Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:28, контрольная работа
Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.
Введение………………………………………………………………….…….3
1.Типичные положительные психические состояния человека……………4
2.Отрицательные психические состояния…………………………………..7
3.Тест……………………………………………………………………….….11
Заключение…………………………………………………………………....12
Список литературы……………………………………………………….…..15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Психология и педагогика
Тема 5 . Психические состояния человека
Факультет Экономики
Личное дело №
План работы
Введение…………………………………………………………
1.Типичные положительные
психические состояния человека
2.Отрицательные психические состояния…………………………………..7
3.Тест………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.
Понятие «психологическое
состояние» как специфическая
Психологические состояния — важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они — простые психологические и сложные психические состояния — являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.
Психическое состояние человека
Чтобы рассмотреть тему моей контрольной работы, то необходимо прежде всего рассмотреть такой вопрос, как что же такое психическое состояние человека.
Психическое состояние-это
один из возможных режимов
Наряду с психическими процессами
и свойствами личности состояния являются основными
классами психических явлений, которые
изучает наука психология. Психические
состояния влияют на протекание психических
процессов, а, повторяясь часто, приобретя
устойчивость, могут включиться в структуру
личности в качестве её специфического
свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические,
физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы
состояний можно встретить понятия разных
наук (общей психологии, физиологии, медицины,
психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные
трудности для исследователей, занимающихся
данной проблемой. В настоящее время не
существует какой-либо единой точки зрения
на проблему состояний, так как состояния
личности можно рассматривать в двух аспектах.
Они являются одновременно и срезами динамики
личности, и интегральными реакциями личности,
обусловленными её отношениями, поведенческими по
Наряду с психическими
состояниями отдельного человека существуют
и «массовидные» состояния, то есть
психические состояния
Психические состояния человеческих общностей характеризуются целым рядом признаков, не свойственных вообще или свойственных в меньшей степени состояниям индивида; массовидность; ярко выраженный социальный характер; большая политическая значимость в жизни общества; «заразительность», то есть способность к быстрой иррадиации (распространению); «эффект группы», то есть увеличение силы и значения состояний людской общности; информативность, тенденция к закреплению.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.
Каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность ─ неуверенность, активность ─ пассивность, фрустрация ─ толерантность и т. д.).
В зависимости от влияния на личность, психические состояния человека делятся на: положительные и отрицательные, стенические и астенические.
Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта, (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.
Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей, как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т. д. [Психология и педагогика (Радугин А.А.) стр.110-112]
1.Типичные положительные психические состояния человека
Возникновение и протекание психических состояний человека зависят от его индивидуальных психических и нейрофизиологических качеств, предшествующих психических состояний, жизненного опыта (в том числе профессионального), возраста, физического состояния, конкретной ситуации и т.д.
Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Аргайл и др. выделили 3 группы факторов положительных эмоциональных состояний, такие как полнота переживаний и их глубина; успех; чувство привязанности к людям. Полнота переживаний имеет много общего с "пиковыми переживаниями" или "моментами наиболее полного ощущения счастья и самореализации" (Маслоу). Это состояние характеризуется как полная вовлеченность, погруженность в какую-либо деятельность - трудовую или досуговую. Источником этой вовлеченности является равновесие между сложностью деятельности и умениями человека. Если проблема, которую предстоит решить, слишком сложна, появляется чувство беспокойства, если слишком проста, то чувство скуки.
Положительно окрашенное эмоциональное состояние влияет на протекание практически всех психических процессов и поведение человека. Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека. Радость считается противоположной грусти, печали. Радость может отделяться от удовлетворения и удовольствия и даже противопоставляться им. Радость, как более «высокое» чувство, в противопоставлении «душа» — «тело» связывается с душой, а удовольствие, как всего лишь «ощущение, реакция» — с телом.
Счастье — психологическое
состояние, при котором человек
испытывает удовлетворенность собственным
бытием, внутренняя гармония. Разделяются:
эпизодическая
Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая, самоотверженная привязанность к другому человеку или объекту.Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена. Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным человеку.Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.
В учебной и профессиональной деятельности положительными психическими состояниями являются: профессиональная заинтересованность, творческое вдохновение и решительность.
Профессиональная заинтересованность
Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.
Глубокий, обоснованный,
общественно и личностно мотиви
Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профессиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.
Но следует отметить, что во избежание узкого профессионализма, для предотвращения профессиональной деформации личности состояние профессиональной заинтересованности должно сочетаться и протекать на фоне любознательности как направленности человека на получение знаний в различных областях культуры и жизни вообще, так и общей интеллектуальной отзывчивости. В свою очередь, любознательность здесь будет выступать и в качестве черты личности, и в качестве активного личностного психического состояния, выражающего потребность в ориентировке и связанного с избирательным отношением к действительности.
Творческое вдохновение
Разнообразие и творческий
характер профессиональной деятельности
делают возможным возникновение
у работника психических
Важное значение для эффективности
профессиональной деятельности имеет
психическое состояние
Решительность
Во многих профессиях
важную роль играет решительность как
психическое состояние