Психическое здоровье человека и психологическая помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 00:53, реферат

Краткое описание

Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида. Понимание природы и механизмов поддержания, нарушения и восстановления. Психическое здоровье тесно связано с общим представлением о личности и механизмах ее развития.

Вложенные файлы: 1 файл

помощь.docx

— 34.44 Кб (Скачать файл)

  Критерии  психического здоровья

  Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья, осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»:

  -чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

  -критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

  -соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

  -способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

  -способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

  -способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

  2. Психологическое  здоровье

  Научная категория "психологическое здоровье" была введена и наиболее детально разработана Дубровиной Ириной Владимировной (1991г) (доктор психологических наук, профессор). И.В.Дубровина дает такое  определение психологического здоровья:

   Динамическая  совокупность психических свойств обеспечивающих:

   а)  гармонию между различными сторонами  личности человека, а также между  человеком и обществом 

   б)  возможность полноценного функционирования  человека в процессе жизнедеятельности. 

  Особо можно  выделить, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих  желаний, ценностей, смысла жизни, саморегуляция, самоактуализация, гармония и с окружающей средой: социальным строем, с другими людьми, природой и далее.

   Выделяются три уровня психологического здоровья:

   - Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

   - Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

   - Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:

   - поведение  при разрешении конфликта характеризуется,  прежде всего, стремлением человека  приспособиться к внешним обстоятельствам  в ущерб своим желаниям и  возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.

   - поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек в любой монастырь идет со своей молитвой. Их девиз: "Нам все равно как, лишь бы по-нашему".

  Основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой и с окружающей средой, а она достигается за счет саморегулируемости. Различают два вида саморегулируемости: внутреннюю и внешнюю.

   Внутренняя саморегулируемость - это свойство личности, которое делает доступным свободный переход от одного вида деятельности, состояния к другому. Внутренняя саморегулируемость позволяет добиваться гармонии с самим собой, управлять своими чувствами, эмоциями и отношениями.

   Внешняя саморегулируемость обеспечивает возможность адекватной деятельности, как в благоприятных, так и в неблагоприятным условиях воздействиям окружающей среды. Адекватная деятельность представляет собой совокупность двух процессов: мобилизации волевого напряжения для активного воздействия на ситуацию, а следовательно, внешних изменений, и приспособления к ней, т.е. изменений внутренних.

   В наше  время много говорится, пишется,  даются советы повышения "стрессоустойчивости", но не менее важна "стрессоизменчивость", которая предполагает не только сохранение психологического здоровья, но и возможность использования человеком стресса для самоизменения, личностного роста и развития. Для этого используют принцип "измени себя и изменится мир" с использованием метода "изменить себя, не изменяя себе".

   Учительство,  как профессиональная группа  имеет низкий показатель физического  и психологического здоровья. И  эти характеристики снижаются  по мере роста стажа работы  в школе. 

   Важным  фактором психологического здоровья  является симптомо-комплекс - алекситимия, это совокупность психологических характеристик, предрасполагающих к заболеваниям психосоматической специфичности. Первая из этих характеристик - слабая дифференцированность эмоциональной сферы, неспособность к распознанию и описанию своих эмоций и эмоций других людей, неумение человека выражать словами свои внутренние переживания, различать чувства и телесные ощущения. Могут присутствовать запреты на чувствование или внешнее проявление какого-либо чувства, например страха или гнева.

   Вторая  характеристика - преобладание наглядно-действенного  мышления, слабая его символизация  и образность, ригидность и конкретность. Часто отмечается недостаточная  рефлексивность, например по поводу своих потребностей и мотивов, вследствие этого снижается способность саморегуляции, возможны аффективные срывы, причины которых плохо осознаются человеком.

   По-разному  представляя себе, взаимосвязь между  психологическими особенностями  человека и состоянием его  здоровья, исследователи едины во  мнении, что не только "в здоровом  теле здоровый дух", но и  душевное здоровье определяет здоровье физическое.

   Душевно здоровая личность - это личность продуктивная и неотчуждённая; личность, относящаяся к миру с любовью и использующая свой разум для объективного постижения реальности; это личность, переживающая себя как уникальное индивидуальное существо и в то же время чувствующая общность со своими собратьями; личность, не подвластная иррациональному авторитету и охотно признающая рациональный авторитет разума и совести; это личность, находящаяся в процессе непрерывного рождения в течение всей своей жизни и считающая дар жизни своим самым ценным достоянием. (Эрих Фромм) 
 

  3. Психологическая  помощь

  Психологическая помощь— область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.

  Психологическая помощь необходима специалистам, работающим в экстремальных условиях, а также  тем людям, которые страдают психическими расстройствами. Значимость психологической  помощи имеет тенденцию к возрастанию, она становится существенной частью психологической службы. Поведение  будет считаться ненормальным в  том случае, если оно будет представляться опасным для самого человека или  для окружающих. Всякий человек в  той или иной степени ненормален. Просто у отдельных людей некоторые  свойства выражены сильнее, чем у  остальных, и поэтому такие люди нуждаются в поддержке, чтобы  адаптироваться. Споры начинаются тогда, когда нужно решать, какой должна быть эта поддержка — социальной, психологической или медицинской.

  Виды  психологической  помощи:

  -психопрофилактика(предупреждение).

  -психологическое просвещение (в консультировании, в психо-профилактике — лекции, семинары).

  -психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

  -психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

  -психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

  -психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

  -психокоррекция (восстановление нормы, как с т.з. эмоционального состояния, так и с т.з. личностных черт).

  Виды психологической  помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием  является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем  работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

  Специфика объекта психологической  помощи

  Как и  во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической  помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых  является обязательной. Существование  различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных  странах и психологических сообществах  связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов  на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической  практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической  помощи было не просто более эффективным  и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве  работ на эту тематику обсуждаются  различные сложные ситуации, в  частности - как следует вести  себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

  Среди наиболее важных этических принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

  1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

  2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

  3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

  4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

  5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.

Информация о работе Психическое здоровье человека и психологическая помощь