зрелость, долг и право, культура и личность — без осмысления их нет ни подлинной культуры, ни живой личности.

Самообразование все чаще направляется в сферу  приобретения и уточнения наших  общих идей, преодоления профессиональной замкнутости.

Понимание и  оценка Культуры — составляющая любого творчества; огромная часть творчества — непрерывное пополнение и обновление своего информационного багажа; это движение в Культуре и вместе с Культурой. Творчество подразумевает в своем составе самообразование творца, его постоянные познавательные усилия; работоспособность творца и есть его пребывание в гибкой познавательной форме; без самообразования нет и собственно творчества .Самообразование универсально — оно есть часть любой работы; уча людей самообразованию, мы приближаем их к творчеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗРАСТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его  мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования. Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно  заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все. Так вот, самообразование — постоянный процесс, уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ И ГЕРОНТОЛОГИЯ

Старость, пожилые  годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью  интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов.

Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КАТАРСИС

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис. Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу. Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей. Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего  разумно посмотреть на катарсис с  более общих позиций и увидеть  в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис —  одна из высших кульминационных точек  всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности. В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя-наличного, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Катарсис —  точка, в которую сходятся многие линии движения интеллекта и чувственных потрясений, помноженных на социокультурные импульсы, точка преображения духа, бескорыстного возвышения души, обретаемого в Культуре и через взаимодействие с Культурой.

Это — одна из открытых строительных площадок личности, то состояние мировой разомкнутости, в котором человек может совершить головоломный рывок внутреннего роста.

И один из спасительных даров катарсиса — его способность  вытеснять из нашей жизни разрушительные отрицательные эмоции и замещать их эмоциями положительными, созидательными.

Элементы катарсиса  — духовного очищения — содержатся в любой созидательной интеллектуальной деятельности. В познании — в  высокой степени, — особенно постольку, поскольку познание содержит в себе элемент сопереживания гению. Тут  катарсис не трагический, а светлый.

В слово «самообразование»  мы вкладываем два разных смысла. Во-первых, самообразование как самостоятельное  овладение знанием, в этом случае слово синонимично «самонаучению», «самообучению». Это — узкий, более  практический смысл. Во-вторых, мы понимаем самообразование в более широком, гуманистическом смысле как образование себя, то есть строительство, сознательное созидание своей личности, и такое употребление будет ближе слову «самосозидание». Во втором смысле «я» впитывает не столько узко понимаемое конкретное знание, информацию, сколько приобретает и впитывает всю созданную человечеством культуру, вступает с нею в разнообразные взаимоотношения, вырабатывая и обретая в сложном диалоге творческие и этические качества.

Самообразование в своем первом, более узком смысле, становится частью и основанием самообразования в широком, психологическом и культурологическом смысле.

Самообразование — деятельность постижения Культуры, приобщения к ней. В диалоге с  Культурой человек совершенствует свой интеллект, память, меняет всю структуру своей личности. Собственно говоря, цель самообразования и состоит в этой самосозидающей работе. Тут соединяются две задачи и две деятельности. Без одной из них неполна, а зачастую и невозможна другая: без самообразования нет саморазвития, а без саморазвития — самообразования.

Самообразование есть творческая работа по развитию своей  личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания.

Самообразование являет собой важную составляющую творческо-преобразовательной, духовной деятельности человека, один из механизмов превращения репродуктивной деятельности в продуктивную.

Таким образом, самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое  сопутствует ему всегда.

В современной  культурной ситуации самообразование  может предопределять социокультурную  независимость и самостоятельность  личности. Сам феномен самообразования  порожден кризисом мировой образовательной  системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Самообразовательная деятельность  — исключительно нужная плодотворная  форма развития социальных и  профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется  ее интеллектуальный потенциал,  повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Вот почему необходима упорная систематическая работа над своим самообразованием. И это обязанность всех без исключения людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. Психология и педагогика СПБ, Питер, 2003;
  2. Змеёв С.И. Основы андрогогики. М. Наука 1999;
  3. М.Л. Князева Ключ к самосозиданию. М.: Мол. Гвардия, 1990 – С.32–33;
  4. Немов Р.С. Психология. М. Просвещение 1999;
  5. Рогов Е.И. Общая психология М. 1995;
  6. Психология и педагогика под редакцией К.А. Абульхановой и др. М 1996;
  7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. М.Владос 1999;
  8. Цукерман Т.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 1995, - 288с.

Информация о работе Процесс самообразования