Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 17:35, реферат
Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека.
Это состояние равновесия между человеком и внешним миром, адекватность его реакций на социальную среду, а также на физические, биологические и психические воздействия, соответствие нервных реакций силе и частоте внешних раздражителей, гармония между человеком и окружающими людьми, согласованность представлений об объективной реальности данного человека с представлениями других людей, критический подход к любым обстоятельствам жизни.
Введение
2)
• Психическое здоровье
• Уровни психического здоровья
• Психиатрический и психологический подход к пониманию психологического здоровья личности
• Психологические факторы здоровья
• Субъективность как фактор психологического здоровья
• Жизненная среда и психическое здоровье личности
3)Заключение
4)Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
1) Введение
2)
3)Заключение
4)Список литературы
Введение
Психическое здоровье, по определению
Всемирной организации здравоохранения,
- это состояние, способствующее наиболее
полному физическому, умственному и эмоциональному
развитию человека.
Это состояние равновесия между человеком
и внешним миром, адекватность его реакций
на социальную среду, а также на физические,
биологические и психические воздействия,
соответствие нервных реакций силе и частоте
внешних раздражителей, гармония между
человеком и окружающими людьми, согласованность
представлений об объективной реальности
данного человека с представлениями других
людей, критический подход к любым обстоятельствам
жизни.
Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей.
Психическое здоровье личности связано и с окружающей его жизненной средой (жизненным пространством).
Жизненная среда – совокупность, состоящая из природной, искусственной, жилой и рабочей среды, внутренней среды самого человека с его телесным и духовным содержанием.
Жизненная среда оказывает разностороннее влияние на человека; его физическое, психическое и социальное здоровье. Человек постоянно находится в жизненной среде.
Она может изменяться как структурно, так и содержательно в зависимости от возраста, профессии, социального статуса индивида и др.
Существенной характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени.
Одной
из специфических характеристик психического
здоровья является интенсивное формирование
социально-личностных стереотипов.
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
Психическое здоровье, по определению
Всемирной организации здравоохранения,
- это состояние, способствующее наиболее
полному физическому, умственному и эмоциональному
развитию человека.
Проблема определения критериев нормы
и аномалии психического здоровья человека
является одной из самых сложных. Исторически
сложилась ситуация, при которой критериями
нормы выступают социально-культурные
традиции. Одно и то же психическое проявление,
в зависимости от общепринятого понятия
нормы, может считаться как нормальным,
так и аномальным. Современная наука определяет
психическое здоровье посредством суммы
медицинских и психологических критериев,
а также социальных норм и ценностей.
.
Пограничные состояния данного аспекта
здоровья человека являются наиболее
обширной и труднодиагностируемой группой
психических проявлений. Достаточно сложно
провести четкую границу между психическим
здоровьем и психическим расстройством,
если оно клинически явно не проявляется.
Пограничная полоса, пролегающая между
ними и, в то же время, соединяющая их друг
с другом, достаточно широкая, а границы,
отделяющие болезнь от здоровья, являются
неустойчивыми и неопределенными. По данным
некоторых авторов, психические расстройства
определены у 20-26 %, пограничное состояние
- у 40-62 %, свободными от каких-либо нарушений
было 13-35 % обследованных людей.
Психическое здоровье - это состояние
равновесия между человеком и внешним
миром, адекватность его реакций на социальную
среду, а также на физические, биологические
и психические воздействия, соответствие
нервных реакций силе и частоте внешних
раздражителей, гармония между человеком
и окружающими людьми, согласованность
представлений об объективной реальности
данного человека с представлениями других
людей, критический подход к любым обстоятельствам
жизни.
УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Выделяют три уровня психического здоровья
человека:
.
• уровень психофизиологического здоровья
(определяется состоянием и функционированием
центральной нервной системы);
• уровень индивидуально - психологического
здоровья (определяется состоянием и функционированием
психической деятельности);
• уровень личностного здоровья (определяется
соотношением потребностей человека с
возможностями и требованиями социальной
среды). .
Очевидно, что каждый уровень психического здоровья человека имеет свою медико-психологическую и социально-ценностную систему критериев нормы и аномалии. Негативные изменения могут происходить как на одном, так и на двух и всех трех уровнях. Нарушения психофизиологического уровня здоровья проявляются в форме многообразных нервных заболеваний, возникающих как в центральной нервной системе, так и в периферической (мигрень, невралгия, неврит, полиневрит и др.).
