Психичесские процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:51, реферат

Краткое описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по эксперименталке РИТА.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В 20 столетии психологические  исследования вышли за рамки тех  явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти  утратило свой первоначальный достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно  воспринимаемым и переживаемым человеком  явлениям сознания. Однако до сих пор  по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее  название [4].

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для  того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также, поэтому составляют предмет  современных психологических исследований.

 

 

 

Психическое и  физиологическое

 

Давно замечено, что психические  явления тесно связаны с работой  мозга человека. Эта мысль была сформулирована ещё в первом тысячелетии  до новой эры Алкмеоном Кротонским (VI в. до н.э.) и поддерживалась Гиппократом (ок. 460 – ок. 377 г. до н.э.). В течение более чем двухтысячелетней истории развития психологических знаний она оставалась неоспоримой, развиваясь и углубляясь по мере получения новых данных о работе мозга и новых результатов психологических исследований [1].

В начале XX века из двух разных областей знаний – физиологии и  психологии – оформились две специальные  науки, которые занялись изучением  связей между психическими явлениями  и органическими процессами, происходящими  в мозге человека. Это физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Представители первой науки обратились к изучению тех органических процессов, происходящих в мозге, которые непосредственно  касаются управления телесными реакциями  и приобретения организмом нового опыта. Представители второй науки сосредоточили  свое внимание в основном на исследовании анатомо-физиологических основ психики. Общим для ученых, называющих себя специалистами по высшей нервной  деятельности и по психофизиологии, стало понятие научения, включающее в себя явления, связанные с памятью  и в результате приобретения организмом нового опыта одновременно обнаруживающиеся на анатомо-физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Большой вклад в понимание  того, как связана работа мозга  и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов [4]. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).

По мысли И. М. Сеченова психические явления входят как  обязательный компонент в любой  поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь  же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как  оно имеет ту же самую рефлекторную природу [3].

Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления  с начала XX в. до наших дней претерпели идеи И. П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это  понятие возлагали большие надежды  в объяснении психических процессов  и научения. Однако эти надежды  полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым  физиологическим явлением, чтобы  на его основе можно было понять и к нему свести все сложные  формы поведения, тем более психические  феномены, связанные с сознанием  и волей.

Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта – импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, – которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но, тем не менее, идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е. Н. Соколова и Ч. А. Измайлова [5].

Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления  разработки проблемы связи психики  и мозга. Они касались, с одной  стороны, роли, которую психические  процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой – построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин).

Результаты исследования условнорефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Е. Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги. В блок-схеме концептуальной рефлекторной дуги выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную – органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами) [1].

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить  себе следующим образом. На рецепторы  – специфические аппараты органов  чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, – поступают сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами – нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или, как это показано на рисунке, осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов [2].

От детекторов сигналы  далее поступают на командные  нейроны. Уровень возбуждения командных  нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение  далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

Н. А. Бернштейн доказал, что  даже простое движение, приобретенное  при жизни, не говоря уже о сложной  человеческой деятельности и поведении  в целом, не может быть выполнено  без участия психики. "Формирование двигательного акта, – писал он, – есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность.… Для  каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной  нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать  основные сенсорные коррекции этого  акта, соответствующие его смысловой  сущности… Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции" [2].

Американский ученый К. Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции. Эти механизмы – в основном врожденные – служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме – гомеостаза, включаются в действие, когда он нарушен [3].

А. Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Первый – блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций. Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т. п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем [3].

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т. е. более или менее точного  их представительства в отдельных  мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е годы XX в.

В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным [1].

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения – с поражением затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха – с поражениями височных долей больших полушарий и т. п. В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.

 

Анатомо-физиологическое  представительство в мозге психических  процессов и состояний человека

 

Каждый психический процесс, состояние или свойство человека определенным образом связаны с  работой всей центральной нервной  системы. Хотя проблема локализационизма-антилокализационизма к настоящему времени не решена и нам известно не так уж много о характере связей, существующих между психическими явлениями и работой отдельных участков и структур мозга, тем не менее, информация на этот счет имеетс [5].

В целом физиологический  механизм формирования ощущений, включая  неосознаваемые, с учетом роли и  действия ретикулярной формации, видится  следующим образом. На многочисленные интеро- и экстерорецепторы ежесекундно воздействует масса разнообразных стимулов, причем лишь незначительная часть из них вызывает реакции в рецепторах. Попадая на специализированные рецепторы, они возбуждают их; рецепторы преобразуют энергию воздействующих стимулов в нервные импульсы, которые в закодированном виде несут в себе информацию о жизненно важных параметрах стимула. Далее эти импульсы попадают в ЦНС и на разных ее уровнях – спинного, промежуточного, среднего и переднего мозга – многократно перерабатываются.

В КГМ поступает уже  переработанная, отфильтрованная и  отсеянная информация, где, достигая проекционных зон коры, она порождает  ощущения соответствующей модальности. С помощью ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные  части КГМ, эта информация, вначале  представленная на уровне отдельных  ощущений, интегрируется, вероятно, в  образы.

Внутренняя оболочка глазного яблока – сетчатка. В ней находятся  особые световоспринимающие элементы, называемые соответственно их форме  палочками и колбочками [1].

Центральная часть сетчатки, называемая фовеа, является ее наиболее чувствительным местом. В ней сосредоточены только колбочки (около 50000), сконцентрированные на площади размером меньше чем 1 см2. В остальной части сетчатки имеются как палочки, так и колбочки, причем от центра к периферии их концентрация постепенно уменьшается.

Информация о работе Психичесские процессы