Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:29, реферат
Психическое состояние – временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние – текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.
Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.
Темперамент – это индивидуальные свойства психики,
определяющие динамику психической деятельности челове-
ка, особенности поведения и степень уравновешенности ре-
акций на жизненные воздействия.
Немецкий психиатр Эрнст Кречмер выводил темпера-
мент из особенностей телесной конституции. Левитов рас-
сматривал развитие личности как преодоление темперамента
характером. Рубинштейн видел в темпераменте природу ха-
рактера. По Л.С. Выготскому, темперамент есть наличная
предпосылка, а характер – конечный результат воспитатель-
ного процесса). По мысли Б.М. Теплова, темперамент прояв-
ляется в эмоциональной возбудимости, сильном выражении
чувствования и быстроте движения.
Физиологической основой темперамента является ней-
родинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение ко-
ры и подкорки. И.П. Павлов: 3 критерия – сила, уравновешен-
ность, лабильность коры (табл. 3).
1. Сильный, уравновешенный, подвижный – живой тип
(сангвиник).
2. Сильный, уравновешенный, инертный – спокойный,
медлительный тип (флегматик).
3. Сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбу-
ждения над торможением – возбудимый, безудержный тип
(холерик).
4. Слабый тип (меланхолик).
Темперамент |
Сангвиник |
Флегматик |
Холерик |
Меланхолик |
Характеристика
|
энергичность, продуманная реакция на со- бытия, кор- ректность в общении, пла- стичность по- ведения, легкое приспособле- ние к изме- няющейся об- становке
|
внешнее спокойствие, заметная медлитель- ность с не- выразитель- ными мими- кой и жестами, легкая адап- тация к мо- нотонности, основатель- ность в при- нятии реше- ний, речь однообраз- ная и мед- ленная
|
легкая сме- на настрое- ния, откры- тое прояв- ление резкости и вспышек эмоций; разговор быстрый, движения резкие
|
легкая ра- нимость, постепен- ное вызре- вание чувств, зна- чительное влияние настроения на качество деятельно- сти; пред- почтение слушать других, со- переживать
|
Психические состояния – это временные целостные
состояния психики человека, влияющие на протекание пси-
хических процессов и проявление свойств личности. К пси-
хическим состояниям относятся: подъем, воодушевление,
бодрость, уверенность, решительность, неуверенность, тос-
ка, печаль и другие. Влияние внешних воздействий на пове-
дение зависит от его психического состояния, которое, в
свою очередь, обуславливает психические процессы и прак-
тические действия.
Это имеет большое значение именно в рамках в правоох-
ранительной деятельности. Юристу важно учитывать особенно-
сти психических состояний всех участников правоотношений.
Можно выделить следующие существенные психические
состояния:
• личностные и ситуативные (первые характерны для
конкретного человека, вторые обусловливаются данной си-
туацией – временной или длительной);
• глубокие и поверхностные;
• положительно или отрицательно действующие на чело-
века (например, апатия действует угнетающе, вдохновение
вызывает подъем сил);
• продолжительные и короткие;
• осознанные и неосознанные.
Особенности состояний зависят, прежде всего, от психи-
ческих свойств личности, мотивации, силы или слабости
нервной системы. Опасности, перегрузки, превышающие воз-
можности людей, лишения, сложность решаемых задач, необ-
ходимость крайнего напряжения всех сил могут порождать
различные психические состояния, затрудняющие деятель-
ность работников правоохранительных органов и препятст-
вующие достижения ее целей. К таковым можно отнести: фру-
страцию, беспокойство, тревогу, неуверенность, боязнь, по-
давленность, отчаяние, апатию, чувство неуверенности и т. д.
Фрустрация – эмоция переживания неудачи; психиче-
ское состояние человека при возникновении реальных или
воображаемых преград на пути к цели, которые он оценивает
как сложные или непреодолимые. Возникшие при этом труд-
ности и препятствия не позволяют индивиду осуществить
свои намерения и
ловия и порождают состояние фрустрации. Типичные формы
фрустрации: стеническая (гнев, агрессия, раздражение, уси-
ления активности и настойчивости) и астеническая (чувство
бессилия, апатия, подавленность, неуверенность, боязнь). Си-
ла и длительность фрустрации зависят от значимости цели,
величины и характера преград, мотивов поведения и индиви-
дуальных особенностей личности, а также проводимой воспи-
тательной работы.
Психическая напряженность – это разновидность широко-
го класса состояния человека в трудных (стрессовых) ситуаци-
ях. Будучи особым психическим состоянием, она является
следствием непроизвольной, преимущественно эмоциональ-
ной реакции на самые разнообразные трудности. Поэтому вы-
зывается не только ситуацией опасности, риска, но и необыч-
ностью обстановки, возрастанием ответственности, необходи-
мостью выполнения задачи, связанной с большими
препятствиями. С этой точки зрения можно выделить не-
сколько форм напряженности:
Перцептивную, возникающую в случае больших затруд-
нений и ошибок в восприятии необходимой информации.
Интеллектуальную, когда весьма понижаются умствен-
ные способности, и человек не может найти способ решения
или выход из критической ситуации. Эмоциональную, когда
возникают эмоции и чувства, которые могут не только активи-
зировать, но и дезорганизовать деятельность.
Волевую, когда человек не может проявить сознательное
усилие и овладеть собой.
Мотивационную, связанную с борьбой мотивов, напри-
мер, продолжать активно выполнять долг или же уклониться
от опасности и риска.
