Психоанализ Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 59.82 Кб (Скачать файл)
  1. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

  Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

  Исходя  из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:

  психоанализ - как метод психотерапии;

  психоанализ - как метод изучения психологии личности;

  психоанализ - как система научных знаний о  мировоззрении, психологии, философии.

  Рассмотрев  основной психологический смысл  психоанализа, в дальнейшем мы будем  обращаться к нему как мировозренческой системе.

  В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает  организацию психической жизни  в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

  Под оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

  Эго - следует  принципу реальности, вырабатывая ряд  механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

  Эго посредник  между стимулами, идущими как  из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными  двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

  Особое  значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных  и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен  генетически, а Я - продукт индивидуального  опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает  в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие  годы. Сверх-Я образуется благодаря  механизму идентификации ребенка  с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение  или совершит действие в угоду  Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в  виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию  от ид, постольку сверх-Я часто  действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением  различных сил, Я (эго) спасается  с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область  бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия - соскальзывание не более  примитивный уровень поведения  или мышления. Сублимация - один из механизмов, посредством которого запретная  сексуальная энергия, перемещаясь  на несексуальные объекты, разряжается  в виде деятельности, приемлемой для  индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

  Учение  Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, "преисподнюю" психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно  упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных  отношений между сознанием и  неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал  Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми  его течениями, бурями, взрывами. И  здесь на помощь призван прийти психоанализ  с его методом "свободных ассоциаций". Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего  вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической  догмы (ссылка на Юнга) и назван - либидо. Бессознательное трактовалось как  сфера, насыщенная энергией либидо, слепого  инстинкта, не знающего ничего, кроме  принципа удовольствия, которое человек  испытывает, когда эта энергия  разряжается. Подавленное, вытесненное  сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственные сновидения Фрейд, пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

  Идея о  том, что на наше повседневное поведение  влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена  Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901). Различные  ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать  случайными, объяснять их слабостью  памяти. По Фрейду же в них прорываются  скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе "Остроумие и  его отношение к бессознательному" (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают  на сознание индивида различные социальные нормы.

  Схема психосоциального развития личности от младенческого  возраста до стадии, на которой возникает  естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к  родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как  соперника, который вызывает и ненависть  и страх.

  В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике  человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод  Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в  виду не только особое тяготение к  смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась  в ранг известного, заложенного в  самой природе человека биологического побуждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Учение о бытие.
 

  Бытие – предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

  Понятие о целостности мира формировалось  исподволь, его возникновению предшествовал  целый ряд промежуточных понятий  и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали  различные альтернативы философских  построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство).

  В результате возникает радикально новая установка  в познании и понимании окружающего  мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них – Парменид) поставили вопрос о всеобщей и  постоянной основе этих изменений, которая  и была названа бытием.

  Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств  конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) – важный раздел философского знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Учение  о материи.
 

  Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость  рассматриваемого объекта обуславливает  множество различных определений  материальности, существовавших в истории  философии.

  Достаточно  распространенными в настоящее  время являются: "материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" (гносеологический аспект); "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи" (онтологический аспект).

  Современные представления о материи как  философской категории в "снятом" виде содержат ее основные исторические формы (наглядно-чувственную, вещественно-субстратную, гносеологическую и другие), стремятся  избежать как излишнюю релятивизацию  понятия, так и его абсолютную унификацию в качестве единственно  верного и окончательного.

  Рассматриваемая категория имеет непреходящее значение для формирования определенного мировоззрения, осуществления научно-теоретической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Законы  диалектики.
 

  Первый закон: единство и борьба противоречий. 
Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.  
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра - другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет. 
 
    Второй закон: переход количественных изменений в качественные. 
Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество - это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество - это исчисляемые параметры.  
Мера - единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие. 
 
  

   Третий закон: отрицание отрицания. 
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.  
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля. 
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал, что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Проблема  антропогенеза.

  Сам Поршнев  считал предметом своей основной специальности проблематику антропогенеза:

  Многие  годы я слышу кастовые упреки: зачем  занимаюсь этим кругом вопросов, если моя прямая специальность история  Европы XVII-XVIII веков. Пользуюсь случаем  исправить недоразумение: наука  о начале человеческой истории –  и, в первую очередь, палеопсихология  – является моей основной специальностью. Если в дополнение к ней я в  жизни немало занимался историей, а также и философией, и социологией, и политической экономией – это  ничуть не дискредитирует меня в указанной  главной области моих исследований. Но вопросы доистории встают передо мной в тех аспектах, в каких  не изучают их мои коллеги смежных  специальностей".

  Изложение вклада Поршнева в науку об антропогенезе  в виде вклада его в целый ряд  вполне самостоятельных наук крайне сложно, ибо эти науки на проблеме антропогенеза пересекаются до такой  степени, что границу между ними провести уже практически невозможно. Однако есть одно обстоятельство, которое  делает такой путь оправданным.

Информация о работе Психоанализ Зигмунда Фрейда