Психичесские процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 17:51, реферат

Краткое описание

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по эксперименталке РИТА.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

С головным мозгом палочки  и колбочки соединены идущими  от них нервами, которые имеют  переключения через еще два слоя расположенных в сетчатке нервных  клеток. Кроме того, через специальные  горизонтальные соединительные клетки, также имеющиеся в сетчатке, ряд  палочек и колбочек непосредственно  соединяется друг с другом. Такая  структура обеспечивает многоуровневую вертикально-горизонтальную передачу, переработку и интеграцию стимулов, воспринимаемых светочувствительными элементами: палочками и колбочками. Чем ближе к центру сетчатки, тем меньше палочек и колбочек горизонтально соединено друг с другом; чем дальше от центра, тем крупнее системы взаимно объединенных друг с другом палочек и колбочек [2].

Рассмотрим теперь физиологические  механизмы внимания. Как общее  состояние сосредоточенности оно  связано с повышением возбудимости КГМ в целом или ее отдельных  участков. Это в свою очередь соотносится  с активностью отдельных частей ретикулярной формации. Те ее отделы, которые  своей деятельностью порождают  общий эффект возбуждения, входят в  структуры, связанные с ориентировочным  рефлексом, автоматически возникающим  при любых неожиданных и заметных изменениях стимулов, воздействующих на организм. В свою очередь те отделы ретикулярной формации, которые вызывают специфический эффект возбуждения, функционируют, по-видимому, в рамках анатомо-физиологической системы  доминанты. С ней же, скорее всего, соотносим в своем действии и  избирательный механизм регуляции  внимания через актуализацию потребностей, а также механизм волевого управления вниманием через кортикально-подкорковые связи [4].

В последние несколько  десятилетий в связи с развитием  генетики молекулярной физиологии, а  также кибернетики привлекли  к себе внимание исследования биологических  основ и физиологических механизмов памяти. Часть этих исследований была проведена на нейронном уровне, т. е. на уровне изучения работы отдельных  нервных клеток и их ансамблей  в процессе запоминания (научения). Было показано, что следы памяти обнаруживаются в изменениях, которые  в процессе научения происходят в  нервных клетках отдельных внутренних структур головного мозга. Это выражается, в частности, в повышении пластичности (откликаемости на стимулы) нейронов гиппокампа, ретикулярной формации и двигательной коры в процессе научения [4].

Считается, что физиологически потребность представляет собой  состояние отклонения от нормы во внутренних тканях и органах, которое  субъективно выражается в форме ощущений и эмоций. Выделить и назвать какую-либо одну или несколько мозговых структур как общую основу мотивации и эмоций практически невозможно.

Однако в психологии различают  элементарные эмоции и высшие чувства, причем первые считаются в основном врожденными, а вторые – приобретенными в результате научения. Анатомо-физиологической  основой низших или простейших эмоций являются лимбические структуры ЦНС, а также процессы, происходящие в таламусе и гипоталмусе. Нервным субстратом высших чувств человека, скорее всего, является КГМ.

Согласно этой теории первопричинами возникновения эмоциональных состояний  являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Возникнув под влиянием внешних  или внутренних стимулов, они затем  отражаются в голове человека через  систему обратных нервных связей и порождают ощущение определенного  эмоционального тона. Сначала, согласно теории Джемса – Ланге, должны произойти соответствующие органические изменения в ответ на воздействия стимулов, и только затем как их субъективно отраженное следствие возникает эмоция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы считаем, что все  вышеизложенное довольно точно передает взаимосвязь между психическим и физиологическим. Эти два понятия существуют безраздельно в жизни человека, и их стоит рассматривать не отдельно друг от друга, а как два признака, присущих человеку. Ведь если бы не существовало связи между душой и телом, мы не смогли бы совершать даже самые простые действия.

Проблеме психического и  физиологического посвящены многие труды известных психологов и  философов, таких как З.Фрейд, И.М. Сеченов, Н. Соколов, Ч. А. Измайлов и многие другие не менее известные деятели науки. Хотя изучению этого вопроса и отдано немалое время, он не исследован до конца.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Общая психология. Под  ред. В. В. Богословского. –  М.: Просвещение, 1981.

2. Общая психология. Под  ред. А. В. Петровского. –  М.: Просвещение, 1976.

3. Немов Р. С. Психология: Общие основы психологии. В 2 кн. Кн. 1. – М.: Просвещение: Владос, 1984.

4. Р.С. Немов, Психология, том 1, Москва, 1995г.

5. Орлов Ю.М. Восхождение  к индивидуальности, Москва,1991г. 


Информация о работе Психичесские процессы