Усталость. Условия правоохранительной деятельности,
как правило, оказывают длительное влияние на сотрудника.
Даже вне рабочей ситуации личный состав правоохранитель-
ных органов может быть подвержен, например, воздействию
угрозы нападения или даже уничтожения. Длительность фак-
тического или ожидаемого воздействия опасных и сильных
раздражителей является большой нагрузкой на психику и
нервную систему.
Интенсивность внешних воздействий, особенно в рамках
оперативной работы, необходимость длительно напрягать все
свои силы, огромная значимость происходящего могут при-
вести к утомлению нервных центров и психологическому ис-
тощению. Корковая клетка, как писал И.П. Павлов, «владеет
высшей реактивностью, а, следовательно, стремительной
функциональной разрушаемостью, быстрой утомляемостью».
Утомление нервных центров ведет к нарушению нормального
взаимоотношения процессов возбуждения и торможения,
причем начинает преобладать тормозной процесс.
Очень губительными для сотрудников правоохрани-
тельных органов и потому очень важными для изучения яв-
ляются такие психические состояния, как страх и паника.
Страх и паника имеют много причин как субъективного (уро-
вень мотивации, эмоционально-волевой устойчивости, мас-
терства и т.д.), так и объективного порядка (характер обста-
новки, сложность задач и т.д.). Они проявляются как у отдель-
ных лиц, так и у групп, больших масс. Степень и формы их
проявления разнообразны. Хотя страх – область, прежде всего,
индивидуальной психологии, а паника – главным образом
коллективной (групповой), это близкие эмоциональные со-
стояния. Средства и приемы управления действиями подчи-
ненных, поддавшихся страху или панике, зависят от вызвав-
ших их причин и форм.
Испуг возникает на основе инстинкта самосохранения
при столкновении с опасностью или резким неблагоприятным
изменением среды. Поэтому непосредственное управление по-
ведением человека, подавшегося испугу, затруднено. Эмоция
испуга прямо не связана с
ожиданием опасности или
кой к каким-либо действиям, она захватывает человека врас-
плох, может сразу же нарушить течения психических процес-
сов и деятельность в целом. Все же активизация чувства слу-
жебного долга, опыт, пример целесообразных и решительных
действий, отвлечение и переключение внимания помогают со-
труднику овладеть собой. Устойчивость к испугу повышается
благодаря предварительной
правильном восприятии неожиданностей обстановки.
В случае возникновения боязни (эмоционального со-
стояния перед выполнением задачей, связанной с риском,
опасностью) непосредственное управление поведением может
быть более результативным, нежели при испуге. Боязнь, как
правило, является следствием недооценки своих сил и пере-
оценки трудностей. Если риск и опасность велики, то боязни
сопутствуют тревога, беспокойство, неуверенность. Подобное__
состояние бывает у солдат перед боем, у десантников перед
прыжками, у ракетчиков перед боевым пуском, у подводников
перед первым погружением. Боязнь часто возникает при не-
достатке информации, а также практических навыков, необ-
ходимых для успешных действий в сложной обстановке. Учет
обстоятельств, в которых могут оказаться сотрудники право-
охранительных органов, своевременная информация, уточ-
нение задания в ходе его выполнения – верное средство улуч-
шение морально духа.
Страх – тягостное эмоциональное состояние – появляет-
ся не только в реальных условиях, но и в результате вообра-
жаемой опасности. Аффективный страх самый сильный. Он
вызывается крайне опасными, чрезвычайно сложными об-
стоятельствами и на какое-то время парализует способность к
действию, к борьбе. Человек цепенеет, пассивно ждет своей
участи или бежит, куда глаза глядят.
Сотрудники правоохранительных органов могут дейст-
вовать в условиях прямой или ожидаемой опасности. Предва-
рительное ознакомление с вероятными осложнениями или
возможно смертельно опасной ситуацией только при опреде-
ленных условиях уменьшает их психологическое воздействие:
оно должно вызвать уверенность в благоприятном исходе дея-
тельности, подсказать выход из самого критического положе-
ния. В этом случае, если страх и возникает, он не проявляется
в острой форме.
Близка к страху (по своим проявлениям и механизму)
индивидуальная паника. Она отличается от страха большей
неадекватностью реальному размеру опасностей. Основная
черта панического поведения – стремление человека к само-
спасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции,
которые снижают уровень самоконтроля и заставляют физи-
чески уходить от опасности. Ради собственного спасения па-
никер может обречь на гибель других, отобрать у них средст-
ва, помогающие им бороться с наступающей опасностью.
Возможны и иные проявления индивидуальной паники:
человек чувствует себя совершенно беспомощным, теряет спо-
собность рассуждать, ориентироваться, правильно соотносить
цель и средства ее достижения, трезво оценивать события и
взаимодействовать с другими для выполнения боевой задачи.
Человек, поддавшийся панике, склонен к безрассудному под-
ражанию, особенно при самосохранении.
Преодолеть крайнюю
путями: активизировать внешнее поведение, переключить
внимание на привычные действия, отвлечь от объекта, обост-
рить чувство долга и т.д. Решающая роль в такой ситуации
принадлежит мужественному поведению какой-то части лю-
дей, твердому руководству по достижению такого морального
и психологического перелома, который позволял бы перейти
к активным действиям.
Аффект – переживание большой силы с коротким пе-
риодом протекания, вызванное раздражителем большой силы