Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:53, реферат
Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления. Психическое здоровье тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.
Критерии психического здоровья
Всемирная
организация здравоохранения
-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
-критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
-соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
-способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
-способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
-способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
2. Психологическое здоровье
Научная категория "психологическое здоровье" была введена и наиболее детально разработана Дубровиной Ириной Владимировной (1991г) (доктор психологических наук, профессор). И.В.Дубровина дает такое определение психологического здоровья:
Динамическая совокупность психических свойств обеспечивающих:
а)
гармонию между различными
б)
возможность полноценного
Особо можно выделить, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация, гармония и с окружающей средой: социальным строем, с другими людьми, природой и далее.
Выделяются три уровня психологического здоровья:
- Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.
- Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.
- Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:
- поведение
при разрешении конфликта
- поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек в любой монастырь идет со своей молитвой. Их девиз: "Нам все равно как, лишь бы по-нашему".
Основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой, а она достигается за счет саморегулируемости. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя саморегулируемость - это свойство личности, которое делает доступным свободный переход от одного вида деятельности, состояния к другому. Внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими чувствами, эмоциями и отношениями.
Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной деятельности, как в благоприятных, так и в неблагоприятным условиях воздействиям окружающей среды. Адекватная деятельность представляет собой совокупность двух процессов: мобилизации волевого напряжения для активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т.е. изменений внутренних.
В наше
время много говорится,
Учительство,
как профессиональная группа
имеет низкий показатель
Важным
фактором психологического
Вторая
характеристика - преобладание наглядно-
По-разному
представляя себе, взаимосвязь между
психологическими
Душевно
здоровая личность - это личность продуктивная
и неотчуждённая; личность, относящаяся
к миру с любовью и использующая свой разум
для объективного постижения реальности;
это личность, переживающая себя как уникальное
индивидуальное существо и в то же время
чувствующая общность со своими собратьями;
личность, не подвластная иррациональному
авторитету и охотно признающая рациональный
авторитет разума и совести; это личность,
находящаяся в процессе непрерывного
рождения в течение всей своей жизни и
считающая дар жизни своим самым ценным
достоянием. (Эрих Фромм)
3. Психологическая помощь
Психологическая помощь— область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Психологическая
помощь необходима специалистам, работающим
в экстремальных условиях, а также
тем людям, которые страдают психическими
расстройствами. Значимость психологической
помощи имеет тенденцию к возрастанию,
она становится существенной частью
психологической службы. Поведение
будет считаться ненормальным в
том случае, если оно будет представляться
опасным для самого человека или
для окружающих. Всякий человек в
той или иной степени ненормален.
Просто у отдельных людей некоторые
свойства выражены сильнее, чем у
остальных, и поэтому такие люди
нуждаются в поддержке, чтобы
адаптироваться. Споры начинаются тогда,
когда нужно решать, какой должна
быть эта поддержка — социальной,
психологической или
Виды психологической помощи:
-психопрофилактика(
-психологическое просвещение (в консультировании, в психо-профилактике — лекции, семинары).
-психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).
-психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).
-психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.
-психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).
-психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).
Виды психологической помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)
Специфика объекта психологической помощи
Как и
во многих профессиях, в деятельности
психолога, при оказании им психологической
помощи, существуют некоторые принципы
и требования, реализация которых
является обязательной. Существование
различных этических кодексов деятельности
психолога-профессионала в
Среди наиболее
важных этических принципов
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.
Информация о работе Психическое здоровье человека и психологическая помощь