Нарушения индивидуально-психологического уровня здоровья обуславливают появление ряда психических заболеваний (расстройства восприятия, мышления, памяти, эмоций и т.д.).
Нарушения личностного уровня здоровья
вызывают изменения направленности личности,
которые делают невозможным ее нормальное
сосуществование с социальным окружением
(алкоголизм, наркомания, преступники-маньяки).
Целый ряд психических заболеваний, разновидностей
умственной отсталости связан с наследственным
фактором. Подробно о природе наследственных
заболеваний, болезней с наследственной
предрасположенностью и хромосомных аномалий
пойдет речь в главе "Здоровье потомства".
Здесь же будут только определены пути
устранения данных патологических изменений.
Для возникновения патологий с наследственной
предрасположенностью, таких как шизофрения,
маниакально-депрессивный психоз, нетравматические
формы эпилепсии, некоторые виды слабоумия,
необходимо сочетание генетических факторов
с неблагоприятным действием окружающей
среды.
Профилактика этого вида наследственных
изменений включает раннее диагностирование
заболевания, медико-генетическое консультирование
и создание такой среды обитания, которая
будет препятствовать их развитию.
Существуют психические дефекты, не имеющие
очевидной наследственной природы. Во
время беременности их причинами могут
быть инфекции и интоксикации, во время
родов - психические и физические воздействия
или черепно-мозговые травмы.
.
Большое значение в сохранении психического
здоровья имеет правильная организация
воспитания ребенка. Разностороннее развитие,
постоянный контроль за состоянием здоровья,
своевременная коррекция возникших изменений
обеспечивают нормальный психический
статус ребенка.
Основой сохранения и приумножения психического
здоровья человека является здоровый
образ жизни: формирование оптимального
режима умственной и трудовой деятельности,
поддержание душевного покоя и благополучия.
Необходимо отказаться от табакокурения
и употребления алкогольных напитков.
ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком "хрупкие" или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.
На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого "не вкладывающегося в определенные рамки" поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием "злого духа", которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения. История содержит огромное количество фактов, когда "ведьм" и "колдунов" заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на "растерзание" возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к "умалишенным" как к "психически больным" людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.
До недавнего времени
именно психиатрия занималась изучением
и описанием психических
Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между "нормой" и "патологией".
Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей "психологической нормы" и "психических отклонений" довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ "нормального" и "аномального" в психике и т.д.
Все более и более
определяется круг психологических
проблем, решение которых связано
с совместной деятельностью психологов
и психиатров. На необходимость их
профессионального
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ.
Анализируя литературу по психологии здоровья, можно выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторЫ.
Содержание факторов.
Независимые, или предшествующие, факторы (блок I) показывают самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью. Они включают личностные характеристики, поведенческие особенности, а также все когнитивные, демографические и социальные ресурсы человека.
Среди независимых факторов выделяют: а) факторы, предрасполагающие к здоровью и/или болезни; б) когнитивные факторы; в) факторы социальной среды; г) демографические факторы.
К предрасполагающим факторам относятся: поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции и эмоциональные паттерны.
Поведенческие паттерны. Фактор поведения типа А — наиболее исследованныйповеденческий паттерн, влияющий на возникновение сердечно-сосудистыхзаболеваний (в частности, ишсмическую болезнь сердца — ИБС). В современной
литературе он определяется как
деятельностно-эмоциональный
2) специфическое поведение (мышечное
напряжение, быстрый и эмоциональный стиль
речи, убыстренный тип деятельности);
3) преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев).
Поддерживающие диспозиции — это личностные конструкты, связанные с индивидуальными возможностями реагирования на трудности в оптимистической или пессимистической манере. В настоящее время выделяют следующие личностные диспозиции: оптимизм/пессимизм, сила «Я» и выносливость.
Эмоциональные паттерны. В основном изучаются трудности в эмоциональное выражении, которые имеют два аспекта. Первый известен как «алекситимия» Она рассматривается как неспособность использовать язык для описания эмоци
онального опыта. Подобные трудности связаны со множеством психосоматических расстройств, например с хроническими болями и заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой.
Второй аспект трудностей
в выражении эмоций —